Почему в Северной Македонии сотни памятников, но ни одного — Александру Македонскому?

Парадоксально, но это так

Землетрясения — не редкость на Балканском полуострове. В середине прошлого века столице Северной Македонии тоже досталось, и в 1963-м Скопье оказался почти полностью разрушен.
Восстановление столицы заняло не один десяток лет. В какой-то момент власти решили, что этому городу нужно больше памятников. Теперь в Скопье на небольшой территории их десятки, и все достаточно новые. На въезде в город обилие монументов ещё не бросается в глаза, особенно бывалым туристам, привыкшим к триумфальным аркам и статуям в парках. Но стоит приблизиться к центру — и в глазах начинает рябить от незнакомых каменных лиц.
В самих статуях нет ничего особенного - это обычные бронзовые или каменные изваяния политических, военных, религиозных деятелей. А ещё среди них есть случайные образы и животные, уместность которых вызывает вопросы. Больше поражает количество новых достопримечательностей: на одном фото с Каменного моста можно насчитать до двадцати скульптур.
Всего по программе «Скопье 2014» планировалось единовременно построить 40 памятников, но, по ощущениям, их гораздо больше. Стоят они немного невпопад. Так с мрачными фигурами Кирилла и Мефодия соседствует пловчиха, а на них с осуждением смотрят военные. Местные из-за такого обилия и разнообразия памятников обходят главную часть города стороной, а путешественники сравнивают центр с кладбищем.
Одна из самых приметных статуй — «Воин на коне» на Площади Воина.

Это 28-метровая колонна весом 35 тонн. Конечно, такие монументы не посвящают абы кому: при выборе исторических лиц и сюжетов для новых памятников македонцы в первую очередь подумали об Александре Великом. Но почему безымянный Воин, а не Александр Македонский?

Северная Македония частично расположена там, где давным-давно была Древняя Македония. В IV веке до нашей эры её правитель по имени Александр завоевал Грецию, Египет, Персию и даже немного современной Индии. Могучая империя распалась после его смерти, но некоторые земельные споры о наследстве победителя битвы при Гавгамелах не утихают до сих пор. Так, соседей-греков очень смущает название страны — будто бы местные жители возомнили себя потомками завоевателя, а значит, не против вернуть былую территорию и величие.

Чтобы не злить греков, местные решили не отказываться от легендарного образа, а дать архитектурным объектам имена без намека на наследие царства Македонского. Так, в Скопье можно встретить не только статую Александра на коне, но и памятник его отцу Филиппу II, его матери Олимпиаде (причем в трёх вариациях), также в его честь названы площадь и стадион — но везде объекты именуют скромно: «Воин», «Воин на коне», «Матерь Македонии».

Да, македонцы сейчас опасаются неприятностей со стороны греков. Но даже пророчества из Библии заранее говорили о славе и завоеваниях Александра. Например, пророк Даниил писал о невероятном символическом звере:
"Он был похож на леопарда, но на спине у него было четыре птичьих крыла. У этого зверя было четыре головы, и ему была дана власть, чтобы править" (Даниила 7:6).

Этот четырёхкрылый, четырёхголовый леопард символизировал македонскую, или греческую линию правителей, начиная с Александра Македонского. Ловко и стремительно, как леопард,, Александр пронесся через Малую Азию на юг, в Египет, и к западной границе Индии. Его владения включали в себя Македонию, Грецию и всю бывшую Персидскую державу. После смерти Александра в 323 году до н. э. «леопард» стал четырехголовым. А исполнилось это так, что в конечном итоге преемниками Александра в различных частях его владений стали четыре его полководца. Селевк властвовал в Месопотамии и Сирии. Птолемей управлял Египтом и Палестиной. Лисимах правил в Малой Азии и во Фракии, а Кассандр — в Македонии и Греции. И огромная империя Александра распалась на четыре не таких больших и уже не имеющих былой славы. Да, пророчество исполнилось в точности.

Нынешняя Македония - совсем не то, что было а руках Александра. И не хотят македонцы сейчас злить соседей-греков, то есть тех, кто также как и сами жители Македонии, проживает теперь также в бывшей части империи Александра.

Комментарии

Комментариев нет.