Вопрос Валийства Сказал Фахруддин Ар Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своем тафсире «Ат Тафсируль Кябир» в тафсире Суры Аль Имран 28: فإن قيل : إنه تعالى قال : { وَمَن يَفْعَلْ ذلك فَلَيْسَ مِنَ الله فِي شَىْء } وهذه صفة الكافر . قلنا : معنى الآية فليس من ولاية الله في شيء ، وهذا لا يوجب الكفر في تحريم موالاة الكافرين . واعلم أنه تعالى أنزل آيات كثيرة في هذا المعنى منها قوله تعالى : { لاَ تَتَّخِذُواْ بِطَانَةً مّن دُونِكُمْ } [ آل عمران : 118 ] وقوله { لاَّ تَجِدُ قَوْماً يُؤْمِنُونَ بالله واليوم الاخر يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ الله وَرَسُولَهُ } [ المجادلة : 22 ] وقوله { لاَ تَتَّخِذُواْ اليهود والنصارى أَوْلِيَاء } وقوله { ياأيها الذين ءَامَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ عَدُوِّى وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاء } [ الممتحنة : 1 ] وقال : { والمؤمنون والمؤمنات بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ } [ التوبة : 71 ] . واعلم أن كون المؤمن موالياً للكافر يحتمل ثلاثة أوجه أحدها : أن يكون راضياً بكفره ويتولاه لأجله ، وهذا ممنوع منه لأن كل من فعل ذلك كان مصوباً له في ذلك الدين ، وتصويب الكفر كفر والرضا بالكفر كفر ، فيستحيل أن يبقى مؤمناً مع كونه بهذه الصفة . فإن قيل : أليس أنه تعالى قال : { وَمَن يَفْعَلْ ذلك فَلَيْسَ مِنَ الله فِي شَىْء } وهذا لا يوجب الكفر فلا يكون داخلاً تحت هذه الآية ، لأنه تعالى قال : { يا أيها الذين آمنوا } فلا بد وأن يكون خطاباً في شيء يبقى المؤمن معه مؤمناً وثانيها : المعاشرة الجميلة في الدنيا بحسب الظاهر ، وذلك غير ممنوع منه . والقسم الثالث : وهو كالمتوسط بين القسمين الأولين هو أن موالاة الكفار بمعنى الركون إليهم والمعونة ، والمظاهرة ، والنصرة إما بسبب القرابة ، أو بسبب المحبة مع اعتقاد أن دينه باطل فهذا لا يوجب الكفر إلا أنه منهي عنه ، لأن الموالاة بهذا المعنى قد تجره إلى استحسان طريقته والرضا بدينه ، وذلك يخرجه عن الإسلام «Если скажут: Сказал Всевышний: «А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху» А это качество кафира. Скажем, что смысл аята такой: «Не имеет отношения к вилаяту Аллаhа». И не вытекает из этого куфр в вопросе недозволенности мувалят кафиров. Знай, что Всевышний ниспослал много аятов в этом смысле: «Не берите своими помощниками тех, кто не из вас». (Аль Имран 118) «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником». (Препирательство 22) «Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями» (Трапеза 51) «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником». (Испытуемая 1) «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу». (Покаяние 71) Знай, что взятие кяфира валием (взять его в друзья и поддерживать его) со стороны мусульман возможно в трех вариантах: 1. Этот муслим доволен его куфром и берет его за вали из за этого (из за его куфра). Это запрещено. Потому что каждый, кто сделает это, является оправдывателем кафира в этой религии (то есть оправдыванием его куфра). А оправдывание куфра является куфром. Согласие с куфром является куфром. (Этот принцип по арабски называется: «Ар Рида биль куфр куфрун»). Не возможно остаться муъмином с таким качеством. А если скажут: «Не сказал ли Всевышний: «А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху»? (А это качество кафира). (То скажем): Из этого не вытекает куфр, и это не заходит под хукм этого аята. Потому что сказал Всевышний: «О те которые уверовали…» и это обращение бывает (должно быть) в том веще не смотря на которое этот человек остается муъмином. (Смысл: Так как Аллаh в аятах обратился «О те которые уверовали…» то значит этот грех не выводит из Ислама) 2. Внешнее хорошее отношение с кяфирами в мирской жизни. Это не харам. 3. Этот пункт как пункт между первым и вторым. И этот пункт: Сделать кафиров валием в смысле склонятся к ним, помогать им, поддерживать их или по причине родственных близких отношений или по причине любви к ним, но с убеждением, что их религия батиль (не состоятельное). Этот пункт не куфр, но запрещен. Потому что мувалят в этом смысле иногда приводит к любви к их пути (религии) и к согласию с их религией (то есть куфром). А это выводит из Ислама». Источник: Фахруддин Ар Рази: Ат Тафсируль Кябир: 8/11-12 Даруль Фикр: 1401/1981
Рассказы про ислам
:парень из дагестана
Тафсир некоторых сур корана про валийство
Вопрос Валийства
Сказал Фахруддин Ар Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своем тафсире «Ат Тафсируль Кябир» в тафсире Суры Аль Имран 28:
فإن قيل : إنه تعالى قال : { وَمَن يَفْعَلْ ذلك فَلَيْسَ مِنَ الله فِي شَىْء } وهذه صفة الكافر .
قلنا : معنى الآية فليس من ولاية الله في شيء ، وهذا لا يوجب الكفر في تحريم موالاة الكافرين .
واعلم أنه تعالى أنزل آيات كثيرة في هذا المعنى منها قوله تعالى : { لاَ تَتَّخِذُواْ بِطَانَةً مّن دُونِكُمْ } [ آل عمران : 118 ] وقوله { لاَّ تَجِدُ قَوْماً يُؤْمِنُونَ بالله واليوم الاخر يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ الله وَرَسُولَهُ } [ المجادلة : 22 ] وقوله { لاَ تَتَّخِذُواْ اليهود والنصارى أَوْلِيَاء } وقوله { ياأيها الذين ءَامَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ عَدُوِّى وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاء } [ الممتحنة : 1 ] وقال : { والمؤمنون والمؤمنات بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ } [ التوبة : 71 ] .
واعلم أن كون المؤمن موالياً للكافر يحتمل ثلاثة أوجه أحدها : أن يكون راضياً بكفره ويتولاه لأجله ، وهذا ممنوع منه لأن كل من فعل ذلك كان مصوباً له في ذلك الدين ، وتصويب الكفر كفر والرضا بالكفر كفر ، فيستحيل أن يبقى مؤمناً مع كونه بهذه الصفة .
فإن قيل : أليس أنه تعالى قال : { وَمَن يَفْعَلْ ذلك فَلَيْسَ مِنَ الله فِي شَىْء } وهذا لا يوجب الكفر فلا يكون داخلاً تحت هذه الآية ، لأنه تعالى قال : { يا أيها الذين آمنوا } فلا بد وأن يكون خطاباً في شيء يبقى المؤمن معه مؤمناً
وثانيها : المعاشرة الجميلة في الدنيا بحسب الظاهر ، وذلك غير ممنوع منه .
والقسم الثالث : وهو كالمتوسط بين القسمين الأولين هو أن موالاة الكفار بمعنى الركون إليهم والمعونة ، والمظاهرة ، والنصرة إما بسبب القرابة ، أو بسبب المحبة مع اعتقاد أن دينه باطل فهذا لا يوجب الكفر إلا أنه منهي عنه ، لأن الموالاة بهذا المعنى قد تجره إلى استحسان طريقته والرضا بدينه ، وذلك يخرجه عن الإسلام
«Если скажут: Сказал Всевышний: «А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху» А это качество кафира.
Скажем, что смысл аята такой: «Не имеет отношения к вилаяту Аллаhа». И не вытекает из этого куфр в вопросе недозволенности мувалят кафиров.
Знай, что Всевышний ниспослал много аятов в этом смысле:
«Не берите своими помощниками тех, кто не из вас». (Аль Имран 118)
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником». (Препирательство 22)
«Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями» (Трапеза 51)
«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником». (Испытуемая 1)
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу». (Покаяние 71)
Знай, что взятие кяфира валием (взять его в друзья и поддерживать его) со стороны мусульман возможно в трех вариантах:
1. Этот муслим доволен его куфром и берет его за вали из за этого (из за его куфра). Это запрещено. Потому что каждый, кто сделает это, является оправдывателем кафира в этой религии (то есть оправдыванием его куфра). А оправдывание куфра является куфром. Согласие с куфром является куфром. (Этот принцип по арабски называется: «Ар Рида биль куфр куфрун»).
Не возможно остаться муъмином с таким качеством.
А если скажут: «Не сказал ли Всевышний: «А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху»? (А это качество кафира).
(То скажем): Из этого не вытекает куфр, и это не заходит под хукм этого аята. Потому что сказал Всевышний: «О те которые уверовали…» и это обращение бывает (должно быть) в том веще не смотря на которое этот человек остается муъмином. (Смысл: Так как Аллаh в аятах обратился «О те которые уверовали…» то значит этот грех не выводит из Ислама)
2. Внешнее хорошее отношение с кяфирами в мирской жизни. Это не харам.
3. Этот пункт как пункт между первым и вторым. И этот пункт: Сделать кафиров валием в смысле склонятся к ним, помогать им, поддерживать их или по причине родственных близких отношений или по причине любви к ним, но с убеждением, что их религия батиль (не состоятельное). Этот пункт не куфр, но запрещен.
Потому что мувалят в этом смысле иногда приводит к любви к их пути (религии) и к согласию с их религией (то есть куфром). А это выводит из Ислама».
Источник: Фахруддин Ар Рази: Ат Тафсируль Кябир: 8/11-12
Даруль Фикр: 1401/1981