Комментарии
- 25 мар 2020 02:22Ирэна Янко-Крушинская
- 25 мар 2020 04:46Остров сокровищ
- 25 мар 2021 19:30Лидия Кокошко (Нифонтова)Талант величайший! Спасибо, Раисе Сахаровой за очерк о судьбе Кипренского...
- 25 мар 2022 19:11Лидия Кокошко (Нифонтова)Вновь с огромным почтением прикоснулась к угасшему светочу своего народа... Спасибо Раисе Сахаровой Острова сокровищ...
- 24 мар 2023 20:25Лидия Кокошко (Нифонтова)Светоч своего народа, вкладывавший во взгляды изображённых на каждом портрете истинную духовность...
- 24 мар 2023 21:01луиза исаеваНеугасающий талант этохи. Огромное спасибо вам.
- 25 мар 2023 10:58Светлана Бечина ( Наумова)
️
- 25 мар 2023 13:38Надежда Шуплецова (Филюшкина)Бесподобные картины !!!Большое спасибо за изумительную подборку картин, интересное описание жизни замечательного художника Кипренского !!!Спасибо Раисе Сахоровой и острову сокровищ !!!
- 25 мар 2023 13:42Надежда Шуплецова (Филюшкина)
- 27 мар 2023 19:41Мери КауксСупер!
- 27 мар 2023 19:41Мери КауксКрасота!
- 28 мар 2023 20:15Людмила Федотенко (Маслакова)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
24 марта 1782 года родился Орест Адамович Кипренский,
русский художник, график и живописец, мастер портрета.
_______________________________________________
Кипренский был незаконным сыном бригадира Алексея Степановича Дьяконова. Мать Ореста, Анну Гавриловну, Дьяконов выкупил у помещика-соседа, а когда сыну исполнился год, дал ей вольную. Но вскоре снова закрепостил: выдал за Адама Карловича Швальбе, собственного крепостного. Как немец-лютеранин стал крепостным – до сих пор загадка. Именно Швальбе будет считаться названным отцом Кипренского и даст ему своё отчество.
Что же до фамилии, то для незаконнорожденных детей нормальным считалось выбрать фамилию на своё усмотрение. Поэтому несколько первых лет жизни Орест носил фамилию Копорский – по названию населенного пункта Копорье. Позже, уже в Академии, его переименовали в более звучного Кипрейского, а потом – в Кипренского.
На родине художника до сих пор жива легенда, что имя ему дала высокая трава с темно-розовыми цветками – кипрей, в изобилии растущая на болотистых окраинах Санкт-Петербурга.А, возможно, она происходит от имени богини Киприды.
Подлинное признание мастер получил как художник-портретист. Им выполнен целый ряд женских и детских портретов, нарисованы портреты героев войны 1812 года, поэтов.
У художника был редкий дар изображать людей в счастливые мгновения их жизни. Такие портреты, выхватившие человека в минуты его душевного просветления и приподнятости, открывают в нем самое лучшее.
Коллекционер и будущий московский губернатор Федор Ростопчин свидетельствовал: «Кипренский почти помешался от работы и воображения».
Кипренский потом напишет маслом Ростопчина: залысины, бакенбарды, недовольно сжатые губы.
И Екатерину Петровну, кроткую супругу коллекционера. «По силе выражения душевной красоты, - будут восхищаться ценители, - портрет Е.П.Ростопчиной не знает равных в ХIХ веке!»
Девочка с виноградом. 1831
Дальше будет – только по нисходящей, к холодному и страшному концу.
Слава Кипренского оказалась быстротечной, в Италии он мучился от сознания, что никогда не достигнет мастерства Рафаэля, пытался угнаться за местными вкусами, выписывая слащавых цыганок и итальянских поселянок, завидовал возрастающей славе Брюллова, начал пить.
Некоторые полагали, что на судьбу Кипренского роковой отпечаток наложило жестокое заблуждение: будучи прирождённым портретистом, он курьёзно считал, что создан для исторической живописи, в которой был несравненно слабее. Другие убеждены, что Кипренский был чересчур зависим от внешней успешности, слишком падок на славу.
Портреты князя Голицына и княгини Щербатовой, написанные в это время, - несравненно выше его исторических картин.
В 1823-м художник ненадолго вернулся на родину, однако Петербург принял его холодно: до России доползли слухи, будто бы в Италии Кипренский убил собственную натурщицу (та действительно была найдена мертвой в его мастерской) и испытывал непозволительные чувства к ее дочери, 10-летней Мариучче, с которой писал «Девочку в маковом венке».
Но именно этот несчастливый период оставил две исторически значимых работы – сепию «Наводнение в Петербурге» и живописный портрет Пушкина.
На что поэт выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвященном Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...
В 1828-м Кипренский снова уедет в Рим, но для него это будет совсем другой Рим: не город успеха, а город смерти. Он встретится с подросшей Мариуччей и женится на ней, приняв для этого католичество. Но счастья в этом браке не обретёт.
Теперь он больше времени проводил не в мастерской, а в остериях, итальянских ресторанчиках, напиваясь вином и прикармливая хлебом бродячих псов.
Константин Паустовский в очерке о художнике заметит, что заказчики умудрялись отыскивать Кипренского, ориентируясь по сворам собак, сидевших то у одного, то у другого ресторана.
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из статьи Анны Вчерашней "Орест Адамович Кипренский" и из Википедии.
Автор подборки Сахарова Раиса.
Умер Кипренский 10 октября 1836 года от горячки, вызванной пневмонией. Ему было всего 49. Дочь Кипренского Клотильда родится уже после его смерти.
Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Орест Адамович Кипренский (24 марта 1782 — 24 октября 1836).