Комментарии
- 23 окт 2019 05:17Остров сокровищ
- 23 окт 2019 20:56Лидия Кокошко (Нифонтова)Яркая страница жизни и творчества художника, своего стиля— родства с русским народом... Интересным материалом вновь порадовала нас Раиса Сахарова Острова сокровищ... Спасибо!
- 24 окт 2019 11:54Раиса Сахарова ответила Лидии Кокошко (Нифонтовой)gif
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Остров сокровищ
:Раиса Сахарова
22 октября 1869 года родился Филипп Андреевич Малявин,
русский живописец, график.
Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Филипп Малявин родился в Самарской губернии, Бузулукского уезда (ныне - Оренбургская область) в многодетной семье государственных крестьян.
Портрет Андрея Ивановича, отца художника. 1898
Его отец, Андрей Иванович занимался хлебопашеством, а зимой, чтобы хоть как-то свести концы с концами, подрабатывал валянием валенок.
Мать, Домна Климовна, вела хозяйство и трудилась на подённой работе. Дед будущего художника был неплохим резчиком по дереву. Неплохо рисовали также брат и сестра Марфа, которая впоследствии обитала в монастыре, где работала на поприще иконописи.
Были у Филиппа и ещё сестры.
В 1885 г. вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона, где, по его представлениям, он сможет обучаться «церковной живописи» в иконописной мастерской. Посетивший в 1891 году Святую гору скульптор В. Беклемишев заинтересовался работами молодого послушника и предложил ему переехать в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.
В 1892 г. Филипп Малявин становится «вольнослушающим» Академии, где знакомится с И. Грабарем, Б. Кустодиевым, К. Сомовым, А. Остроумовой, А. Мурашко.
Однокурсница Малявина – Анна Остроумова-Лебедева вспоминала, что художник говорил ей:
«Не надо обращать внимания на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».
Из стен Академии он вышел в 1899 году уже знаменитым мастером. О нём как о несравненном певце современного крестьянства, писали газеты.
Написанные в 1894 - 1895 годах картины «Крестьянка, закрывающая свиткой рот», «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» (две последние экспонировались на XV Периодической выставке картин Общества любителей художеств) приобрёл для своей коллекции П. Третьяков.
Ему заказывали портреты представители самых «громких» российских фамилий. Его гонорарам завидовали коллеги. Нищета осталась позади.
В 1900 году Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его дипломная картина «Смех», отклоненная Советом профессоров Академии за «бессодержательность» и «декадентство», вместе с тем восторженно принятая французами и удостоенная золотой медали.
Полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции.
Из письма М.В. Нестерова — Е. А. Праховой:«Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили, „Смеющиеся бабы", вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры. Его только лишь после огромного скандала среди совета Академии признали достойным „звания", лишив заграничной поездки. Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое „звание" угрозой немедленного выхода из Академии, вызвав бурю страшную — даже юродство.»
1900- ые годы стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: «Баба в жёлтом», «Девка» (обе 1903), «Две девки» (1910) и др.
Как вспоминают современники, художник преобразился и даже несколько «забронзовел». Приятель Малявина М. Фёдоров писал тогда же, что тот «ударился в свет, начал ходить по-другому и говорить по-другому».
Любопытно сравнить два свидетельства одного и того же человека, художницы Остроумовой, разделённые десятилетием. В 1892 году она встретилась с застенчивым, растерянным и одиноким «монашком» в одежде, похожей на подрясник, — он молчал, опускал глаза и крестил лист бумаги перед тем, как начать рисовать.
Прошло десять лет, и Остроумова увидела в Париже «европейца» в пальмерстоне, цилиндре, ярко-рыжих перчатках и таких же башмаках. Выглядел «европеец» нелепо, но вёл при этом себя очень вызывающе.
Впрочем, главной теме Малявин не изменил — он по-прежнему писал крестьян.
С любовью писал и детей своих знакомых, и неизвестных крестьянских ребятишек. Одной из самых известных картин Малявина является, конечно же, портрет внучки П.М. Третьякова, которую дома ласково называли «Лисичка».
С 1900 года начинается рязанский период в творческой биографии Филиппа Малявина (в Рязанской губернии художник вместе с семьёй проживал в течение двадцати лет).
После женитьбы на бывшей однокурснице по Академии, одесской мещанке Наталии Карловне Новаак-Савич (в браке родились дочери Зоя и Галина), поселяется в усадьбе в сельце Денежникове, где ведёт практически уединённый образ жизни.
В 1902 году Малявин пишет картину «Три бабы» (1901 - 1902), ярко изображая три народных характера. Это полотно оказалось тоже в зарубежном собрании, его приобрёл Люксембургский музей в Париже. В критических статьях выставки, на которой Малявин представил эту работу, художника даже назвали «Максимом Горьким живописи».
В 1906 году Малявин «прогремел» еще одной картиной — она называлась «Вихрь».
Критик Сергей Глаголь, писал, что «Вихрь» производит впечатление «красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок». Однако была своя тайна и в самих красках, рецепт которых подсказал Малявину Игорь Грабарь. Художник, правда, добавил в связующее вещество слишком много терпентина, и краски практически не затвердевали. Те, кто приходил в Третьяковскую галерею летом, говорили, что порой кажется, что красочная масса вот-вот придёт в движение.
Академия художеств избрала его за «известность на художественном поприще» своим членом. Итак, тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, в 1906 году был избран академиком.
В 1907 г. совершает творческую поездку в Париж. Картины Малявина неоднократно подвергались и критике. Писали, что это не стиль, а всего лишь «манера», поверхностная и показная, что, несмотря на «оргию красок», в картинах Малявина «всегда чувствовался ученик Репина», и что в картинах нет подлинной живописности и культуры колоризма.
Особенно странным и противоречивым казалось искусствоведам, что художник соединял натуралистически написанные лица и нарочитое «буйство кисти» в трактовке одежд, которое искусствовед Я. Тугендхольд назвал «пёстрой драпированной неразберихи».
После октябрьского переворота 1917 года Малявин некоторое время пытался сотрудничать с новой властью - сначала в Рязани, куда он переехал в 1918 году и где занимался преподаванием.
В 1919 г. губернский отдел Наркомпроса организует первую в карьере художника персональную выставку, которая открылась в Рязани и была приурочена к 50-летию со дня его рождения.
Благодаря охранной грамоте произведения Ф. Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника (большую часть ему удалось вывезти за границу). В 1920 г. вместе с семьёй переезжает в Москву, а в 1922 году, под предлогом организации передвижной выставки, эмигрирует во Францию.
В 1924 года в Париже прошла вторая персональная выставка Малявина. Нельзя сказать, что эмигрантское бытие Малявина было беспросветным. Нет, он много работал, но, кажется, без особой радости. «Вне родины - нет искусства», — говаривал стареющий живописец.
В воспоминаниях Фёдора Шаляпина читаем:
«Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»
1930-е гг. отмечены всплеском творческой активности: почти ежегодно персональные выставки Малявина проходят в городах Англии, Дании, Италии, Чехословакии, Франции, Швеции.
Помимо работ на национальную крестьянскую тематику, начинает экспериментировать с жанрами: пишет марины, зимние пейзажи.
Мара Олив. 1922
Приобретает репутацию салонного портретиста, получает заказы на написание портретов членов европейских монарших домов, представителей богемы, видных деятелей литературных кругов русского Парижа.
Осенью 1933 г. Ф. Малявин организовал крупнейшую в своей эмигрантской карьере персональную выставку. Экспозиция разместилась в пяти залах современного выставочного павильона Myslbek, построенного в историческом центре Праги. Последняя персональная выставка состоялась в 1939 году в мастерской художника в Ницце.
В момент внезапного нападения Германии на Бельгию в 1940 году Малявин находился в Брюсселе, где писал заказной портрет. Он не знал языков, и фашисты, арестовавшие художника, заподозрили в нём шпиона.
Отпустили Малявина благодаря счастливой случайности, поскольку отрядом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве. Но потрясение, испытанное при аресте, вскоре дало о себе знать.
Из Брюсселя в Ниццу семидесятилетний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Он вернулся измученный, истощенный, ещё и жёлтый - у него разлилась желчь. Дома художник тут же слёг, его увезли в клинику, из которой уже не вернулся.
23 декабря 1940 года Малявина не стало. Н. Кожевникова упоминает тот факт, что «дочери Малявина для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга». Похоронен на Русском кладбище Кокад в Ницце.
Страсть этих женщин с природой сравнима:
Здесь и скала, и морские приливы.
Грянула музыка — в пляс все пустились.
Фартуки, юбки, платки закрутились.
Полем цветов и дыханием лета —
Так в танце дев и Россия воспета.
Горечь калины и терпкость рябины —
В этом вкус женской крестьянской судьбины.
Ягодный сок, алой крови разливы.
Здесь радость жизни, веселья порывы.
Яркость женских платков, жар ночного костра,
Буйство природы и любви красота.
Танец здоровым призывом исполнен.
Кружатся бабы — и жизнью довольны.
Филипп Андреевич Малявин (22 октября 1869 — 23 декабря 1940).
#рая