Почему античную стеклянную вазу дважды разбивали вдребезги в XIX и ХХ веке. Портлендская ваза - один из наиболее выдающихся сохранившихся до наших дней образцов изделия из художественного стекла. Портлендская ваза - реликвия эпохи античности, один из наиболее выдающихся сохранившихся до наших дней образцов изделия из художественного стекла. Сейчас ваза хранится в Британском музее. Предположительно, она была изготовлена в I веке до н.э. древнеримскими мастерами (по другим данным, между 5 и 25 годами н.э.). История этой вазы уникальна: ее дважды разбивали вдребезги и склеивали заново. При этом оба раза она была разбита умышленно. Эта двуручную амфору обнаружили в гробнице римского императора Александра Севера, чье захоронение находится недалеко от Рима. Археологическая находка сразу же заинтересовала стеклодувов и мастеров, работающих с фарфором, а также - искусствоведов. Ваза была изготовлена из двух слоев стекла - из непрозрачного белого и темно-синего. Далее белый слой срезан таким образом, чтобы образовались изображения. Какие сцены запечатлели античные мастера, остается загадкой. Историки предполагают, что это может быть изображение свадьбы Пелея и Фетиды. Барельеф изготовлен мастерски, на то, чтобы создать это произведение искусства, потребовалось не менее двух лет, поскольку работа очень кропотливая. Какие античные боги изображены на амфоре, однозначно сказать трудно. По одной версии, на одной из сцен может быть древнеримский военачальник Марк Антоний, соблазненный Клеопатрой, по другой, - боги Пелей и Фетида. Есть и версия о том, что на вазе воспроизведен сюжет из греческой мифологии: сон Гекубы о падении Трои. По словам Грэма Фишера, попечителя British Glass Foundation, особого интереса к вазе не проявляли до 1845 года, когда она была разбита вдребезги. Тогда в один из февральских дней 19-летний парень (как позже выяснилось, будучи изрядно пьяным) зашел в музейный зал, где была выставлена портлендская ваза. Вандал схватил скульптуру, выставленную рядом, и, используя ее, как молоток, разбил античную амфору. Охрана музея тут же задержала парня и передала его полиции. Работники музея собрали 189 осколков вазы, и занялись поиском специалиста, который мог бы спасти произведение искусства. Реконструкция вазы заняла более семи месяцев, однако результат был выше всяких похвал - ваза выглядела, как новая, все было проделано с ювелирной точностью. Казалось бы, все проблемы решены, однако, спустя годы, на вазе пожелтели трещины в тех местах, где она была склеена. В 1989 году руководство музея решило, что пора вновь реконструировать вазу. Для этого ее снова «разбили», очистили каждый осколок, и склеили их натуральным клеем, обработали ультрафиолетом. На восстановительные работы потребовалось девять месяцев, на протяжении всего процесса прочность склеивания проверяли при помощи электронного микроскопа. Портлендская ваза - античная реликвия. Тогда о портлендской вазе много писали в прессе, стеклодувы даже пробовали делать копии римской амфоры. Первому энтузиасту Джошуа Веджвуду понадобилось для этого около трех лет. Всего же было сделано пять копий. Благодаря работе реставраторов, портлендскую вазу все еще можно увидеть в экспозиции Британского музея.
Всеобщая история искусств и культуры
Портлендская ваза: экспонат Британского музея.
Почему античную стеклянную вазу дважды разбивали вдребезги в XIX и ХХ веке.
Портлендская ваза - один из наиболее выдающихся сохранившихся до наших дней образцов изделия из художественного стекла.
Портлендская ваза - реликвия эпохи античности, один из наиболее выдающихся сохранившихся до наших дней образцов изделия из художественного стекла. Сейчас ваза хранится в Британском музее. Предположительно, она была изготовлена в I веке до н.э. древнеримскими мастерами (по другим данным, между 5 и 25 годами н.э.). История этой вазы уникальна: ее дважды разбивали вдребезги и склеивали заново. При этом оба раза она была разбита умышленно.
Эта двуручную амфору обнаружили в гробнице римского императора Александра Севера, чье захоронение находится недалеко от Рима. Археологическая находка сразу же заинтересовала стеклодувов и мастеров, работающих с фарфором, а также - искусствоведов. Ваза была изготовлена из двух слоев стекла - из непрозрачного белого и темно-синего. Далее белый слой срезан таким образом, чтобы образовались изображения.
Какие сцены запечатлели античные мастера, остается загадкой.
Историки предполагают, что это может быть изображение свадьбы Пелея и Фетиды.
Барельеф изготовлен мастерски, на то, чтобы создать это произведение искусства, потребовалось не менее двух лет, поскольку работа очень кропотливая. Какие античные боги изображены на амфоре, однозначно сказать трудно. По одной версии, на одной из сцен может быть древнеримский военачальник Марк Антоний, соблазненный Клеопатрой, по другой, - боги Пелей и Фетида. Есть и версия о том, что на вазе воспроизведен сюжет из греческой мифологии: сон Гекубы о падении Трои.
По словам Грэма Фишера, попечителя British Glass Foundation, особого интереса к вазе не проявляли до 1845 года, когда она была разбита вдребезги. Тогда в один из февральских дней 19-летний парень (как позже выяснилось, будучи изрядно пьяным) зашел в музейный зал, где была выставлена портлендская ваза. Вандал схватил скульптуру, выставленную рядом, и, используя ее, как молоток, разбил античную амфору. Охрана музея тут же задержала парня и передала его полиции. Работники музея собрали 189 осколков вазы, и занялись поиском специалиста, который мог бы спасти произведение искусства.
Реконструкция вазы заняла более семи месяцев, однако результат был выше всяких похвал - ваза выглядела, как новая, все было проделано с ювелирной точностью. Казалось бы, все проблемы решены, однако, спустя годы, на вазе пожелтели трещины в тех местах, где она была склеена. В 1989 году руководство музея решило, что пора вновь реконструировать вазу. Для этого ее снова «разбили», очистили каждый осколок, и склеили их натуральным клеем, обработали ультрафиолетом. На восстановительные работы потребовалось девять месяцев, на протяжении всего процесса прочность склеивания проверяли при помощи электронного микроскопа.
Портлендская ваза - античная реликвия.
Тогда о портлендской вазе много писали в прессе, стеклодувы даже пробовали делать копии римской амфоры. Первому энтузиасту Джошуа Веджвуду понадобилось для этого около трех лет. Всего же было сделано пять копий. Благодаря работе реставраторов, портлендскую вазу все еще можно увидеть в экспозиции Британского музея.