Чулымскне тюрки. известные в исторической литературе под названием чулымских татар, представляют собой небольшую народность, проживающую по бассейну реки Чулым. В настоящее время. после больших научных споров историков. этнографов и лингвистов, за ними закрепилось название чулымцев, приравнены к условиям жителей Севера. Но единства во взглядах на положение этой народности в системе расовых типов Сибири так а нет, хотя вопросы истории чулымцев исследовались многими учеными и накоплено множество материалов о них. В 1990 году в издательстве Академии наук СССР вышла книга известного хакасского историка Виктора Яковлевича Бутанаева «Этническая история хакасов ХУI-ХIХ веков». В ней пишется: «Хакасы (самоназвание- тадар) Тюркоязьнчный народ, антропологически относящийся к южносибирской (Туранской) переходной расе. В основном они проживают на территории Хакасской области, расположенной в Хакасско-Минусинской котловине. Небольшая часть (около 1 тысячи человек) обитает по среднему течению р. Чулым (Тегульдетский район Томской области и ) Тюхтетский район Красноярского края).. В ХУI-ХУII веках история северной Азии ознаменовалась крупными политическими событиями. Произошло присоединение Сибири к Российскому государству. Начался процесс заселения и хозяйственного освоения громадных территорий русским народом. В Центральной Азии возникли монгольские феодальные образования Алтын-Ханов и джунгаров, Енисейские -киргизы оказались между «жерновами» этих государств. Вдоль их северной границы были построены остроги: Томск (1604г.) Кузнецк (1628г.) и Канск (1604г.), ставшие оплотом обороны Российской державы. В течение ХУ1Iв. со стороны киргизов велась ожесточенная борьба за свое господство в Южной Сибири... Киргизы как господствующий этнос создали в раннем средневековье свое государство, которое просуществовало в долине среднего Енисея до начала ХУIII в.» Народности Саяно-Алтая (кумандийцы, телеуты, алтайцы, шорцы, калмаки) сохранили воспоминания о жестоких военных набегах степняков киргизов на их земли, я до недавнего времени чулымцы пугали непослушных детей тем, что «вот придет с верховьев Июса (так они до сих пор называют р. Чулым) киргиз, поймает и съест». По указанию энергичного царя-реформатора Петра’ было решено поставить у подножья Саян острог. Осенью 171 года красноярскими казаками на правом берегу Енисея, на 120 верст выше Абаканского острога был возведен Саянский острог который перекрыл путь сообщения с Монголией. Официальное закрепление границ Хакасии за Россией произошло 10 лет спустя, в августе 1727г долина Июсов, где ранее располагалась территория Алтын-Зархского улуса, в ХУIII в. осталась за Томским уездом. На этом месте возникла кызыльская землица. В долине р.Чулым в районе Милетского острога (Пелетура) находилась Мелетская волость, а ниже по течению Тутальская волость. до недавнего времени жители этих территорий называли себя милетсками и тутальскима хакасами. Первое упоминание о наших (хакасов-кызыльцев) соплеменниках - чулымцах содержится в дневнике Лоренца Ланге, секретаря дипломатической миссии, отправленной Петром’ в 1715 году в Китай. В 1720 году началась деятельность первой правительственной научной экспедиции по изучению Сибири. Главой ее был назначен д.Г. Мессершмидта приглашенный в Россию Петром 1. Тобольске Мессершмидта встретился с Ф.В.Страленбергом (Таббером)- шведским военнопленным. к тому времени ХОРОШО освоившим русский язык в глубоко интересовавшимся этнографией Сибири. В течение двух лет (1721-1 722i i.) они совместно занимались изучением природы в населения Западной и IОжной Сибири, провели несколько маршрутов но Чулыму, побывав в на его притоках Яе, Кие, Кемчуiе и др. Эта работа была продолжена великой Сибирской экспедицией в 1 733- 1743 годы. Активное участие в ней принимали двое молодых профессоров, действительных членов Академии, наук натуралист И.Г.Гмелин и историк Г.Ф.Миллер. Их постоянным спутником в маршрутах был студент Славяно-греколатинской академии С.П.Крашенвнников. Эги исследования внесли огромный вклад в описание Сибири, быта, языка, этнических схождений и различий народов и народностей этого сурового края. Немало научных трудов было написано и известным исследователем И. Э.Фишером. В Санкт-Петербурге хранится написанная его рукой «Ведомость о нравах и поведении татар Томского ведомства и о прочих их делах в поступках. Ответ на запрос о татарах». О чулымцах в этом документе сообщается следующее: «В восточной стороне село Кийское стоит над рекой Кией, на левой стороне ог Томска... в нем и около живут крещеные ясашные татары. Зовут - кийские, они же и чулымцы. В той же стороне Ачинский острог стоит над рекою Чулымом. . . В нем живут русские служивые люди. Между Томском и севером Мелесский острог. а около живут крещеные татари зовущиеся чюлымцами, а сколько число, не знаем». В данном документе ясно обозначено обобщенное представление о «чюлымцах» ил и «чулымских татарах как о группе, включающей тюрко зычное население от Ачинска до низовьев Чулыма и его притоков. Очень интересные данные о чулымских т юрках приводит И.П.Фальк, побывавший на Чулыме в 1768 году. Он пишет: «Юрты их представляют собой маленькие хижины. большей частью кубической формы, с татарской широкой скамьей, с камином, вмазанным котлом, с оконными отверстиями, на которые натягивается налимья шкура или же они затыкают льдом. Чулымцы спят на бересте в накрываются своими одеждами. детей они укладывают в берестяные корзины, засыпая их вокруг растертой трухой. Мужчины и женщины носят рубаха из холста, который они сами ткут из крапивы. А историк Н.14.Георгн в своем «Описании всех обитающих в Российском государстве народов» пишет о чулымцах так: «Мужчины в одежде не отличаются от русских. Женщины носят татарскве фазы (тастар), штаны в сапоги (большей частью из налимьих шкур), платья во краям в подоле любят опушать, девушки заплетают большое количество кос. Пища их бедная, хлеб редко кто ест. Мелкую рыбу они вялят, высушивают на солнце, толкут. Называют эту пищу бураком. Самое лакомое кушанье изготавливается из подожженного хлеба (курмача). свежего борщевика и сараны. которые смешивают, толкут и зарывают затем все курят, жуют аир». В 1720 году большая часть чулымских тюрков была крещена «по старанию» архиепископа Филофия: «Силой загоняли в реку Чулым, а когда выходили на берег каждому надевали крест на шею». Однако, как пишет Георги, они православную веру «худо знают, вместо имен, даваем их детям при крещении священником, они употребляют другие имена, как, например, Уазечаяк, Кучичек, Мышак, Кулон- для мужчин, Кечепек, Патан, Перемча-для женщин. Они суровы, суеверны и служат тайным образом по большей части идолам- чучельным набивным, которые называются шайтанами (у хакасов: «тёс» - прим. Нарбазан). Когда они хотят узнать о чем-нибудь прошедшем или будущем, осведомиться о своей судьбе, выяснить причину болезни, несчастья и т п., они обращаются к шаманам. Сват, идя к невесте. берете собой новую китайскую трубки и курительный табак, объявив там о причине своего прихода, удаляется на короткое время. Если по возвращении он заметит что вэ его трубки не курили, то сочтет это за отказ, в противном случае он начнет торговать невесту на платье, «мягкую рухлядь», скот или «служение». Считая на деньги, цена простирается от 5 до 50 рублей». Ко второй половине ХIХ в. относится начало археологического и лингвистического изучения Причулымья. Много сделано по изучению жизни чулымских татар академ в ком В.В .Радловым. В своей работе «Этнографический обзор тюрских гiлемен Южной Сибири и джунгариио, изданной в Томске в 1887 году, он писал: «чулымские татары разделяются на три рода: 1. кетсик ( к югу от Мариинска) 2. кюрек (кюэрек) (к северу от Мариинска) 3. собственно чулымские татары ( к северу от реки Кии по речке Чердат). Язык всех трех народов один и тот же, на нем видно как барабинское, так в телеутское влияние». ВВ. Радловым было составлено описание « чулымского поднаречия», на котором говорили тюрки, жившие по реке Чердат. Он пришел к выводу, что язык среднечулымцев можно отнести к периферийному диалекту КЫЗЫЛЬЦЕВ — этнической группе хакасов. В 1946 году изучение чулымо-тюркского языка было продолжено экспедицией, которую возглавлял профессор Томского педагогического института А.П . Дульзон. Он писал . что в « пределах Томской области может быть выделено два диалекта — нижнечулымский и среднечулымский, отличающиеся друг от друга в своем словаре и фонетике. а также в некоторых особенностях грамматического строя.. .В целом чулымо- тюркский язык ближе к хакасской в алтайской группе наречий, чем к иртышско-барабинской». Исследователи подтвердили, что процесс тюркизации нетюркского населения Чулыма шел с верховьев Чулыма, и чулымо--тюркский язык близко сходится с кызыльским наречием хакасского языка, распространенным во Черному в Белому Июсам — истокам Чулыма. Исходя из схожести чулымского языка с кызыльским диалектом, А.П.Дульзон делает научный вывод, что среднечулымский диалект связан с хакасским (кызыльским) и при определенных условиях мог бы считаться диалектом хакасского языка, а нижнечулымский близок к старому нижне-томско - тюркскому наречию. В годы перестройки среда чулымцев началось движение за утверждение своей народности, имеющей право на льготы и возрождение. Встал вопрос, как им называться - чулымцами или хакасами . В 1991 году в с. Тегульдет Томской области создается ассоциация хакасского народа «Тун», которую возглавил коренной житель среднего Чулыма Ад. Тазырачев Ассоциация настаивала, что самоназвание чулымских аборигенов — хакасы. Установилась ее тесная связь с АХН «Тун» в Хакасии, в частности. с Орджоникидзевским районным отделением. В октябре 1991 года Тегульдетский район посетила делегация из Хакасии во главе с Валерием Ивановичем Ивандаевым. В ее составе были председатель АХН «Тун»,талантливый радиожурналист А. Костяков, ученые И.Н. Чичинин и В.Я. Бутанаев ( ныне профессор , доктор исторических наук ), корреспондент Хакас чирi» К.К. Чнстобаев, А.Асочаков. Приехала к нашим соплеменникам и труппа артистов национального театра Четiген» с директором Василием Ивановичем Ивандаевым, который поставил для чулымцев пьесу ГГ. Катабекова Шутник Айдолай отрывок из пьесы М. Кокона «Акун" Основной целью делегации было установление связей, чтобы помочь жителям района поближе узнать о хакасской культуре , традициях и обычаях, предоставить возможность изучения хакасского языка,тем более, что В.Я. Бутанаев на встрече с чулымцами еще раз подтвердил, что они говорят на кызыльском диалекте и их национальность — хакасы. Но добрые начинания не всегда увенчиваются успехом. Наши соплеменники больше не дождались обещанного выезда новых делегаций, что в конце концов их интерес к взаимодействию угас, а вскоре по результатам в спешном порядке проведенного референдума чулымцы получила статус малочисленного народа м «географическое» самоназвание чулымцы. Руководители Томской области а Тегульдетского района обещали, что со статусом малочисленного народа Севера они получат ряд привилегий в традиционном национальном Промысле, для них будут строиться утепленные дома со всеми удобствами. будут и другие преимущества, которых бы она не имели как хакасы. Выполнено ли обещанное аборигенам Причулымья. неизвестно. В 1 992 году 21 декабря в Хакасии создается и регистрируется в Минюсте Республики Хакасия Общество хакасов-кызыльцев «Хумартхы» («Память»). . Сразу восстановили связь с хакасами Тюхтетского района, которые в основном проживают в с. Пасечное. Направили туда Устав и Программу, и через некоторое время от жителей села поступило более ста заявлений о приеме их в общество. Через администрацию Красноярского края общество кызыльцев поднимали и решили вопросы о занятости коренных хакасов-кызыльцев с. Пасечное их традиционным промыслом, что для общества стало важной победой. В это время вопрос о самоназвании аборигенов Причулымья еще «висел», и Совет Общества хакасов-кызыльцев рекомендовал провести референдум о принятии ими самоназвания: кызыльцы. Мы считали, что таким самоназванием их также можно отнести к малочисленному народу, проживающему на территории, приравненной к Северу. Но более чем активная работа историков во главе с Э.Л.Львовой и активистами -сторонниками самоназвания «чулымцы» воспрепятствовала нашей слабой и порой неумелой агитации.
Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока
:Mikhail Tabatkin-Yangulov
СОПЛЕМЕННИКИ
Чулымскне тюрки. известные в исторической литературе под названием чулымских татар, представляют собой небольшую народность, проживающую по бассейну реки Чулым. В настоящее время. после больших научных споров историков. этнографов и лингвистов, за ними закрепилось название чулымцев, приравнены к условиям жителей Севера. Но единства во взглядах на положение этой народности в системе расовых типов Сибири так а нет, хотя вопросы истории чулымцев исследовались многими учеными и накоплено множество материалов о них.
В 1990 году в издательстве Академии наук СССР вышла книга известного
хакасского историка Виктора Яковлевича Бутанаева «Этническая история хакасов
ХУI-ХIХ веков». В ней пишется: «Хакасы (самоназвание- тадар) Тюркоязьнчный
народ, антропологически относящийся к южносибирской (Туранской) переходной
расе. В основном они проживают на территории Хакасской области, расположенной
в Хакасско-Минусинской котловине. Небольшая часть (около 1 тысячи человек)
обитает по среднему течению р. Чулым (Тегульдетский район Томской области и
) Тюхтетский район Красноярского края)..
В ХУI-ХУII веках история северной Азии ознаменовалась крупными
политическими событиями. Произошло присоединение Сибири к Российскому государству. Начался процесс заселения и хозяйственного освоения громадных территорий русским народом. В Центральной Азии возникли монгольские феодальные образования Алтын-Ханов и джунгаров, Енисейские -киргизы оказались между «жерновами» этих государств. Вдоль их северной границы были построены остроги: Томск (1604г.) Кузнецк (1628г.) и Канск (1604г.), ставшие оплотом обороны Российской державы. В течение ХУ1Iв. со стороны киргизов велась ожесточенная борьба за свое господство в Южной Сибири... Киргизы как господствующий этнос создали в раннем средневековье свое государство, которое просуществовало в долине среднего Енисея до начала ХУIII в.»
Народности Саяно-Алтая (кумандийцы, телеуты, алтайцы, шорцы, калмаки) сохранили воспоминания о жестоких военных набегах степняков киргизов на их земли, я до недавнего времени чулымцы пугали непослушных детей тем, что «вот придет с верховьев Июса (так они до сих пор называют р. Чулым) киргиз, поймает и съест».
По указанию энергичного царя-реформатора Петра’ было решено поставить у подножья Саян острог. Осенью 171 года красноярскими казаками на правом берегу Енисея, на 120 верст выше Абаканского острога был возведен Саянский острог который перекрыл путь сообщения с Монголией. Официальное закрепление границ Хакасии за Россией произошло 10 лет спустя, в августе 1727г
долина Июсов, где ранее располагалась территория Алтын-Зархского улуса, в ХУIII в. осталась за Томским уездом. На этом месте возникла кызыльская землица. В долине р.Чулым в районе Милетского острога (Пелетура) находилась
Мелетская волость, а ниже по течению Тутальская волость. до недавнего времени жители этих территорий называли себя милетсками и тутальскима хакасами.
Первое упоминание о наших (хакасов-кызыльцев) соплеменниках - чулымцах содержится в дневнике Лоренца Ланге, секретаря дипломатической миссии, отправленной Петром’ в 1715 году в Китай. В 1720 году началась деятельность первой правительственной научной экспедиции по изучению Сибири. Главой ее был назначен д.Г. Мессершмидта приглашенный в Россию Петром 1.
Тобольске Мессершмидта встретился с Ф.В.Страленбергом (Таббером)- шведским военнопленным. к тому времени ХОРОШО освоившим русский язык в глубоко интересовавшимся этнографией Сибири. В течение двух лет (1721-1 722i i.) они совместно занимались изучением природы в населения Западной и IОжной Сибири, провели несколько маршрутов но Чулыму, побывав в на его притоках Яе, Кие, Кемчуiе и др.
Эта работа была продолжена великой Сибирской экспедицией в 1 733- 1743 годы. Активное участие в ней принимали двое молодых профессоров, действительных членов Академии, наук натуралист И.Г.Гмелин и историк Г.Ф.Миллер. Их постоянным спутником в маршрутах был студент Славяно-греколатинской академии С.П.Крашенвнников. Эги исследования внесли огромный вклад в описание Сибири, быта, языка, этнических схождений и различий народов и народностей этого сурового края.
Немало научных трудов было написано и известным исследователем И. Э.Фишером. В Санкт-Петербурге хранится написанная его рукой «Ведомость о нравах и поведении татар Томского ведомства и о прочих их делах в поступках. Ответ на запрос о татарах». О чулымцах в этом документе сообщается следующее:
«В восточной стороне село Кийское стоит над рекой Кией, на левой стороне ог Томска... в нем и около живут крещеные ясашные татары. Зовут - кийские, они же и чулымцы. В той же стороне Ачинский острог стоит над рекою Чулымом. . . В нем живут русские служивые люди. Между Томском и севером Мелесский острог.
а около живут крещеные татари зовущиеся чюлымцами, а сколько число, не знаем».
В данном документе ясно обозначено обобщенное представление о «чюлымцах» ил и «чулымских татарах как о группе, включающей тюрко зычное население от Ачинска до низовьев Чулыма и его притоков.
Очень интересные данные о чулымских т юрках приводит И.П.Фальк, побывавший на Чулыме в 1768 году. Он пишет: «Юрты их представляют собой маленькие хижины. большей частью кубической формы, с татарской широкой скамьей, с камином, вмазанным котлом, с оконными отверстиями, на которые натягивается налимья шкура или же они затыкают льдом. Чулымцы спят на бересте в накрываются своими одеждами. детей они укладывают в берестяные корзины, засыпая их вокруг растертой трухой. Мужчины и женщины носят рубаха из холста, который они сами ткут из крапивы.
А историк Н.14.Георгн в своем «Описании всех обитающих в Российском государстве народов» пишет о чулымцах так: «Мужчины в одежде не отличаются от русских. Женщины носят татарскве фазы (тастар), штаны в сапоги (большей частью из налимьих шкур), платья во краям в подоле любят опушать, девушки заплетают большое количество кос. Пища их бедная, хлеб редко кто ест. Мелкую рыбу они вялят, высушивают на солнце, толкут. Называют эту пищу бураком. Самое лакомое кушанье изготавливается из подожженного хлеба (курмача). свежего борщевика и сараны. которые смешивают, толкут и зарывают затем все курят, жуют аир».
В 1720 году большая часть чулымских тюрков была крещена «по старанию» архиепископа Филофия: «Силой загоняли в реку Чулым, а когда выходили на берег каждому надевали крест на шею». Однако, как пишет Георги, они православную веру «худо знают, вместо имен, даваем их детям при крещении священником, они употребляют другие имена, как, например, Уазечаяк, Кучичек, Мышак, Кулон- для мужчин, Кечепек, Патан, Перемча-для женщин. Они суровы, суеверны и служат тайным образом по большей части идолам- чучельным набивным, которые называются шайтанами (у хакасов: «тёс» - прим. Нарбазан). Когда они хотят узнать о чем-нибудь прошедшем или будущем, осведомиться о своей судьбе, выяснить причину болезни, несчастья и т п., они обращаются к шаманам.
Сват, идя к невесте. берете собой новую китайскую трубки и курительный табак, объявив там о причине своего прихода, удаляется на короткое время. Если по возвращении он заметит что вэ его трубки не курили, то сочтет это за отказ, в противном случае он начнет торговать невесту на платье, «мягкую рухлядь», скот или «служение». Считая на деньги, цена простирается от 5 до 50 рублей».
Ко второй половине ХIХ в. относится начало археологического и лингвистического изучения Причулымья. Много сделано по изучению жизни чулымских татар академ в ком В.В .Радловым. В своей работе «Этнографический обзор тюрских гiлемен Южной Сибири и джунгариио, изданной в Томске в 1887 году, он писал: «чулымские татары разделяются на три рода:
1. кетсик ( к югу от Мариинска)
2. кюрек (кюэрек) (к северу от Мариинска)
3. собственно чулымские татары ( к северу от реки Кии по речке Чердат).
Язык всех трех народов один и тот же, на нем видно как барабинское, так
в телеутское влияние». ВВ. Радловым было составлено описание « чулымского
поднаречия», на котором говорили тюрки, жившие по реке Чердат. Он пришел
к выводу, что язык среднечулымцев можно отнести к периферийному диалекту
КЫЗЫЛЬЦЕВ — этнической группе хакасов.
В 1946 году изучение чулымо-тюркского языка было продолжено экспедицией, которую возглавлял профессор Томского педагогического института А.П . Дульзон. Он писал . что в « пределах Томской области может быть выделено два диалекта — нижнечулымский и среднечулымский, отличающиеся друг от друга в своем словаре и фонетике. а также в некоторых особенностях грамматического строя.. .В целом чулымо- тюркский язык ближе к хакасской в алтайской группе наречий, чем к иртышско-барабинской».
Исследователи подтвердили, что процесс тюркизации нетюркского населения Чулыма шел с верховьев Чулыма, и чулымо--тюркский язык близко сходится с кызыльским наречием хакасского языка, распространенным во Черному в Белому Июсам — истокам Чулыма.
Исходя из схожести чулымского языка с кызыльским диалектом, А.П.Дульзон делает научный вывод, что среднечулымский диалект связан с хакасским (кызыльским) и при определенных условиях мог бы считаться диалектом хакасского языка, а нижнечулымский близок к старому нижне-томско - тюркскому наречию.
В годы перестройки среда чулымцев началось движение за утверждение своей народности, имеющей право на льготы и возрождение. Встал вопрос, как им называться - чулымцами или хакасами . В 1991 году в с. Тегульдет Томской области создается ассоциация хакасского народа «Тун», которую возглавил коренной житель среднего Чулыма Ад. Тазырачев Ассоциация настаивала, что самоназвание чулымских аборигенов — хакасы. Установилась ее тесная связь с АХН «Тун» в Хакасии, в частности. с Орджоникидзевским районным отделением.
В октябре 1991 года Тегульдетский район посетила делегация из Хакасии во главе с Валерием Ивановичем Ивандаевым. В ее составе были председатель АХН «Тун»,талантливый радиожурналист А. Костяков, ученые И.Н. Чичинин и В.Я. Бутанаев ( ныне профессор , доктор исторических наук ), корреспондент Хакас чирi» К.К. Чнстобаев, А.Асочаков. Приехала к нашим соплеменникам и труппа артистов национального театра Четiген» с директором Василием Ивановичем Ивандаевым, который поставил для чулымцев пьесу ГГ. Катабекова Шутник Айдолай отрывок из пьесы М. Кокона «Акун"
Основной целью делегации было установление связей, чтобы помочь жителям района поближе узнать о хакасской культуре , традициях и обычаях, предоставить возможность изучения хакасского языка,тем более, что В.Я. Бутанаев на встрече с чулымцами еще раз подтвердил, что они говорят на кызыльском диалекте и их национальность — хакасы. Но добрые начинания не всегда увенчиваются успехом. Наши соплеменники больше не дождались обещанного выезда новых делегаций, что в конце концов их интерес к взаимодействию угас, а вскоре по результатам в спешном порядке проведенного референдума чулымцы получила статус малочисленного народа м «географическое» самоназвание чулымцы.
Руководители Томской области а Тегульдетского района обещали, что со статусом малочисленного народа Севера они получат ряд привилегий в традиционном национальном Промысле, для них будут строиться утепленные дома со всеми удобствами. будут и другие преимущества, которых бы она не имели как хакасы. Выполнено ли обещанное аборигенам Причулымья. неизвестно.
В 1 992 году 21 декабря в Хакасии создается и регистрируется в Минюсте Республики Хакасия Общество хакасов-кызыльцев «Хумартхы» («Память»). .
Сразу восстановили связь с хакасами Тюхтетского района, которые в основном проживают в с. Пасечное. Направили туда Устав и Программу, и через некоторое время от жителей села поступило более ста заявлений о приеме их в общество. Через администрацию Красноярского края общество кызыльцев поднимали и решили вопросы о занятости коренных хакасов-кызыльцев с. Пасечное их традиционным промыслом, что для общества стало важной победой.
В это время вопрос о самоназвании аборигенов Причулымья еще «висел», и Совет Общества хакасов-кызыльцев рекомендовал провести референдум о принятии ими самоназвания: кызыльцы. Мы считали, что таким самоназванием их также можно отнести к малочисленному народу, проживающему на территории, приравненной к Северу. Но более чем активная работа историков во главе с Э.Л.Львовой и активистами -сторонниками самоназвания «чулымцы» воспрепятствовала нашей слабой и порой неумелой агитации.