Театральным концертом отметили Международный день театра в п. Новая Игирма🎤 🎶 💐

27 марта 2024 года в Международный день театра в уютном зрительном зале Городского Дома Культуры «Прометей» состоялся спектакль-концерт «Истории Нашего Дома» «Народного» самодеятельного коллектива любительский театр «Наш Дом», режиссёром-постановщиком и руководителем которого является Ирина Викторовна Булгакова. В программе концерта перед гостями выступили юные театралы.

Немного из истории. Театр «Наш Дом» берёт своё начало с далёкого 1911 года. В дореволюционное время одна из изб в старинном селе Нижне-Илимске стала именоваться «Народным домом», куда шли по вечерам мужики, там они вели беседы о жизни. В Народном доме открыли библиотеку и сделали сцену. Примерно в 1911 году политссыльными был поставлен первый спектакль. Это явилось огромнейшим событием в жизни глухого «медвежьего угла». Для большинства жителей, которые и «слыхом не слыхивали» про подобные представления, спектакль явился великолепным праздником. В личном архиве краеведа Елизарова Виталия Андреевича найдены сведения, что организатором театра был ссыльный В. С. Белов, который отбывал ссылку за подделку векселей. В Нижне-Илимске он был и в «числе организаторов торговой кооперации», а затем, после установления Советской власти директором детского дома до 1925 года. Но Семен Иванович Косыгин — первый учитель с высшим образованием в Приилимье, называл организатором художественной самодеятельности в селе ссыльного Ефима Григорьевича Гагельштейна.

Есть информация о других участниках: «Участвовали в работе художественной самодеятельности Суханов, Федулов, Колесников, Литвинов» (о последнем имеется пометка: «выехал по амнистии»). К активным участникам причислен Вовчинский — бывший депутат Государственной Думы от социал-демократов. Душой и заводилой спектаклей был и сын священника Евграфа Беляевского, Александр, студент Томского технологического института. Впоследствии он стал профессиональным талантливым артистом, работал у Охлопкова, затем главным режиссером Брянского областного драмтеатра в 1939–1941 годах, стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР в 1958 году. Первые спектакли театра ставились по пьесам А. Н. Островского, они были большим событием и ярким праздником для местных жителей. Сюжет их был понятен крестьянскому населению, так как в селе был свой купец-мироед.

С первых спектаклей установилось правило: генеральные репетиции —это бесплатные представления для детей. Тогда к входной двери прибивали планку и пропускали детвору. Тех, кто постарше, под планкой не проходил — отправляли обратно до премьеры. Это была своего рода реклама: дети быстро разносили весть об увиденном. Зал всегда был полон. Илимчане полюбили «постановки» (так они прозвали спектакли), и эта любовь передавалась от поколения к поколению.

Театр развивался, но не всегда в лучшую сторону. Так в конце 1917 — начале 1918 года спектакли почти не ставились: уезжали по амнистии политссыльные, а преемников их — учителей было немного. Однако театр не умер — уже к 1 сентября 1918 года учительским драмкружком был поставлен «Ревизор» Н. В. Гоголя, затем, к годовщине Октября — сцены из «Мертвых душ» и пьес А. Н. Островского. Пришли на Илим и другие времена. На подмостки вместо купцов вышли другие персонажи — партизаны с красной лентой на папахах. В годы Гражданской войны приходилось тяжело всем, но несмотря на все трудности, участие учителей в самодеятельности не прекратилось. Готовили спектакли и выступали на вечерах, которые проходили в школе. Потребность в культуре не утихла и впоследствии. Стали создаваться клубы в илимских деревнях, и активисты театральной деятельности организовывали спектакли в них. В 30-е годы почти во всех населенных пунктах Нижне-Илимского района уже были свои «театры». Уровень их, конечно, был не высок, но сочиненным пьесам старались придавать больше правдивости, что создавало иногда трагикомичные ситуации. Так сын участницы спектакля Зинаиды Алексеевны Погодаевой, будучи ребенком, невольно стал «виновником» одной из них. Они с сестрой смотрели пьесу «Золотая табакерка», в которой их мать играла служанку. По сюжету пьесы, у барина исчезает золотая табакерка. Он, естественно, думает, что табакерку у него украла служанка и приказывает отдать ее на съедение собакам. Собак выбрали самых голосистых. В избу, конечно, не привели, но оставили за окном. Дети, слыша свирепое гавканье собак и видя уводимую «служанку», очень испугались. Стали кричать и плакать.

Театр жил. Учителя Нижне-Илимской школы после уроков шли на репетиции. Играли сами, учили других. Учителя были запевалами театральной жизни села. Вместе с ними на сцене разыгрывали удивительное действо и представители местной интеллигенции. Не беда, что средствами грима были сажа, свекла, глина. Пусть порой бедновато выглядели костюмы, но это не уменьшало интереса к театру.

В 30-е годы XX века директором районного Дома культуры назначен А. И. Шестаков. При нем начинается подъем художественной самодеятельности, в том числе и театра. Но расцвет Нижнеилимского театра связывают с именем Николая Степановича Куклина, коренного илимчанина, профессионального актера, получившего образование в городе Иркутске. За его плечами выступления на сценах Иркутска, Бодайбо, Владивостока. Вернувшись на родину, он со всей серьезностью подошел к работе театра. Строгий и требовательный режиссер привнес настоящую театральную культуру. К 1941 году в Нижнеилимске уже существовала настоящая сцена с настоящим занавесом, кулисами и гримировочной. Осенью 1941 года силами учителей Нижнеилимской средней школы: В. Г. Москвиным, П. М. Любимовым, П. Н. Калошиным и другими, — был поставлен спектакль по пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые». Трудно переоценить то, чем был театр для жителей Нижнеилимска.

Особенно активной была работа театра в послевоенные годы. После трудового рабочего дня приходили к Н. С. Куклину актеры, и порой до первых петухов шли репетиции. Безжалостный к себе, он скрупулезно разбирал каждую мизансцену. Бывали и девичьи слезы, и мужской ропот. Николай Степанович добивался перевоплощения актера в образ, его жизни на сцене. И плакали в зале над судьбой «бесприданницы» Ларисы, и хохотали над Кречинским, и приветствовали победу хирурга Платона Кречета. В основном, ставили классиков: Александра Васильевича Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского»), Александра Николаевича Островского, Константина Андреевича Тренева, Алексея Николаевича Арбузова, Александра Евдокимовича Корнейчука («Платон Кречет»). В 1949 году с пьесой последнего «Платон Кречет» театр выезжал в город Иркутск. Спектакль занял призовое место. Надо было ехать в Москву, но у большинства артистов не было средств, и поездка не состоялась. На обратном пути из Иркутска спектакль ставили в Тулуне, Тангуе, Братске. В 50-е годы после смерти Н. С. Куклина режиссером театра становится Аркадий Федорович Вовденко, фельдшер по образованию, но большой энтузиаст драматического искусства. Огромной его заслугой являлось то, что он впервые решился на большие затраты для декораций. При нем спектакли стали оформляться как в областном драмтеатре или театре музкомедии. Зрители бурно аплодировали какой-нибудь «лунной ночи» или «просторному ландшафту». Впервые такое оформление было сделано к спектаклю «Неравный бой» по пьесе Виктора Сергеевича Розова. Аркадий Федорович любил ставить более современные спектакли: «Сады цветут» Владимира Захаровича Масса и Николая Куличенко, «Чудесный сплав» Владимира Михайловича Киршона, «Неравный бой» Виктора Сергеевича Розова, «Квадратура круга» Валентина Петровича Катаева, «Чужой ребенок» Василия Васильевича Шкваркина. Много лет художественным оформлением театральных постановок занимался художник Георгий Иннокентьевич Замаратский.

Несколько раз театр пытался добиться звания народного, но не получалось: никак не удавалось поставить за год две большие пьесы. Совместная работа с Н. С. Куклиным и А. Ф. Вовденко была хорошей практикой для Г. И. Замаратского и многому его научила. После отъезда А. Ф. Вовденко у театра становятся два режиссера — Наталья Яковлевна Чиндяева и Георгий Иннокентьевич Замаратский. Им удалось сделать то, что не смогли сделать другие — театру было присвоено звание — «Народный театр». В 1961 году театр ставит три пьесы: «Барабанщица» Афанасия Дмитриевича Салынского, «Стряпуха» Анатолия Владимировича Софронова, «104 страницы про любовь» Эдварда Станиславовича Радзинского, а в 1962 г. на просмотр спектаклей приезжает начальник Управления культуры Иркутского облисполкома Александр Семенович Раздроков. Это был экзамен на зрелость, после которого театру присвоили звание народного. Режиссером «Народного театра» назначен Г. И. Замаратский.

Театральный коллектив выступал не только в райцентре. Так, например, комедию Софронова «Стряпуха» ставили в поселках Видим, Игирма, Илимск. Но недолго радовались илимчане качественным и вдумчивым спектаклям. Что-то нарушилось, порвав когда-то тесную связь села Нижне-Илимска и театра. Как-то незаметно отошли от участия в спектаклях учителя. Они теперь ставили их внутри школьного, а не театрального коллектива.

1974 год - трагический год для илимчан и театра. Затопление долины реки Илим водами Усть-Илимского водохранилища. В связи с этим событием, Нижне-Илимский театр был вынужден прекратить свою деятельность. Исполнители разъехались по разным городам и поселкам.

Ставка театрального творчества переехала в п. Новая Игирма. Здесь, красивую миссию по продвижению театрального искусства продолжила Наталья Яковлевна Чиндяева. Нельзя не отметить Галину Григорьевну Газееву, Юлию Витальевну Пиляеву - режиссёров любительского театра «Наш Дом», которые на протяжении длительного времени развивали в п. Новая Игирма самый зрелищный вид творчества, прививая жителям посёлка любовь к театральному искусству. В настоящее время художественным руководителем и режиссером является Ирина Викторовна Булгакова. Коллектив «Народного» театра «Наш Дом» неоднократно становился участником и дипломантом театральных фестивалей в г. Иркутске, г. Усть-Куте, с. Казачинское, г. Железногорске.

Состоявшийся театральный концерт – это возможность прикоснуться к одному из самых сложных видов театрального искусства – художественному слову. В концертной программе прозвучали произведения Н. А. Тэффи, К. Чапек, Ф. Кривина и многих других авторов.

Мы уверены, что впереди всех любителей театрального искусства ждёт большая галерея приятных новинок от «Народного» самодеятельного коллектива любительского театра «Наш Дом» и будем с нетерпением ждать новой встречи с ними в уютном зрительном зале Городского Дома Культуры «Прометей».
https://youtu.be/1zy7MfSLWBM

Комментарии

Комментариев нет.