Сегодня, 15 мая, день рождения Виктора Михайловича Васнецова, одного из самых прославленных художников-модернистов, мастера живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
Слава художника пришла к нему практически сразу. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере - в России. Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником.
Крамской И.Н. Портрет художника.
На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты.
С квартиры на квартиру. 1876.
Преферанс. 1879.
Позже главным направлением становится былинно-историческое.
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880.
Александр Чёрный - Черный ворон
Показывая одно из важнейших событий русской истории, Васнецов славит отважных русских воинов, воспевает их подвиг. Художник изобразил гораздо больше мертвых тел русичей. Действительно, битва закончилась победой кочевников. Но Васнецов не вносит в сюжет уныния или скорби, он внушает оптимизм и гордость за прошлое своей страны, своего народа. Васнецов - романтик, поэт в живописи - сумел создать полотно, способное воспитывать патриотические чувства зрителя.
Ковёр-самолёт. 1880. Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, Москва.
Эта картина была задумана Васнецовым вместе с известным меценатом С. И. Мамонтовым, который обратился к художнику за написанием картины для украшения кабинета правления, который занимался строительством железной дороги. По мнению Васнецова, картина должна была выражать победу и движение, а также величие русских традиций. Несмотря на то, что картина получилась превосходной и сегодня считается настоящим шедевром русской живописи, правление железной дороги отказалось принимать работу из-за излишней сказочности мотива.
Алёнушка. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Сам Васнецов так отзывался о своей картине: ««Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.»
Три царевны подземного царства. 1881.Государственная Третьяковская галерея, Москва.
За основу картины взята сказка «Подземные царства». Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменён сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля.
Витязь на распутье. 1882. Русский музей.
Эта картина отчасти является и отражением судьбы Васнецова. Будучи признанным художником-передвижником, он исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества. Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.
Воины Апокалипсиса.1887.
Виктор Васнецов учился в Вятском духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. В 1867 году с благословения отца он уехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств, обучение в которой успешно завершил в 1875 году. Религиозная живопись занимала очень важное место в его творчестве.
Иван-Царевич на Сером Волке. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-Царевич и Серый Волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес, спасаясь от погони.
Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой.
Для образа царевны Васнецов использовал написанные в 1882 году портреты Натальи Анатольевны и Татьяны Анатольевны Мамонтовых (кузин «девочки с персиками»).
Гамаюн, птица вещая. 1897. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Махачкала.
Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре.
Богатыри. 1881—1898. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
Встреча Олега с кудесником. 1899. Государственный Литературный музей, Москва.
Эта акварель написана в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства».
Баян. 1910. Русский музей, Санкт-Петербург.
Художник с любовью работал над темой русской истории. Васнецову удалось прекрасно отобразить тот период времени, когда дружина отдыхает и набирает сил перед новым сражением. В этом сюжете проскальзывает и мысль о том, что искусство одерживает победу над смертью и болью, заполняет разум людей красотой и душевностью.
Илья Муромец. 1914.
Емеля и братья - Илья Муромец
Поединок Пересвета с Челубеем. 1914.
Спящая царевна. 1900-1926. Дом-музей В. М. Васнецова.
Своей картиной «Спящая царевна» В.М. Васнецов сделал иллюстрацию к «Сказке о спящей царевне и семи богатырях». Глядя на произведение, сразу кажется, что зритель попадает в какую-то необычную страну, ведь все герои, изображённые на картине, спят.
Пётр Ильич Чайковский - 17 A) Adagio
Царевна-лягушка. 1918. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва.
От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев.
Несмеяна-царевна. 1916-1926. Дом-музей Васнецова, Москва
Кощей Бессмертный. 1926.
Это полотно писалось знаменитым русским живописцем в течении девяти лет. Хронологически картина стала его последней работой. Художник изобразил мрачного старца в золотой короне, который пленил у себя молодую девушку. Кощей заинтересованно разглядывает свою добычу пустыми глазами. Девушка не смотрит на старика, взор красавицы с ужасом и негодованием обращен к длинному мечу, на конце лезвия которого застыла темная человеческая кровь. Многие современники великого художника отмечали, что за время написания холста он переживал многочисленные страдания, вызванные волнениями в стране. Возможно, этот меч является знаком для наблюдателей, неким посланием людям будущего о прекращении вражды.
Патриот и славянофил Виктор Михайлович Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.
Михаил Васильевич Нестеров. Портрет художника В.М. Васнецова. 1925.
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен.
Информация взята из разных интернет источников. #рая
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
Сегодня, 15 мая, день рождения Виктора Михайловича Васнецова, одного из самых прославленных художников-модернистов, мастера живописи на исторические и фольклорные сюжеты.
На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты.
Позже главным направлением становится былинно-историческое.
Эта картина была задумана Васнецовым вместе с известным меценатом С. И. Мамонтовым, который обратился к художнику за написанием картины для украшения кабинета правления, который занимался строительством железной дороги. По мнению Васнецова, картина должна была выражать победу и движение, а также величие русских традиций. Несмотря на то, что картина получилась превосходной и сегодня считается настоящим шедевром русской живописи, правление железной дороги отказалось принимать работу из-за излишней сказочности мотива.
Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Сам Васнецов так отзывался о своей картине: ««Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.»
За основу картины взята сказка «Подземные царства». Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменён сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля.
Эта картина отчасти является и отражением судьбы Васнецова. Будучи признанным художником-передвижником, он исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества. Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.
Виктор Васнецов учился в Вятском духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. В 1867 году с благословения отца он уехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств, обучение в которой успешно завершил в 1875 году. Религиозная живопись занимала очень важное место в его творчестве.
Картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-Царевич и Серый Волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес, спасаясь от погони.
Для образа царевны Васнецов использовал написанные в 1882 году портреты Натальи Анатольевны и Татьяны Анатольевны Мамонтовых (кузин «девочки с персиками»).
Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре.
Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
Эта акварель написана в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки. Цикл «Песнь о вещем Олеге» Васнецова оказал значительное влияние на развитие русской книжной иллюстрации, в частности на Ивана Билибина и художников объединения «Мир искусства».
Художник с любовью работал над темой русской истории. Васнецову удалось прекрасно отобразить тот период времени, когда дружина отдыхает и набирает сил перед новым сражением. В этом сюжете проскальзывает и мысль о том, что искусство одерживает победу над смертью и болью, заполняет разум людей красотой и душевностью.
Своей картиной «Спящая царевна» В.М. Васнецов сделал иллюстрацию к «Сказке о спящей царевне и семи богатырях». Глядя на произведение, сразу кажется, что зритель попадает в какую-то необычную страну, ведь все герои, изображённые на картине, спят.
От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев.
Это полотно писалось знаменитым русским живописцем в течении девяти лет. Хронологически картина стала его последней работой. Художник изобразил мрачного старца в золотой короне, который пленил у себя молодую девушку. Кощей заинтересованно разглядывает свою добычу пустыми глазами. Девушка не смотрит на старика, взор красавицы с ужасом и негодованием обращен к длинному мечу, на конце лезвия которого застыла темная человеческая кровь. Многие современники великого художника отмечали, что за время написания холста он переживал многочисленные страдания, вызванные волнениями в стране. Возможно, этот меч является знаком для наблюдателей, неким посланием людям будущего о прекращении вражды.
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен.
#рая