"В СССР ничего не производили, кроме калош", - Путин.

#Достижения_СССР_промышленность #ВМФ_СССР #Советская_авиация
12 мая 1927 года состоялся первый полёт спортивного самолёта АИР-1 (ВВА-3), на котором были установлены первые советские мировые рекорды (эту дату считают началом деятельности конструкторского бюро Яковлева).
Толчком к строительству авиеток в СССР послужил конкурс проектов, организованный АВИАХИМом в 1925 году. Основной базой этой работы стала существовавшая в ВВА (Военно-воздушной академии) ячейка ОСО — Общества содействия обороне (с 1927 года, после объединения ОСО и АВИАХИМа, — ячейка ОСОАВИАХИМа).
В основу проекта самолёта, получившего название ВВА-3, было положено задание ячейки ОСО ВВА на военную авиетку службы связи с мотором на 40-60 л.с., с посадочной скоростью 50 км/ч, максимальной — не менее 120 км/ч и с запасом топлива на 3 часа полёта.
Строили ВВА-3 под руководством А. С. Яковлева в зале клуба Академии (бывший ресторан). Конструктору приходилось быть и снабженцем, и чертежником, и казначеем, и администратором, и уборщиком помещения. Работали исключительно вечерами, с 5 до 11 часов, после утомительного трудового дня на аэродроме. Но как работа ни изматывала, она доставляла большое удовлетворение. Постепенно складывалась группа энтузиастов, которая впоследствии положила начало конструкторскому бюро Яковлева.
Вся постройка заняла восемь месяцев, причем приходилось преодолевать недоверие некоторых слушателей и сотрудников ВВА, не допускавших возможности создания самолета 20-летним рабочим-самоучкой и всячески тормозивших работу. Но немало было и доброжелателей — комсомольцы ВВА, слушатели С. В. Ильюшин, В. С. Пышнов, некоторые руководители Академии.
К 1 мая 1927 года самолет был закончен и перевезен на Центральный аэродром. Первый пробный полет 12 мая, проведенный с большим успехом Юлианом Ивановичем Пионтковским при большом стечении «болельщиков», вызвал всеобщее ликование. А. С. Яковлев чувствовал, что сдал серьезный экзамен, создав первую отечественную двухместную авиетку. 12 мая 1927 года считается днем рождения ОКБ А. С. Яковлева.
Отмечалась продуманность конструкции, что обеспечило ее надежность и малый вес. Другие двухместные машины с тем же мотором «Cirrus» — лучшая зарубежная авиетка «Моте» и отечественная РАФ-2 были тяжелее (РАФ-2 почти на 100 кг) и уступали ей в скорости и по другим показателям.
Во внешнем виде самолёта, в его отделке и конструкции уже проглядывала «яковлевская» высокая культура, характерная для всего, к чему конструктор имел отношение.
***
Аббревиатура АИР (А. И. Рыков) использовалась как часть наименования самолётов А. С. Яковлева вплоть до АИР-18. После этого самолёты А. С. Яковлева обозначались только порядковым номером, например «№ 22 Яковлева», либо порядковым номером с указанием назначения — ББ-22, И-26, УТ-2 и др. вплоть до И-30. Это продолжалось до декабря 1940 года, когда по постановлению правительства все советские самолёты получили названия по первым буквам фамилий главных конструкторов (в том числе Як).

Комментарии