23 августа в 1873 году родился Василий Васильевич ГЕЛЬМЕРСЕН,

библиотекарь, художник-силуэтист.

Он - автор знаменитых иллюстраций к роману «Евгений Онегин».
Об этих иллюстрациях давно ходили легенды.
Выходец из старинного немецкого дворянского рода, он обучался на гимназическом отделении Петришуле. В 1892 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого определился на службу в контроль Министерства Императорского Двора. Продвинулся по служебной лестнице от помощника бухгалтера до надворного советника, камер-юнкера в 1908 году.
Однако бюрократическая карьера не привлекала Василия Гельмерсена, и в 1914 году ему удалось перейти на работу в дворцовую библиотеку Николая II старшим помощником заведующего библиотекой.
К тому времени он был уже известен как художник, автор силуэтов. С начала 1900-х годов его работы выставлялись на выставках в Академии художеств. Гельмерсен стал известен за рубежом.
«Не пользовавшись никогда уроками рисования, совершенно не владея ни карандашом, ни кистью, он с малых лет ревностно работал ножницами, иллюстрируя произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шиллера, Шекспира и других классиков, не прибегая при этом ни к какой композиционной подготовке». (Пушкин. А. С. Евгений Онегин в силуэтах В. Гельмерсена/ сост., послесловие Н. А. Марченко: Н. Марченко. Тень художника. – М: Московский рабочий, 1993).
В жанре силуэта Гельмерсен выполнял и экслибрисы, которые также экспонировались на отечественных выставках
В 1928 году его работы попали и на Международную выставку экслибриса в Лос-Анджелес.
У истоков русского силуэтного искусства стоял граф Федор Петрович Толстой (1783-1873; медальер, скульптор, живописец, гравер), которого Пушкин мечтал увидеть иллюстратором «Евгения Онегина», но этого не произошло.
Фёдор Петрович Толстой. Портрет работы С. К. Зарянко, 1850

Пройдет сто лет, и, наконец, появится иллюстратор пушкинского романа, который, как представляется, вполне бы удовлетворил его автора.
Но сам Гельмерсен при жизни увидел напечатанной только одну им исполненную иллюстрацию (с подписью: "Из неизданных рисунков В. Гельмерсена к «Евгению Онегину»") – «Ленский представляет Лариным Онегина», – опубликованную в III томе брокгаузовского собрания сочинений Пушкина в 1909 году.
Шестифигурная композиция включает в себя изображения стоящих слева направо Онегина, Ленского, Прасковьи Лариной, Ольги, няни Филипьевны и Татьяны. Все они легко узнаваемы, потому что именно такими их представил Пушкин. Их словесные портреты тактично, со вкусом и любовью переведены художником в зрительный ряд. Гельмерсен как будто следует за Пушкиным буквально, не привнося в силуэты ничего от себя, кроме своего искусства, которым нельзя не восхищаться. Выделявшаяся на фоне слабых, а порою и просто пошлых иллюстраций других авторов, помещенных в брокгаузовском издании «Евгения Онегина», работа Гельмерсена стала настоящим его украшением и не могла не привлечь к себе внимания самых искушенных ценителей пушкинского творчества.
После Октябрьской революции и национализации дворцовой библиотеки, Гельмерсен был назначен её заведующим. В 1923 году он стал научным сотрудником Русского музея.
Еще в 1920 году Э. Голлербах, для которого Гельмерсен выполнил экслибрис, обратил внимание на его иллюстрации к «Онегину», напечатав о них очерк в газете «Жизнь искусства» под рубрикой «По мастерским художников».
В Русском музее Гельмерсен прослужил недолго – уже в 1925 году его пригласили на должность помощника управляющего делами Академии наук. На этот раз пригодилось его великолепное владение шестью европейскими языками. В обязанности Гельмерсена входила переписка с заграницей и общение с иностранными учеными, гостями Академии наук.
Летом 1929 года при проверке Академии так называемой «комиссией Фигнатера» Гельмерсен был «вычищен» из нее по первой категории, то есть без права на поступление в любое государственное учреждение и даже на получение паспорта.
А через полгода, 12 января 1930 года, он был арестован по делу «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России».
Приговор Гельмерсену вынесли 10 мая 1931 года – он был осужден на десять лет лагерей. Срок отбывал на Соловках и в Медвежьей Горе (Белбалтлаг).
Сохранились воспоминания о встречах с Гельмерсеном в Медвежьей Горе, в том числе художника Владимира Александровича Свитальского (1904—1937), которого он приобщил к искусству силуэта.
Свитальский Владимир Александрович

Свитальский в лагере исполнил силуэтный портрет своего учителя. Это единственное известное нам изображение Гельмерсена. С ножницами в руках и листом бумаги, с очками, поднятыми на лоб, – таким, за любимым делом, он оказался запечатленным для потомства.
М.Мелентьев в своих воспоминаниях о Свитальском («Книга о Володе») пишет :
"... на Соловках того времени «процветали науки и искусства». Это были «Афины Северно-Ледовитого океана». Там издавался прекрасный иллюстрированный журнал «Соловецкие острова», велась большая музейная работа, была громадная библиотека. Население острова на 40% состояло из людей с высшим образованием, большой культуры и различных специальностей. У Володи (Свигальского) оказались там знакомые по Москве: профессор А.И. Анисимов, А.Н. Греч, приват-доцент... Там он познакомился с М.Д. Беляевым, Б.Н. Моласом, В.В. Гельмерсеном. Все люди из первого десятка."
В лагерях художник читал своим собратьям по судьбе отрывки из «Евгения Онегина», которого знал наизусть, и раздаривал им силуэты к пушкинскому роману, которые постоянно вырезал.
Актер Вацлав Янович Дворжецкий, встретившийся с Гельмерсеном в Медвежьей Горе в 1933 году, вспоминая о круге заключенных – философах, литераторах, художниках, сотрудниках лагерной газеты «Перековка», пишет:
Актер Вацлав Янович Дворжецкий (1910-1993

"В бараке для актеров помещалось до ста человек. Здесь жили и работники редакции газеты «Перековка». Среди них были исключительно интересные люди: литераторы, философы, ученые. Особенно запомнился художник Гельмерсен Василий Васильевич — бывший библиотекарь царя, маленький, худенький старичок лет 90, всегда улыбающийся, приветливый, остроумный, энергичный. Он когда-то был почетным членом разных заграничных академий, магистр, доктор-филолог, свободно владел многими иностранными языками, потрясающе знал историю всех времен и народов, мог часами наизусть цитировать главы из Библии, декламировал Державина, Пушкина, Блока и еще вырезал ножницами из черной бумаги стилизованные силуэты из «Евгения Онегина»: Татьяна, Ольга, Ленский... С закрытыми глазами!"
Дворжецкому, 23-летнему тогда актеру, 60-летний Гельмерсен запомнился 90-летним стариком. Не был Гельмерсен ни «доктором-филологом», ни даже «магистром» и не состоял членом заграничных академий. Но обаяние его личности, обширность его познаний сделали свое дело – мемуарист сам производит его в доктора наук и почетные члены иностранных академий.
Какие-то из силуэтов Гельмерсена, расходившиеся по рукам, впоследствии, выйдя за пределы лагерей, дошли до нашего времени.

Однако основной корпус иллюстраций сохранил Н.О. Лернер, вдова которого в 1934 году, сразу же после смерти мужа, передала директору Государственного Литературного музея В.Д. Бонч-Бруевичу сто два силуэта Гельмерсена к «Евгению Онегину».
В это время автор иллюстраций, по-прежнему содержавшийся в лагере, был вторично осужден и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 20 ноября 1937 года. (по другим данным - 9 декабря 1937 года)
Реабилитировали Гельмерсена только 29 апреля 1989 года.
Однако в 1940 году Гослитмузеем была предпринята еще одна попытка издать «Евгения Онегина» с иллюстрациями Гельмерсена. Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891 — 1978) — искусствовед, библиофил и коллекционер, написал для готовившегося издания специальную статью, «“Евгений Онегин” в силуэтах Гельмерсена».
Алексей Алексеевич Сидоров (1891 — 1978)

Он писал, что силуэтное искусство в XVIII – XIX веках широко распространилось в Европе, особенно в Англии и Франции. Превосходным примером силуэтного искусства явились иллюстрации В.В.Гельмерсена к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Они изящны, лаконичны, информативны. Сказывается глубокое знание художником пушкинского текста.
Дело дошло даже до верстки, которая была подписана в печать 5 июня 1941 года. Начавшаяся война не позволила продолжить подготовку книги. После войны работа над изданием продолжена не была.
В 1948 году иллюстрации Гельмерсена к роману Пушкина были описаны в «Каталогах» Государственного литературного музея. Эти иллюстрации входят в общий список иллюстраций к «Онегину», тогда принадлежавших музею, с указанием номеров, размеров и строф, к которым они относятся.
Евгений Онегин
Печально подносить лекарство...
Там некогда гулял и я...
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы...
«Евгений Онегин» с иллюстрациями Гельмерсена, принадлежащими Гослитмузею, был выпущен в 1993 году со вступительной статьей Н.Марченко под названием «Тень художника».
К сожалению, в это издание оказались включены не все силуэты, а те, которые вошли, отпечатаны на плохой бумаге, оторваны от текста и частично с ошибочными атрибуциями.

Только теперь, спустя столетие после первой публикации одной иллюстрации В. В. Гельмерсена к «Евгению Онегину», читатели имеют возможность по достоинству и в полном объеме оценить уникальную работу художника, о которой многие знали, но очень немногие видели.
Спустя 20 лет петербургское издательство «Вита-Нова» подготовило подарочное издание «Евгения Онегина» (тиражом всего в одну тысячу экземпляров), с иллюстрациями В.В.Гельмерсена и обширными комментариями известного пушкиниста Вадима Петровича Старка.
  • Чайковский - Чайковский. Евгений Онегин
"... Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы..."
"...Представить ясные черты
Провинциальной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей..." 
...Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Информация взята из интернета.
Василий Васильевич Гельмерсен (23 августа 1873 — 9 декабря 1937)
Захоронен на территории современного мемориального кладбища Сандармох.

Комментарии