Комментарии
- 23 авг 2019 14:53Остров сокровищ
- 23 авг 2019 15:50Ирина Кузнецова
- 24 авг 2019 19:52Лидия Кокошко (Нифонтова)Революция не мёд—помнить это должен весь народ... И царям, и чинам, помнить не мешает, где у революции начало...
- 24 авг 2019 19:58Лидия Кокошко (Нифонтова)О светлейшей силе Василия Васильевича Гельмерсена— Раиса Сахарова поделилась со своими почитателями... Спасибо Раисе Сахаровой. благодаря которой культура в ИНТЕРНЕТ есть!!!
- 25 авг 2019 11:01Раиса Сахарова ответила Лидии Кокошко (Нифонтовой)
- 25 авг 2019 19:03Лидия Кокошко (Нифонтова) ответила Раисе СахаровойРаиса Сахарова, вам огромное спасибо за интереснейшие ценности, которыми вы нас радуете...
- 3 окт 2019 10:42Ирэна Янко-КрушинскаяУникальные работы. Трагичная судьба. Сколько их ,сгинувших и забытых,незаслуженно,страшно и горько. Надо,надо скорбеть и помнить
- 3 окт 2019 10:43Ирэна Янко-Крушинская
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
23 августа в 1873 году родился Василий Васильевич ГЕЛЬМЕРСЕН,
библиотекарь, художник-силуэтист.
Об этих иллюстрациях давно ходили легенды.
Пройдет сто лет, и, наконец, появится иллюстратор пушкинского романа, который, как представляется, вполне бы удовлетворил его автора.
Свитальский в лагере исполнил силуэтный портрет своего учителя. Это единственное известное нам изображение Гельмерсена. С ножницами в руках и листом бумаги, с очками, поднятыми на лоб, – таким, за любимым делом, он оказался запечатленным для потомства.
"В бараке для актеров помещалось до ста человек. Здесь жили и работники редакции газеты «Перековка». Среди них были исключительно интересные люди: литераторы, философы, ученые. Особенно запомнился художник Гельмерсен Василий Васильевич — бывший библиотекарь царя, маленький, худенький старичок лет 90, всегда улыбающийся, приветливый, остроумный, энергичный. Он когда-то был почетным членом разных заграничных академий, магистр, доктор-филолог, свободно владел многими иностранными языками, потрясающе знал историю всех времен и народов, мог часами наизусть цитировать главы из Библии, декламировал Державина, Пушкина, Блока и еще вырезал ножницами из черной бумаги стилизованные силуэты из «Евгения Онегина»: Татьяна, Ольга, Ленский... С закрытыми глазами!"
Однако основной корпус иллюстраций сохранил Н.О. Лернер, вдова которого в 1934 году, сразу же после смерти мужа, передала директору Государственного Литературного музея В.Д. Бонч-Бруевичу сто два силуэта Гельмерсена к «Евгению Онегину».
Реабилитировали Гельмерсена только 29 апреля 1989 года.
Он писал, что силуэтное искусство в XVIII – XIX веках широко распространилось в Европе, особенно в Англии и Франции. Превосходным примером силуэтного искусства явились иллюстрации В.В.Гельмерсена к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Они изящны, лаконичны, информативны. Сказывается глубокое знание художником пушкинского текста.
Изделье легкое Европы...
Только теперь, спустя столетие после первой публикации одной иллюстрации В. В. Гельмерсена к «Евгению Онегину», читатели имеют возможность по достоинству и в полном объеме оценить уникальную работу художника, о которой многие знали, но очень немногие видели.
Провинциальной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей..."
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Захоронен на территории современного мемориального кладбища Сандармох.