1 ОКТЯБРЯ 1931 ГОДА — НА ХАРЬКОВСКОМ ТРАКТОРНОМ ЗАВОДЕ ИМ.

ОРДЖОНИКИДЗЕ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ ТРАКТОР .
*************************************************************************************

«Харьковский тракторный завод» (ХТЗ)— советское именное (ранее — имени Серго Орджоникидзе), а затем украинское предприятие по производству гусеничных и колёсных тракторов.

Входил в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины.

Строительство завода началось в апреле 1930 года в степи к северу от станции Лосево, главным инженером по строительству ХТЗ был назначен гражданин США Леон Сваджян (Leon A. Swajian), награждённый впоследствии Орденом Ленина. 1 мая 1931 был введён в строй инструментальный корпус (начавший выпуск инструмента и оснастки для обеспечения потребностей продолжавшегося строительства завода). 30 сентября 1931 строительство было завершено (в это время завод насчитывал 12 цехов).

1 октября 1931 года состоялся официальный пуск завода. В октябре 1931 года завод начал выпуск колёсного трактора СХТЗ 15/30, который был оснащён керосиновым двигателем мощностью 30 лошадиных сил и развивал скорость до 7,4 км/ч. Одновременно с заводом был построен посёлок ХТЗ.

В 1932 году директором Харьковского тракторного завода стал Александр Давидович Брускин. 1932 год, первый год работы завода после запуска, ХТЗ закончил с успешными показателями: со сборочного конвейера сошло 16 044 трактора, сдано 16 333. Кроме того, было изготовлено 1507 двигателей; серого чугуна — 16 950 тонн; ковкого чугуна — 596 тонн; цветных металлов — 1296 тонн; горячих штамповок — 17 445 тонн.

В 1933 году ХТЗ освоил производство конструкций дизель-моторов автотракторного типа. 26 мая ХТЗ рапортовал о выполнении обязательств выдать на конец мая 121 мотор. А к 22 сентября 1933 года ХТЗ освоил проектную мощность в 145 тракторов в день. В начале октября 1933 года завод посетил нарком Серго Орджоникидзе. Он дал высокую оценку деятельности сотрудников ХТЗ. Завод досрочно, до 20 декабря, выполнил годовой план по валовой продукции на 100,4 процента, за 11 месяцев было выпущено 28 285 тракторов, 215 из которых было изготовлено сверх плана.

До конца первой пятилетки, которая заканчивалась в 1932 году, завод выпустил 17 374 трактора.

В 1934 году на ХТЗ были трудоустроены 20 австрийских политэмигрантов (активистов шуцбунда, участников вооружённого выступления в феврале 1934 года), которые прошли обучение на токарей, фрезеровщиков и слесарей и были трудоустроены на учебный комбинат завода.

В 1935 году с конвейера сошёл 100-тысячный трактор, в 1936 году с конвейера сошёл 150-тысячный трактор.

17 сентября 1937 завод начал серийный выпуск гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ. Стоит отметить, что если в основе СХТЗ 15/30 была конструкция американских разработчиков, то СХТЗ-НАТИ был первым трактором массового производства с конструкцией отечественной разработки. Кроме того, в довоенный период завод выпускал газогенераторный трактор ХТЗ-Т2Г.

После начала Великой Отечественной войны, выпуск военной продукции был увеличен, в сентябре — октябре 1941 года завод выпускал лёгкие танки Т-16 (ХТЗ-16).

С приближением к городу линии фронта, завод был эвакуирован — сначала в Сталинград, а затем в Рубцовск Алтайского края, где на базе ХТЗ был построен Алтайский тракторный завод, который в 1942 году выпустил первый трактор АСХТЗ-НАТИ. После освобождения Харькова, в августе 1943 года началось восстановление разрушенных в период оккупации зданий завода, в конце 1944 года завод выпустил первую продукцию.

В 1947 году завод начал выпуск трактора ХТЗ-7.

В конце 1949 года завод освоил выпуск трактора ДТ-54. В 1952 году небольшой серией был выпущен электротрактор ХТЗ-12.

В 1955 году был начат выпуск садово-огородного трактора ДТ-14, в 1958 году завод начал выпуск трактора ДТ-20.

В 1956 году на территории завода был установлен памятник Серго Орджоникидзе (который был одним из инициаторов строительства ХТЗ) работы скульптора С. Тоидзе. Кроме того, на территории завода был установлен обелиск в память 320 рабочих и сотрудников завода, погибших в Великой Отечественной войне.

В 1960 году завод начал выпуск трактора Т-75.

В 1961 году начал работу учебный цех ХТЗ — политехнический центр трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (с 1964 по 1973 год начальником которого был педагог-новатор, экспериментатор П. А. Ярмоленко).

В 1962 году завод начал выпуск пахотного трактора Т-74.

Миллионный трактор, собранный коллективом ХТЗ
20 января 1967 года с конвейера сошёл миллионный трактор.

В 1969 году завод освоил выпуск трактора Т-25А, в 1971 году — трактора Т-150 (на базе которого в дальнейшем был создан колёсный трактор Т-150К).

К 29 декабря 1973 завод выпустил 1,5 млн тракторов.

В 1976 году завод был преобразован в производственное объединение.

В 1980-е годы завод достиг максимальной производительности — выпуск продукции составлял до 70 тысяч тракторов в год.

16 апреля 1982 года завод выпустил двухмиллионный трактор.

К началу 1986 года завод поставлял тракторы в 36 стран мира и подготавливал производство новых моделей тракторов: Т-150КМ и Т-150К-02.

Комментарии

Комментариев нет.