Даждьбог

Живёт Даждьбог далеко на востоке, в стране вечного лета. Там, в золотых палатах, он проводит ночь, а по утрам выезжает на своей колеснице, которую влекут четыре белых златогривых коня и совершает круговой объезд по небу. Выводит коней на небосклон сестра Даждьбога — Утренняя Заря, другая сестра — Вечерняя Заря — встречает колесницу, распрягает коней и уводит их в конюшню.
Когда Даждьбог катит по небу в колеснице, яркий свет исходит от его огненного щита. К вечеру щит от пыли мутнеет, становится тускло-красным, и ночью прислужницы чистят его, наводят блеск. Эти же прислужницы сопровождают Даждьбога в пути, разгоняя тучи и дождями омывают его лицо.
Даждьбог Даждьбог часто упоминается в древних летописях.
Вот, например, упоминание в «Слове о полку Игореве»:
«Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась».
«Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена».
Метафора «даждьбожьи внуки» рассматривается как часть славянского мифа о происхождении княжеской власти. Что, мол, Даждьбог был первым царём славян, а князья — это потомки («внуки») Даждьбога. То есть Даждьбог сочетал в себе две основные функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе — источником княжеской и царской власти.
Подтверждение этому мы находим в Ипатьевской летописи 1114 года, откуда узнаём, что после Сварога два десятка лет царствовал его сын с «именем Солнце, его же наричють Дажьбог».
Русский книжник в Ипатьевской летописи сделал попытку периодизации всей человеческой культуры. Для нас, собирающих сейчас по крупицам знания о славянских богах, важно любое упоминание тех, кто жил ближе к тому давнему времени, чтобы что-то сравнить, что-то понять, потому что путаницы очень много.
1-я стадия. Люди живут в каменном веке, воюют палицами и камнями, знают лишь групповой брак и до появления Сварога, очевидно, не знают единого бога.
2-я стадия. Эра Сварога. Появилось божество неба и огня — Сварог. Люди познали металл. Установилась моногамия и жестокая казнь (сожжение) за нарушение её.
3-я стадия. Эра Дажьбога. Установилось классовое общество, люди стали платить дань царям, появились богатые и сановитые люди.
И, по всей вероятности, в это время в связи с культом Солнца старый счёт по лунным месяцам был заменён солнечным календарём из 12 месяцев. До известного времени счёт вёлся только днями и лунными месяцами. Поэтому длительность царствования Дажьбога определялась в 7470 дней (то есть 20 лет и полгода).
Дажьбог исчезает из литературных источников в средние века. Русскому фольклору XIX века он уже неизвестен, зато очень даже известен в сербских сказках. Дабог — это соперник христианского бога,«"сильный, как господь бог на небесах», и вместе с тем «царь на земле». Сербскому богу служат волки; иногда Дабог выступает в качестве золота и серебра, и божества плодородия.
В праславянском археологическом материале I тысячелетия до нашей эры есть много различных следов культа солнечного Дажьбога: это и праздничные костры, и «солнечные колесницы», влекомые лебедями. В это же время возникает целый ряд мифов-сказок. Помните про божественных кузнецов, побеждающих Змея и пропахивающих на нём гигантсткую борозду-вал, ограждая Русскую землю? Это были первые мифические герои. Потом появились сказки о Золотом царстве, о герое Световике или Светозаре, который тоже побеждает злого Змея. Основу этих сказок о трёх царствах записал ещё Геродот, главный герой у которого носил имя Колаксая — «царя-Солнца».
Крупнейший культовый центр Даждьбога располагался на землях лютичей (это славянское племя, жившее в VIII—XI веках между Одером, Балтийским морем и Эльбой) в городе Ретра. Врагами лютичей были норманны, нападавшие на балтийское побережье, и немцы, теснившие их из-за Эльбы. Поэтому культовый центр Даждьбога неоднократно уничтожался врагами, но также неоднократно и отстраивался славянами.
Храм Даждьбога. Всеволод Иванов
Лютичи упорно боролись против насильственно вводимого христианства, неоднократно восставали против немцев-завоевателей, но к XII веку были полностью онемечены. В конце XVII века в земле деревни Прильвиц были найдены бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами.
Во Владимирском пантеоне Даждьбог был третьим по значимости божеством после Перуна и Макоши.
Символика Солнца и Даждьбога связана у славян с числами 3, 6 и 12.
Изображение солнца: огненное колесо, «рогатые» круги, спирали и кресты.
Наиболее вероятным изображением Даждьбога является мотив «восхождения» Солнца на конях, грифонах или птицах.
Солнечная символика известна в виде «коньков» на крышах построек, заклинательной вышивки («рогатые» ромбы белорусского флага), украшения головных уборов («княжеских» диадем и свадебных кокошников).
В пожертвование Даждьбогу приносились блины, горох, полотно, мёд, орехи, яблоки, тетерева, каравай, узорные хлеба, рожь, пшеница, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.
Идол Даждьбога ставят головой на восток или на юго-восток, чтобы он мог следить за движением Солнца.
После христианизации Руси Даждьбог был заменён святым Николаем Чудотворцем (он же Николай Угодник или просто Никола), который, согласно народным представлениям, являлся «подносителем даров», милостивым к бедным и нуждающимся. По другой версии, христианским аналогом Даждьбога стал сам Христос, «царь небесный» и «свет», имевший к тому же солнечное число апостолов — 12, и символ креста — древнейший славянский солярный (свастичный) символ.
миф про Даждьбога.
— На земле приближался праздник Купалы, самый разгар лета, когда все растения набирают полную силу, вода приобретает волшебные свойства, а ночью происходят всякие чудеса, — начал сверчок своё повествование. — Решил Даждьбог в этот день тоже порадовать людей.
Утром велел он запрячь в свою колесницу трёх коней: серебряного, золотого и бриллиантового. Когда Утренняя Заря вывела их на небосклон, всё вокруг так и засверкало. Покатилась по небу колесница Даждьбога. Сияет начищенный с ночи огненный щит, сверкают гривы коней. От того, что коней три, а не четыре, колесница едет медленнее. Вот уже и Вечерняя Заря приготовилась встречать брата, а его всё нет и нет. Наконец, когда на Земле зажглись праздничные костры, дотащили усталые кони колесницу до края неба. Увела их Вечерняя Заря в конюшню, и Даждьбог отправился на покой.
С тех пор и повелось, что на Купалу, в пору летнего солнцеворота, приходится самый длинный и самый светлый день в году.
Шишкин Андрей Алексеевич Картина художника Даждьбог
...

Комментарии

Комментариев нет.