ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ ( зрительские заметки с концерта )

Я давно хотела попасть на концерт этой группы. Я видела видеоролики с их выступлениями и записями интервью с ними, я читала о них то немногое, что имеется на их сайте. Но сценическое воплощение песни всегда отличается от аудио-восприятия, и поэтому мне очень хотелось побывать на живом полноценном концерте этих ребят.
Владимир Макаров, Александр Бардин и Александр Лихацкий, а все трое – группа САДко. Энергичные, молодые, живые и добросердечные, они абсолютно не вписываются в ряд представителей какого-либо направления на эстраде, где, к сожалению, либо отсутствует, либо очень слабо выражено духовное начало. Но и фольклорной эту группу тоже не назовёшь. Да и сами ребята, на мой взгляд, отнюдь не стремятся дать точное определение своему музыкальному направлению. Они просто поют – и всё. А уж какую «ячейку» отвести им в музыкальном мире – это пусть определяют музыкальные критики или искусствоведы, если это вообще кому-нибудь нужно.
И вот волею судеб мне представилась возможность поехать на концерт группы САДко в Пензу. Именно поехать, а не пойти, так как я живу в Казахстане. Это пензенцам просто: собрался, цветы купил – и ты уже почти на концерте. А когда едешь издалека – это целая эпопея. Покупка билетов на поезд, сбор чемодана (главное, сувениры казахстанские не забыть дома), долгая дорога в Россию, пограничный контроль при пересечении границы – это масса приготовлений, волнений и забот. Но всё это освещалось одной светлой радостной мыслью: я увижу свою любимую группу.
И вот уже я стою с маленьким билетиком в руках перед входной дверью ДК Железнодорожников имени Дзержинского. Что ждёт меня за этой дверью? Радость? Разочарование? Останется ли встреча с ребятами в моей памяти, как одно из самых ярких событий в моей жизни, или я очень скоро забуду о ней? Я вошла внутрь и … попала в милую, уютную атмосферу. Её создавали не стены и интерьер, а сами зрители. Приятные улыбающиеся лица, негромкий разговор, добрые взгляды… Это была самая настоящая СЕРДЕЧНАЯ зона, в которой царствовала сама Доброта. Здесь всё – от сердца, от души, все чувства искренни и неподдельны. Казалось, что здесь все друг друга знают, все друг другу рады, и вообще, здесь собралась одна очень большая дружная семья. Это ощущение меня не покидало на протяжении всего концерта.
Погас свет, открылся занавес – и внезапно нахлынувшее чувство радости стало единственным и главным чувством моего состояния. Реальность уже отодвинулась на второй (если не на пятый) план. Ребята сразу взяли зрителя в плен (мы и опомниться не успели) и не выпускали его из этого сладостного плена до самого конца.
Концерт начался премьерой песни «Вишнёвый сад» и перешёл в яркий музыкальный спектакль, где мягкие лирические песни – «По клавишам любви», «Не печалься, всё пройдёт», «Самая любимая моя» - сменялись задорными и весёлыми – «Саночки», «Букет сирени», «Красненькие туфельки»…
В репертуаре любого певческого коллектива всегда имеются произведения «особой стати», которые концентрируют в себе духовную энергию всего концерта в целом и даже зачастую превращаются в своеобразную «эмблему» этого коллектива. Не знаю, какие именно песни САДковичи считают своими знаковыми или символичными, но лично я бы выделила в особую группу три песни – «Капли жемчужные», «По-осеннему кычет сова» и «Выткался на озере» (последняя не прозвучала в концерте). Это не просто песни и даже не просто красивые песни. Это камертон России. И дело даже не в том, что они написаны на стихи Есенина, который ещё со школьных лет известен нам, как «певец России». Огромное значение в этих песнях имеют музыка и исполнение. Вот об этом я хотела бы сказать подробнее. Есенинская лирика имеет одну особенность: это поэзия песенная. При чтении стихов Есенина создаётся впечатление, что они уже изначально рождались в музыкальной форме, т.е. выпевались, а не выговаривались из уст автора. Стихи Есенина словно заранее были рассчитаны им не на произнесение, а на пропевание, поэтому они прекрасно соотносятся с ритмикой музыки. Эти стихи настолько объёмны и красочны, что музыка, на которую они перекладываются, не только не портит их красоту, но даже является необходимым и обязательным дополнением к ним и их логическим завершением. На мой взгляд, именно на эту особенность есенинских произведений обратил своё внимание композитор Александр Бардин, который и написал музыку на изумительные есенинские стихи. Богатая звуковая инструментовка стихов Есенина даёт возможность для их исполнения в разных музыкальных жанрах. Например, у композитора Е.Крылатова «Капли жемчужные» - это романс, а вот группа САДко исполняет эту песню иначе. Если бы я не знала, что это авторская песня, то, послушав её в исполнении САДковичей, я бы приняла её за народную. И это самая высшая похвала, которой достоин Бардин. Поражает одно: КАК сумел молодой тридцатилетний человек, живущий уже практически в XXI веке, абсолютно точно передать русский дух есенинской лирики в самых лучших традициях русской народной песни? В этой песне – «Капли жемчужные» - нет суеты, мелочности. В ней всё основательно, добротно, как и всё то, что делал русский человек. Резал ли он ложки из дерева, строил ли избу (наличники на окнах, непременный петушок на крыше), лепил ли глиняные горшки на гончарном круге – он всё делал не спеша, крепко и ладно, с любовью вкладывая душу в работу. Вот так же он и пел. И эта русская неторопливость, распевность очень хорошо передаёт самый дух России, где поля – широкие, моря – бескрайние, просторы – необъятные, а люди – сильные, крепкие и красивые. Как красиво исполняют эту песню ребята! Один голос подхватывается другим, другой – третьим, и каждый проходит свой путь, сплетаясь с двумя остальными в красивую мелодическую ткань – великолепный русский кружевной узор. И зрителю кажется, что этот прекрасный аккорд из трёх чистых, красивых голосов каким-то волшебным образом материализовался в воздухе и спустился со сцены в зал этакой струящейся и переливающейся музыкальной волной. Я почти физически чувствовала её мягкое прикосновение, и это ощущение ещё долго оставалось во мне даже после того, как ребята закончили петь. Фантастическое явление! Точно так же мягко, задумчиво и распевно они исполняют и вторую песню из есенинского цикла – «По-осеннему кычет сова». На сцене отсутствовали декорации, но даже и без них я ясно представила себе небольшую комнатку, в которой стоит печка, а в печке потрескивают поленья дров. Всполохи огня освещают лицо сидящего перед ним человека, который не спеша, задумчиво рассказывает (не жалуется, а именно РАССКАЗЫВАЕТ зрителю): «Облетела моя голова. Куст волос золотистый вянет». И мне так захотелось сесть с ним рядом, смотреть на огонь и думать о своём – сокровенном и тайном. Мелодия этой песни проста, как и в «Каплях», но ведь она тоже написана в русском духе, а русские песни никогда не отличались особой цветистостью и мудрёностью мелодий. Их красота – в душевной распевности и какой-то уж очень трогательной откровенности исполнения. Можно ли искать причину великолепного пения ребят только в том, что они имеют «гнесинское» музыкальное образование, где они хорошо усвоили каноны подголосочной полифонии? Конечно же, нет. Чтобы петь по-русски, нужно родиться в России и прорасти корнями в эту землю. Ведь культура – это не только движение вперёд, но и движение к истокам. Может быть, потому и бывают часто ребята на своих малых родинах – Алтае, Мордовии, Владимирской области – чтобы чаще подпитываться соками своей земли? В связи с этим было бы уместно сказать сейчас и ещё об одной группе песен – «Отцовская любовь», «Моей маме» и «Мне не забыть». Наверное, было бы даже странно, если бы песни такого плана отсутствовали бы в репертуаре группы САДко. Это глубоко лиричные песни, пропитанные любовью к своим родителям. Они всегда воспринимаются зрителями с особой теплотой, нежностью, с особым расположением духа. Это дорого, это понятно каждому и это всегда затрагивает самые глубинные струны нашей души. Огромное спасибо и низкий поклон родителям этих славных ребят! Светлая память тем из них, кого уже нет в живых, и долгих, счастливых лет жизни ныне здравствующим!
Не только петь, но и плясать умеют ребята. И в этом тоже объёмно проявляется их русский характер. Ладно да красиво сплясать любили и умели на Руси. В репертуаре САДко есть песни, которые назвать «плясовыми» не поворачивается язык, поскольку это не совсем точное определение для них, но назовём их так – ритмичные весёлые песни, под которые можно сплясать. Эти песни особо любимы зрителями – «Мокнут розы», «Мы не птицы», «Вишнёвый сад», «Вот кто-то с горочки спущается», «Эх, мордовочка», «Я встретил розу», «Вишня»… Любо-дорого смотреть, как пускаются в пляс САДковичи! Вот где вовсю раскрывается их молодая удаль! Вроде бы одни и те же движения выполняют, но у каждого есть своя неповторимость в танце. Вот полетел по сцене Саша Лихацкий – руки за спину, сам весь прямой, тонкий, как струночка ( я ещё ни разу не видела, чтобы Саша согнул спину в танце ) и только ноги выписывают какие-то немыслимые «вензеля от Лихацкого». Не танцует, а несёт себя с достоинством по сцене. Роскошная подача! Он напоминает мне чем-то молодого голубя, который, выпятив грудку и сложив на спину крылья, слегка горделиво красуется-вытанцовывает перед своей голубкой. «Ээх!» - взметнулся в стремительном прыжке (от которого у зрителя аж сердце ёкает: Господи, что это было? это как он сделал?) Саша Бардин и полетел вслед за Лихацким. У этого плясуна в ход идут все части тела, включая даже его роскошные кудри (я думаю, что при желании Саша смог бы заставить сплясать даже свой концертный пиджак). Остаётся только поражаться, как после бардинского вихря на сцене ничего не упало. А вот у Володи Макарова – танцующие руки. Легко, воздушно кружится он в танце, выписывая руками свой «владимирский» узор. Вот сошлись все трое в одной точке сцены, посмотрели друг на друга, улыбнулись, покрасовались по-молодецки друг перед дружкой – и снова разлетелись в разные стороны. Ах, как это по-русски! Ведь именно так испокон веков плясали на Руси – с задором, с удалью, с коленцами и вывертами, с вензелями да фокусами. И у каждого плясуна был в запасе свой заветный фортель на случай «звёздной минуты», с которым не стыдно было показаться на кругу. Выскочит, бывало, в круг какой-нибудь весёлый да кудрявый молодец, отколет свой номер – и с достоинством удаляется из круга, чтобы уступить место своему товарищу, неся на себе, как печать, восхищённые взгляды ошеломлённой публики. Я смотрела, как танцуют САДковичи, и с улыбкой думала про себя: «А ведь они сейчас забыли про нас. Они пляшут потому, что им ХОЧЕТСЯ именно сейчас сплясать. А почему бы и нет? Молодые, здоровые, крепкие, да что ж они будут стоймя-то стоять на сцене?» А за ними развернулось и в зале народное гулянье. Кто смог выбраться в боковые проходы – плясал в проходе, кто не смог – плясали на местах. И правильно делали. А чего сидеть, когда такая музыка играет? Но вот незаметно подошёл и конец яркого красочного спектакля. Я отметила одну характерную особенность поведения ребят на сцене: какую бы песню они ни пели – они не старались фиксировать внимание зрителей на себе. Для них было важно, чтобы на первом месте была ПЕСНЯ и чтобы зритель отдавал должное именно ей. И эта особенность тоже выгодно отличает их от многих эстрадных исполнителей, которые всеми доступными эпатажными и гламурными способами (одеждой, гримом, причёсками, манерами, мудрёными приспособлениями на сцене) привлекают внимание зрителей к себе. До смешного порой доходит: и руками машут зрителю, и головой кивают: ну похлопайте же мне… Нет, САДковичи вовсе не нуждаются в искусственном «подогреве»: зрители и так КАЖДУЮ их песню награждают овациями.
Что хочется сказать напоследок? России всегда было, есть и будет что сказать своему народу. Её слово не умирает. Она может быть и в поругании, но она всегда непобедима. Понять это, услышать её слово, почувствовать её силу и, как следствие этого, гордиться принадлежностью к её народу – вот это и есть истинный патриотизм. И очень здорово, что ребята-САДковичи поняли это и сумели выразить это в своём творчестве. За суетой и мелочностью жизни не растерять духовной чистоты – это дорогого стоит. Пожелаем же им от души большого и светлого человеческого счастья! Они этого достойны.
Казахстан, город Шымкент
Малинина Римма
#ОтзывыОКонцертах

Комментарии

  • 30 мар 2014 08:48
    Как тонко подмечены все нюансы настроения и группы САДко и зрителя! Сидя на концерте, забываешь, где ты находишься! Сердце зрителя окунается в такую радужную атмосферу, что не хочется разрушать эту оболочку никогда! Наши талантливые ребята - это находка для каждого, кто открывает для себя творчество САДковцев!
  • 30 мар 2014 09:11
    Да, группа САДКО-это  и есть русский ДУХ РОССИИ неповторимый! Спасибо вам , ребята за  радость  и счастье, за ваш талант  !
  • 30 мар 2014 09:47
    Поклонники гордятся группой САДко!!! (L)(L)(L)  Они у нас истинные патриоты своей Родины!!! Одним словом Россияне!!!(F)(F)(F)
  • 30 мар 2014 10:16
    ​​Группа САДко!!!  Это наш голос России. Это даже не знай как выразить им свою признательность. Как они хороши. Даже мы уже в возрасте лет. На их песни откликнулись всей душой. Даже нам захотелось с ними петь и плясать. Даже забываешь что у тебя что то болит. С ними не чего не болит. Одна радость и сплошное прекрасное настроение.Только стоит вспомнить о них и уже улыбка на лице. Огромное спасибо их родителям. А самим им здоровья, семейного благополучия. И я вот от всего своего сердца желаю им всего что есть на свете пусть достанется им на их счастье и УДАЧУ!!! Ребята СУПЕР ВЫ. Господь с вами. Бог вас сохранит. и Ангел вас поддержит в любую минуту. Всего вам прекрасного.!!!
    (L) (K)(K)(K)(*)(*)(*)(^)(CC)(CC)(CC)(F)(F)(F)
  • 30 мар 2014 10:16
    Как талантливо и верно всё написано. Восхищаюсь не только группой САДко, но и автором  этих строк Риммой Малининой! Как многообразен и талантлив русский народ!!! (F)(F)(F)(lo)
  • 30 мар 2014 10:23
    ​​Да огромное спасибо  Римме Малининой. Все так написано от всего сердца. Я даже плакала читала. Спасибо вам еще раз . Ребята этого всего, достойны . Группа САДко!!!  Это наше все , дороже их нет , они самые, самые прекрасные СПАСИБО вам Римма!!!
    (L)(K)(v)(^)(CC)(CC)(CC)(F)(F)(F)(F)(F)(F)(F)(F)(F)
  • 30 мар 2014 11:09
    Римма, спасибо Вам большое как автору этой статьи! За то, что так точно выразили отношение большой армии поклонников к группе САДко, к их творчеству. Очень и очень многим зрителям полюбилась группа САДко, все мы без исключения восторгаемся их песнями. Но далеко не каждый умеет так ярко и красочно передать словами свою любовь и восхищение ребятами, их талантом. Вы сами словно узор сплели словесный, словно мастер-сказочник увлекли нас сказкой о прекрасном...
  • 30 мар 2014 14:46
    Спасибо группе САДко , что они есть , молодцы ! И спасибо группе поддержки в лице Риммы Малининой за профессиональную оценку творчества группы САДко ! (Y)(Y)(Y)(*)(*)(*)(F)(F)(F)
  • 30 мар 2014 15:00
    Как  все  точно  подмечено .как будто  бы  собраны все  мысли  у  большинства  поклонников  группы  и  как талантливо  написано  ,Римма  вы  умничка! #u627760394cs##u627760394cs##u627760394cs##u627760394cs##u627760394cs#
  • 30 мар 2014 15:01
    САДКОВИЧИ  ---ВЫ  ЛУЧШИЕ#u633911a1b6s##u633911a1b6s##u633911a1b6s##u633911a1b6s##u633911a1b6s#
  • 30 мар 2014 23:32
    Отличная статья, читала с удовольствием. Спасибо Вам, Римма!
  • 30 мар 2014 23:53
    Читая эту статью я как будто в очередной раз была на концерте Группы САДко! Всё с такой точностью расписано,что дух захватывает! А после концерта с огромной радостью с ними можно сфотографироваться, взять автографы и просто поговорить! Это самые классные ребята! И мы их очень любим!
  • 27 мая 2021 20:42