Празднование Пасхи в Бугуруслане

Воспоминаниям офицера царской армии, будущего командира Красной армии Никифора Епейкина из книги «Жизнь. Годы. Судьба"
«20 апреля 1919 года. Было около 11 часов ночи, когда мы с хозяйкой двинулись к собору. Издали привлекли наше внимание сотни горящих плошек, пристроенных поверх ограды и освещавших площадь.

Поразило неимоверно большое количество людей, стоящих не только возле собора в ограде, но и на улице, такого стечения народа я не наблюдал никогда в прежние годы. Протиснуться через эту толпу стоило громадных усилий. Моя хозяйка со своим куличом осталась за оградой, где прямо на земле на салфетках было расставлено множество куличей и яиц, принесенных для освящения. Постепенно мне удалось продвинуться до паперти и, наконец, с трудом попасть в храм.
Шла торжественно-печальная служба. Священнослужители, их было 10 человек, в траурных черных бархатных рясах произносили заунывные молитвы, и хор отвечал им тоже печально-грустным песнопением. Многие молящиеся стояли с зажженными свечами. Эта заупокойная служба не могла не трогать души молящихся, особенно женщин. Поэтому не было ничего удивительного в том, что слышались и всхлипывания и рыдания... Все, что происходило, напоминало им страдания и смерть лежащего в гробу Христа. Наконец, два священника подняли на голову плащаницу (изображение умершего Христа на полотне). Все зашевелились и ринулись с зажженными свечами наружу.
Священнослужители с плащаницей и зажженными свечами и с песнопением: «Воскресение Твое, Христе Спасе...», выйдя через северную дверь пошли в обход храма. За ними с хоругвями и иконами двинулась и многолюдная толпа, как бы встречая воскресшего Христа. И что тут творилось! Разрывались в небе разноцветные ракеты, гремели ружейные выстрелы, всюду огни иллюминации. Грянул пушечный выстрел, затрезвонили все колокола, когда священник подошел к закрытой двери, запели: «Христос воскресе из мертвых...» Сразу открылись двери, и сразу мощный хор подхватил песнопение. Моментально загорелись люстры, паникадила и храм озарился необычайно веселым светом, засветились и лица людей. И началась торжественная и радостная, охватывающая всю душу служба.
Священнослужители сменили свои траурные ризы на светлые, разукрашенные и часто меняли их на более красивые. Выходя на амвон с подсвечником с тремя свечами и махая кадилом, часто произносили: «Христос воскресе!» И разом все присутствующие отвечали: «Воистину воскрес», что напоминало шум морского прибоя. Величаво, торжественно и, пожалуй, даже игриво и весело исполнял хор положенные песнопения. Создавалось особенно приятное и приподнятое настроение у верующих ...
Это пасхальное богослужение производило исключительное, незабываемое впечатление. Когда кончилась первая часть богослужения, народ повалил из храма. Люди знакомые и незнакомые, бросались друг к другу с возгласом «Христос воскрес! Воистину воскрес!!» Христосовались – целовались. В этот промежуток священники занялись освящением принесенных яств, куличей, яиц. Уходить не хотелось. Хозяйку свою я не разыскал, она, освятив кулич, видимо, вернулась домой. Я простоял и прослушал обедню.
Вернулся лишь с рассветом, по окончании обедни. Как истинный христианин, придя домой, и я похристосовался со всеми домашними. Сели за стол разговляться замечательными творениями моих добрых хозяев...»
Между тем, власть в городе вскоре снова сменилась и уже окончательно. 30 апреля красноармейцы взяли железнодорожную станцию Бугуруслан, а 4 мая и сам город. Источник: Никифор Епейкин

Комментарии

Комментариев нет.