Комментарии
- 8 июн 2021 19:20Лидия Кокошко (Нифонтова)Самодостаточность в лице "Неизвестной" вызывает почтение...
- 8 июн 2021 23:50Татьяна Богданова
- 8 июн 2021 23:50Татьяна Богданова
- 9 июн 2021 06:52Раиса Сердюк
- 9 июн 2021 18:53Лариса Замякина
- 8 июн 2023 17:49Вера Кудинова(Кочанова)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Остров сокровищ
8 июня в 1837 году родился Иван Николаевич КРАМСКОЙ, русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи;
художественный критик.
«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Есть версия, что Неизвестная - героиня литературного произведения.
Крамской был знаком со Львом Толстым. Писал его портрет. Да не просто писал, а писал именно в 1873-м году, когда Лев Николаевич как раз приступил к работе над романом "Анна Каренина".
Но реальная женщина, с которой списана внешность Анны Карениной. существует. Это Мария Александровна Гартунг, урождённая Пушкина, дочь Александра Сергеевича Пушкина! И на "Неизвестную" Крамского она совсем не похожа.
Есть версия, что Неизвестная - дочка художника Крамского, Софья
Обратите внимание, что протерты дочери написаны буквально за год до "Неизвестный", то есть сам факт сравнения вполне допустим.
А теперь сравним лица Софьи Крамской и Неизвестной:
1. Нельзя сказать. что Софья Крамская и Неизвестная - одно лицо.
2. Нельзя не заметить, что Софья Крамская и Неизвестная похожи.
Можно предположить, что Неизвестная - собирательный образ, а Софья Крамская - одна из тех, кто позировал художнику для собирательного образа. Или Крамской подсознательно включил в собирательный образ любимые черты любимой дочери
А некоторые находят черты Неизвестной не в дочери, а в племяннице художника: Людмила Федоровна Крамская в траве под зонтиком была написана в тот же год, что и "Неизвестная".
Есть предположение, что Неизвестная - любовница императора Александра II
Её звали Екатерина Михайловна Долгорукая (1847 - 1922), она родила от императора четверых незаконнорожденных детей. И жила прямо в Зимнем Дворце, рядом с законной супругой императора.
Есть версия, что Крамской изначально собирался писать портрет Долгорукой, но после убийства императора в 1881-м году отказался от этого замысла - и сделал собирательный образ.
Эта версия высказывается в книге "Судьба красоты. История грузинских жен" Ильи Оболенского.
Варвара Туркестанишвили (также известная как Туркестанова; 1775 - 1819) - дворянка российского происхождения, прославилась при дворе не только миловидностью и приятным характером, но и незаурядным умом. Она родила дочь Марию не то от императора Александра I, не то от князя Владимира Голицина. Варвара Туркестанова приняла смертельную дозу яда через два месяца после рождения дочери: говорили, из-за того, что император к ней охладел. Родные попытались замять скандала - и списали смерть на холеру. Ей было 44 года.
Через 60 с лишним лет после смерти Варвары Туркестановой камея с её изображением (якобы подаренная императором, когда только начинался их роман) будто бы попалась на глаза Крамскому - и художник с камеи написал свою "Неизвестную". Кроме камеи при работе над "Неизвестной" Крамскому позировала ещё и молодая грузинка. Кстати, сохранились воспоминания Репина о том, как он застал как раз в это время в мастерской Крамского натурщицу поразительной красоты.
Из воспоминаний Ильи Репина:
Однажды утром, в воскресенье, я пришел к Крамскому... Из подъехавших троек-саней в дом ввалилась ватага артельщиков-художников с холодом мороза на шубах; они ввели в зал красавицу. Я просто остолбенел от этого дивного лица, роста и всех пропорций тела черноглазой брюнетки...Я стал глазеть из-за спин художников... Наконец я добрался и до Крамского. Вот это так! Это она! Он не побоялся верной пропорции глаз с лицом; у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеску! И конец носа с ноздрями шире междуглазия, так же как у нее, — и какая прелесть! Вся эта теплота, очарование вышли только у него".
Здесь имеем целый сюжет для мелодраматического сериала. Рассказывают, будто бы Неизвестная написана с крестьянки Матрёны Саввишны, которая удачно вышла замуж и стала дворянкой: будущую жену статский советник Бестужев выкупил у помещицы Милюковой (по другой версии - просто выпросил у своей тётки: Матрёна служила у неё горничной). Но счастливой семейной жизни не получилось: у пары умирает сын, супруги разводятся - и Матрёна Саввишна выходит за полковника Попова, но тот вскоре погибает на дуэли.
Среди тех, кого пленила красота Матрёны, будто бы был и Крамской - собирался написать её портрет, но не вышло: возвращаясь после всех городских мытарств в родную деревню, Матрёна Саввишна простудилась и умерла.
Неизвестная - это выдумка художника, собирательный образ, такой женщины не существовало
Эта версия возникла ещё у первых зрителей картины, её придерживаются по сей день искусствоведы. Крамской создал собирательный образ. Но какой смысл вложил в этот образ художник?
Но, скорее всего, Крамской написал обличительную картину - и изобразил не просто красавицу, а даму полусвета. Дерзкую (едет в карете одна, без полагающегося приличным дамам сопровождения), одетую по последнему слову моды (а истинные аристократки имели привычку одеваться чуть-чуть старомодно), с надменным выражением лица. Вероятно, художник изобразил самоуверенную содержанку. Критик Стасов назвал Неизвестную "кокоткой в коляске".
В частной коллекции в Праге хранится этюд к картине "Неизвестная". Он говорит в пользу того, она - собирательный образ дамы не самых честных правил.
Во-первых, на этюде дама совсем другой наружности (значит, Крамской не писал портрет реально существовавшей женщины, а искал необходимые для образа черты, выдумывал их). Во-вторых, в отличие от окончательной версии, женщина с этюда даже не надменна, а хамовата, а красота её хоть и яркая, но грубоватая, если не сказать вульгарная: художник явно намеревался обличать, но в окончательной версии картины просто смягчил свои обличительные интонации.
Дремлет сумрачных зданий гранит.
Петербург, как на выцветшем снимке,
Молчаливо преданья хранит.
В пересудах столичного света,
Оживает застывший мираж:
В мерном цокоте, словно карета,
Тёмной тенью скользит экипаж.
И не ветреница, не кокетка
В нём всё время блистает одна.
Кто ты, строгая, в чёрном, брюнетка?
Так загадочна и холодна!
Кто ты? Силой какой поднебесной
Окрылён чуть надменный твой взгляд?
И о чём, Чёрный Ангел прелестный,
Уголки твоих глаз говорят?
Не слёзинки ль застыли в них блеском?
Или страсть загустела вином?..
Нет ответа… Всё стихло на Невском.
Петербург забывается сном.
Александр Верба
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из Википедии и статьи "Кем на самом деле была "Неизвестная" Крамского: все версии".
#рая