27 июл 2018

У РОССИИ С ТАКОЙ ШКОЛОЙ НЕ БУДЕТ БУДУЩЕГО

Любимый учитель многих поколений ялтинцев Юрий Монастырев ушел из школы, в которой проработал 35 лет, полгода назад. Никого не обвинял, просто ушел, и все. На днях ялтинский журналист Сергей Сардыко обнародовал у себя в Facebook признание учителя.
Монастырев рассказывает, почему он не выдержал школьных реформ.
"Юрий Монастырев всю жизнь проработал учителем географии в ялтинской средней школе №12. В 1998 году, когда бюджетникам по полгода не платили зарплат, он возглавил забастовочный комитет учителей, на переговоры с которым летал глава совмина.
Прошлой осенью, за полтора года до пенсии, Монастырев ушел из школы из-за унизительно низких зарплат, бюрократического давления на учителей и общего абсурда. Ушел тихо, не делая фронды. Министр образования Крыма, узнав об этом, обещала позвонить ему, но так и не позвонила. Рассказ о причинах своего ухода сам Монастырев назвал "Размышлениями учителя у школьной доски".
"Начну с самого главного. Я проработал в школе учителем 35 лет, но никогда не сталкивался с тем, что ни по одному предмету нет единой государственной программы, т.е. отсутствуют требования к объёму знаний учащихся. Рабочую программу сам себе пишет учитель, но его этому не учили. Для этого есть методисты, но они программы не составляют, им некогда. Они проверяют, как их составили учителя.
И, думаете, их интересует содержание программы? Отнюдь! Их интересует интервал между строчками, оформление обложки и прочая бумагомарательная дребедень.
Если я учитель русского языка и, например, не очень люблю Льва Толстого, то могу его творчество просто не вставлять в рабочую программу, а, значит, и не изучать! И никто этого не заметит, ведь главное – оформление. Отсутствие Госстандарта – маразм на государственном уровне, но почему-то всех это устраивает.
Теперь поговорим об учебниках. Я могу судить только об учебниках географии. Те учебники, по которым занимаются крымские школьники – это проявление полной некомпетентности в географии. Отсутствует поэтапная схема изучения вопроса по принципу: от простого к сложному. Абсолютно хаотичная подача материала. Такое ощущение, что авторы действуют по принципу: вали всё в кучу, а учащийся сам разберётся.
Каждый раз, когда я обращался к школьным учебникам по географии, я забывал всё, что знал.
Шестой параграф в учебнике для 9-ого класса должен называться на родном русском языке «Зоны вечной мерзлоты на территории РФ», а там написано - «Мерзлотная Россия»! Это в чьей больной голове родилось такое определение?! А в учебнике для 8-ого есть параграф «Экзотика России», в который входят три совершенно не сочетающихся регионов – Крым, Кавказ, Дальний Восток.
Да на каждый из этих регионов необходимо не менее 4-х уроков, но авторы считают, что всё это можно освоить за один урок.
А определение «человеческий капитал», вы вслушайтесь, как это звучит!
Единого учебника по каждому курсу нет, а самих учебников десятки и даже сотни. Это просто бизнес.
Напиши учебник, пройди комиссию, получи «добро», а, значит, и госзаказ, и – стриги чистую прибыль. Родитель от многого откажутся, но учебник ребёнку купят за любую цену. Что внутри учебника, никого из ответственных товарищей не интересует. Бизнес на интеллектуальном развитии страны – прибыль превыше всего!
Педагог – это теперь «обслуживающий персонал». У учителя всегда было два направления деятельности: обучающий и воспитывающий. Так вот, воспитания больше нет, школа только обучает.
От учителя требуют, чтобы он поменьше говорил, а больше слушал и корректировал ответ учащегося. Откуда ученик возьмет знания, никто не задумывается, мол, надо будет – найдёт, Интернет есть.
Задача у чиновничьего аппарата одна – завалить учителя чудовищной бумажной работой: программы, поурочные планы, отчёты, отчёты, отчёты… И – тем самым забить, унизить как человека до такой степени, чтобы отбить всякую охоту к сопротивлению, желанию думать…
Про оплату труда учителя говорить можно много и яростно. Зарплатой это назвать нельзя. Это 101 плевок в лицо учителю. Гнилая бюрократическая система оплаты позволяет администрации школы по своему усмотрению кого-то казнить, кого-то миловать.
У 70% рядовых учителей зарплата и стимулирующие – 12-14 тысяч рублей в месяц, у меньшинства (30% лизоблюды и административные любимчики) – 34-36 тыс руб. А в среднем, да, как утверждает статистика, 25 тыс руб.
Ну а приказ министра образования Крыма Гончаровой об обязательном ведении поурочных планов всеми учителями и сохранении их весь учебный год вообще за гранью добра и зла.
И самое главное – дети. Сколько они выдержали реформ, держались, а подкосил их Интернет. Скажу честно, сейчас подростки курят в 5-7 раз меньше, чем 10-15 лет назад. У них нет времени. Они на переменах уходят в киберпространство и играют, играют…
А учебная нагрузка выросла в разы, сейчас в 5-ом классе 7 уроков – норма. Раньше СЭС никогда не согласовала бы такое расписание. С 8.30 до 15.00 – занятия, а потом – музыкальная и художественные школы, спортивная секция, танцевальный кружок, репетиторы…
Во дворах не слышно детей, никто не играет в войнушку, прятки, резиночку, классики. Объясните, почему в 5-ом классе ребёнок ходит к репетитору? Господи, что мы делаем? Мы забрали у детей детство, считая, что обучение важнее.
Итак, что мы имеем. У нас есть образование, превращённое в чудовищного монстра вроде Сатурна, пожирающего своих детей. Донельзя бюрократизированная система. А я помню 1985 год, когда всё гороно Ялты помещалось в двух кабинетах горисполкома. Сегодня гороно занимает целый этаж и сотрудники сидят на головах у друг друга, даже в библиотеке.
Странная зависимость: чем меньше становилось детей, тем больше увеличивался штат гороно. В чём смысл существования гороно? Убрали горздравотдел ,так никто и не заметил, что исчезли 30-40 бюрократов-паразитов.
Школы финансируются по количеству учащихся, на каждого ребёнка выделяектся определённая сумма из федерального бюджета. У меня предположение, что гороно сидит на зарплате учителей. И не просто сидит. Вот скажите мне, сколько школ Ялты выплатило своим учителям премию по итогам календарного года? А сотрудники гороно много лет регулярно такую премию получают.
В организме образования гороно занимает нишу аппендицита, который надо удалять, пока не начался перитонит.
Сейчас весь Интернет забит открытыми письмами преподавателей, криками отчаяния учителей от «дайте дожить» до «ненавижу». Власть не слышит или не хочет слышать. Зря. Нет образования – нет будущего у страны, несмотря на «человеческий капитал», запасы газа, ракеты «Тополь» и победы в Сирии.
Голодные и нищие учителя, которых уже сегодня катастрофически не хватает - это приговор. Никогда не думал, что доживу до такой ситуации. Горько…"

Комментарии

  • 9 авг 2018 14:37
    Вообще, мы, учителя, самые запуганные-
  • 9 авг 2018 14:39
    ​скажите, а как вест урок без планирования? поток сознания? мало того, я их писала каждый год даже  без побуждения администрации. меняется время, дети, я в конце концов. и план каждый год другой
  • 9 авг 2018 14:43
    Планы для себя- это одно. Это, конечно, нужно. В удобной для себя форме. А технологическая карта урока с кучей "воды"- это другое. И делаешь ее гораздо дольше, чем идет сам урок...
  • 9 авг 2018 14:48
    ​согласна
  • 9 авг 2018 15:30
    не является обязательным,более того, учитель может писать так,как ему удобно, а не в виде технологической карты
  • 9 авг 2018 17:24
    Для этого и нужны методички по учебнику
  • 9 авг 2018 18:05
    Мне кажется, не только методички, а весь УМК по предмету .
  • 9 авг 2018 18:18
    ну планирование - это святое...ты же для себя делаешь.да и как без него?сознание-это одно,а план урока-другое...согласен полностью...однако когда во главу угла ставиться планирование...абсурд...дети пришли с физры...математики...музыки...просто 1 урок дурака валяли потому что учитель заболел...совершенно иной класс...ты настраивался на одно, а они пришли совершенно с другим настроем...вот она, корректировка...
  • 11 авг 2018 06:55
    Работаю в школе 38 лет. Пережила не одно реформирование. А воз и ныне там....за горизонтом. Полностью согласна с коллегой из Ялты. Здоровья вам и счастья.
  • 12 авг 2018 05:22
    Что так плохо стало когда в Россию вернулись?
  • 12 авг 2018 05:23
    И врачи.
  • 13 авг 2018 14:11
    технологическая карта урока- вовсе за гранью понимания для чего это
  • 13 авг 2018 15:20
    35лет работала, программу прогибала под детей, пособия находила сама. От ФГОСов в ужасе. Пользуюсь книгами 80-х годов.
  • 13 авг 2018 16:02
    Респект за пользование книгами 80-х годов. Пусть вякают, что учителя неохотно осваивают новую литературу. А не за что пока. Поток сознания с потугами на признание. Ибо тупо зарабатывание денег профессурой.
  • 13 авг 2018 16:50
    У нас в школе проверяющие запретили пользоваться методлитературой старше 5 лет. Держим дома, пользуемся тайно ;-)
  • 13 авг 2018 23:02
    От нас только программы свежие требуют, достать их-проблема.
  • 13 авг 2018 23:23
    Это да. Они ведь не переиздаются.
  • 14 авг 2018 00:10
    сами ,сами...
  • 14 авг 2018 00:10
    на основе стандартов, садитесь и разрабатываете,составляете...
  • 14 авг 2018 08:44
    Страшно станет, когда вырастет до полной зрелости поколение, выращенное на мифах о правах детей, когда им все дозволено, не знающих границ "можно" и "нельзя", живущих по принципу "я так хочу". А таких деток море, которым забили голову "правами", забыв просветить их насчет "обязанностей" и прав тех, кто рядом - родителей, учителей, др. людей... И ещее: у меня полная уверенность, что большинство учебников рассчитано, на самих авторов. Иначе, как можно объяснить вопросы ученикам младших классов, которые вызывают затруднение даже у педагогов со спец. образованием. Тупость и глупость повсеместная! и все от того, сто одним хочется "вылупиться", другим заработать денег, а страдают дети.Знания только у тех, для кого РОДИТЕЛИ МОГУУУТ создать особые условия! Очнись, правительство!!! Услышь крик народа!!! Или удобнее БЫДЛО безграмотное растить?!
  • 14 авг 2018 09:06
    Как-то раз говорила с детьми о пользе образования, что это будущая профессия и т.д. , как вы будете жить необразованными. И они на полном серьезе говорят:" Ну, можно пойти к богатым в прислуги"...Занавес... Вот вам, пожалуйста, и вольнолюбивая лирика Пушкина, и весь Некрасов...:-(
  • 14 авг 2018 10:01
    Не особые условия надо создавать,а заниматься дитем, а то сказок на ночь не читают папа с мамой, а потом чего-то хотят, все только  на "дядю"(читай школу) надеются, а выполнение домашних заданий не проверят, выучил ребенок правило или нет- наплевать.С этого начать надо, тут не учебники виноваты.
  • 14 авг 2018 10:05
    А то дело доходит иной раз до того, что учитель дите будит и тащит на экзамены, а папе с мамой "фиолетово".Или еще пример,звонишь, спрашиваешь:"Почему ребенок без домашнего задания, упражнение даже не написано, уж не говорю о выделении изучаемой орфограммы или разборах?!" Ответ: "Как, не может быть , он же сидел,писал что-то..." А что он писал? Письма любовные или домашнее задание...никто не проверял.
  • 14 авг 2018 10:07
    Там, где родители контролируют,там проблем почти не возникает.
  • 14 авг 2018 10:09
    Это раньше НИИ и методисты этим занимались,теперь эра оптимизации, все сами....
  • 30 янв 2019 20:12
    Надежда, солнышко, а вы давно в учебники заглядывали?! Полюбопытствуйте, как прои говорю. Можете еще и таблицу умножения в новом варианте найти, и написания некоторых слов... Кроме инновационных выкладок мало что найдете. А о связи предметов преподаваемых с жизнью, и о межпредметных связях, о прееемственности знаний вобще говорить нет смысла. Удачи в начинаниях. И напоследок: рыба гниет с головы (это о раздутых штатах управленцев всех ступеней и правительство. и министерства, и т.п.).
  • 30 янв 2019 21:50
    Лидия,думаю,что фамильярное обращение вовсе не уместно,  я учитель со стажем, работаю в школе  более 20 лет, в учебники заглядываю каждый день не по разу....Межпредметные связи у нормальных учителей были ,есть и будут! Нельзя преподавать литературу без связи с историей, искусством, учебники-учебниками, а мы на что?!Вы, видимо, плохо читали мои посты.Я писала с иронией о том, что раньше-методисты многими вопросами занимались,а теперь все "скинули" на учителя.
  • 8 сен 2023 16:21
    Эта статья немного запоздала с публикацией, это 2019 год.
    Но проблемы есть , и не только в Крыму.
    Появились обязательные выплаты президента, губернатора, поменяли учебники, но работы еще много....