Разбойники, распятые рядом с Христом: кем они были?

Разбойники, распятые рядом с Христом: кем они были? - 898449367050

Распятие Иисуса Христа

Когда был распят Иисус Христос, вместе с ним были казнены два разбойника. Их звали Гестас и Дисмас. В истории больше известен преступник Варрава, который также должен был быть казнен в этот день, но был помилован Понтием Пилатом по случаю Пасхи. А вот бандиты, принявшие смерть рядом со Спасителем, известны не так хорошо.


Разбойники, распятые рядом с Христом: кем они были? - 898449395466
Гестас

В Евангелии от Луки Гестас упоминается как безумный разбойник. Его имя становится известно по апокрифическому Евангелию от Никодима, которое было создано в IV веке.
Упоминается он в апокрифическом тексте VI столетия на арабском языке, посвященном детству Иисуса Христа. В этой версии Иосиф и Дева Мария встретили двух разбойников, когда шли через пустыню. Это был Гестас и Тит, которые сторожили лагерь, пока их товарищи отдыхали. Тит, не желавший причинять вреда Святому семейству, уговорил Гестаса не трогать их.
По другой версии Гестас ограбил Иосифа, когда тот бежал в Египет. Его имя упоминается в стихотворении на латыни, которое в древние времена разбойники считали своим оберегом.
В славянском апокрифе «Слово о Крестном Древе», созданном в XV веке, содержится текст, посвященный безумному разбойнику, распятому на кресте. В нем упоминается, что этот крест был вырублен из дерева, посаженного когда-то Моисеем у Мерры.

Вскоре после распятия крест Гестаса был обнаружен матерью римского императора Константина I Еленой, которая много сделала для распространения христианства. Она проводила в IV веке масштабные раскопки в Иерусалиме, благодаря которым, как считается, был обнаружен Гроб Господень и другие святые реликвии. По всей видимости, крест Гестаса не был признан ценной реликвией, что с ним стало, неизвестно.

Гестас воплощает в себе образ нераскаявшегося грешника, которому уготован ад. Точно неизвестно, какое именно преступление он совершил. По иудейским законам смертная казнь полагалась за убийство, разбой, грабеж, организацию народных волнений.


Разбойники, распятые рядом с Христом: кем они были? - 898449436938

Дисмас

Этот преступник известен как Добрый или Благоразумный разбойник. В отличие от Гестаса, он раскаялся в своих проступках, поверил в Спасителя, получив от него прощение и обещание стать первым человеком, душа которого будет спасена.

В каноническом Евангелии биографии разбойников не упоминаются, как и их имена. Отыскать информацию о них удается в многочисленных апокрифах. В этих текстах утверждается, что Дисмас родился в семье разбойника, жившего в Египте. После его появления на свет мать сильно заболела, поэтому не могла кормить младенца. Когда Иосиф и Мария бежали в Египет, их захватил отец Дисмаса. Дева Мария кормила новорожденного своей грудью 6 дней.

На Голгофе Дисмас был распят справа от Спасителя. Подробнее всего о распятии разбойников пишет Лука. Он отмечает, что по христианскому обычаю, попасть в рай невозможно, не приняв крещение. Поэтому принято считать, что Дисмас был крещен, приняв кровь Спасителя вместе с водой после того, как воин Лонгин пронзил Иисуса копьем.

У Никодима приводится подробное описание посещения Иисусом ада после распятия на кресте. В этом тексте утверждается, что после распятия Христос спустился в Преисподнюю, сокрушив ее ворота, чтобы освободить души, которые были заключены в аду дьяволом. После этого Спаситель вернулся в рай, где его встретили пророк Илия, Енох и Дисмас.

Почитание
Разбойники, распятые рядом с Христом: кем они были? - 898449468426
Благоразумный разбойник

Благоразумный разбойник считается образцовым примером искреннего покаяния, которое способно спасти душу благочестивого христианина. В Европе его начали почитать с XI века вскоре после первого крестового похода.

При этом в православии он так и не был официально канонизирован, а среди богословов до сих пор даже ведутся дискуссии по поводу его истинной святости. Официальная церковь своей позиции по этому вопросу не формулировала, однако имя Дисмаса непременно звучит на литургиях. Историки считают, что образ Благоразумного разбойника на Руси почитался в Средневековье, а с XIX столетия утратил свою актуальность.

В 2004 году в Донецкой области митрополит Ириней освятил храм во имя Раха на территории местной колонии строгого режима. Рах – имя Дисмаса в древнерусской традиции. По одной из версий, это прозвище разбойника, которое означает «распятый», по другой – эволюция имени Варвар.

Свидетельством того, что Рах действительно почитался в Средневековье, служат его изображения на иконах. В частности, его можно увидеть на фреске XIV века в Снетогорском монастыре, на многих иконах, посвященных распятию Спасителя.
Варавва: «спаситель», избранный народом
Разбойники, распятые рядом с Христом: кем они были? - 898449584650

О Варавве — известном преступнике, которого Пилат осудил за произведенное в городе возмущение и убийство (Лк 23:19), но помиловал по просьбе народа накануне Пасхи, — упоминают все четыре евангелиста. И это почти всё, что мы знаем о Варавве. Что за мятеж он учинил, кого убил, как жил после неожиданной амнистии — никаких сведений об этом не сохранилось. Можно только предполагать, что мятеж был против римлян: в те времена иудеи очень обостренно воспринимали римское господство над своей страной.

Но есть одна интересная деталь, сохранившаяся в части древних рукописей Евангелия от Матфея. Там у Вараввы есть еще одно имя. И это имя — Иисус.

Таких рукописей было немало еще в первой половине III века по Р. Х., свидетельствовал живший в то время христианский учитель Ориген. Хотя уже тогда многие переписчики начали оставлять только одно имя осужденного — Варавва, и Ориген соглашался, что в этом есть резон: «Именем Иисус не должен… называться ни один из злодеев». Тем более, что в переводе с древнееврейского «Иисус» значит «спаситель».

А Варавва? В переводе с арамейского языка, на котором говорили в то время в Иудее, это значит «сын отца». На первый взгляд — бессмыслица: ясно, что любой мужчина сын своего отца. Но Евангелие противопоставляет Варавву Иисусу Христу, который земного отца как раз и не имел, а имел только Отца Небесного!

Так что народ, собравшийся на площади перед преторией (резиденцией Понтия Пилата), должен был совершить очень серьезный выбор. Ему предстояло выбрать между Иисусом, пришедшим в мир от Бога Отца, чтобы спасти людей от греха и смерти, — и другим Иисусом, рожденным от обычного человека и сулившим иудеям спасение от иноземного владычества.

И народ предпочел Варавву, а Христа осудил на смерть.
Можно, конечно, обвинить во всем первосвященников — они действительно сделали все, чтобы убедить толпу сделать именно такой выбор. Но слишком уж упорно люди, собравшиеся на площади, отвергали неоднократные попытки Пилата отпустить истинного Спасителя. Слишком воодушевленно кричали: Да будет распят и кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:23,5).

Сам Варавва, очевидно, еще задолго до евангельских событий сделал свой личный выбор — предпочел земное царство Небесному. В Евангелии он предстает как живой символ того выбора, который сделал народ, считавший себя богоизбранным. Этому народу понадобился «спаситель» вместо Спасителя…

Но есть в фигуре Вараввы и нечто для нас утешительное. Грешник, который должен был умереть, но вышел на свободу, потому что вместо него умер Христос, — этот образ подходит каждому из нас! Вопрос только в том, осознаем ли мы, какая Жертва за нас принесена, и меняем ли, осознав это, свою жизнь.

Комментарии

Комментариев нет.