Жизнь на арене

Уже 45 лет мир аплодирует труппе Тамерлана.
Как русские артисты Трампа борщом накормили.
Огни, яркие декорации и громкая музыка всё чаще становятся главными атрибутами цирковых представлений. Но порой под этой мишурой зритель не видит главного и не задумывается, кто и зачем вкладывает титанические усилия в каждый трюк.
Главное в цирке - трюк и актёр, а пёстрые костюмы - лишь дополнение.
Чем живет современный цирк, почему он деформировался до танцевальных шоу и можно ли вернуть ему былую популярность? Об этом мы побеседовали с Тамерланом Нугзаровым, народным артистом РСФСР и руководителем конно-балетного спектакля «Горская легенда о любви».
Досье
Тамерлан Темирсолтанович НУГЗАРОВ родился в Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР, руководитель конно-балетного спектакля «Горская легенда о любви», народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии РФ (1995 год).
Аплодисменты по приказу
- Тамерлан Темирсолтанович, современный зритель сейчас так искушён, столько новых и ярких программ вокруг, наверное, трудно постоянно чем-то удивлять?
- Публику надо не удивлять, а покорять. И сделать это можно только при наличии двух главных условий: качественных трюков и хорошей актёрской игры. Но, к сожалению, и первого, и второго становится на арене всё меньше. К тому же, когда ребёнок видит с экрана телевизора, как виртуальная лошадь жонглирует, стоя на задних копытах, многие реальные трюки кажутся не такими уж и сложными. Вот никто и не замечает ценности того, что, например, такое свободолюбивое и своенравное животное, как лошадь, может элементарно кланяться или делать по команде реверанс...
- Это только у нас такая практики повсеместна? И вообще где самый искренний и благодарный зритель?
- Подмена реального виртуальным - общемировая тенденция. И на Западе она выражена гораздо сильнее, чем здесь. Что касается зрителя, то он всегда разный, в каждой стране свой. Даже в российских регионах публика отличается. В Брянске зал очень тепло цирковых артистов приветствует, бурно аплодирует и не скрывает нахлынувших эмоций. А в Сибири, наоборот, люди ведут себя сдержанно, порой даже очень. Равно как и во многих зарубежных странах.
Особенно выдержанны и дисциплинированны зрители азиатских стран. Помню, были с гастролями в Северной Корее. Отыграв первое отделение, очень удивились, что нам никто не аплодирует. А потом выяснилось, что руководитель просто не скомандовал им хлопать и тут же поспешил исправить эту оплошность. После этого мы, правда, пожалели, что спросили об этом ... Гул стоял невероятный. Но аплодисменты для любого артиста - это высшая похвала.
Зрелищ и искусства
- Что такое настоящее цирковое искусство, чему учит цирк?
- Обычно все представляют его как увлекательное зрелище, феерическое шоу. Наделе цирковые артисты всю жизнь осваивают умение передать эмоцию языком тела и вызвать своим мастерством эстетические чувства у зрителей. Само слово «цирк» произошло от римских овальных площадок, на которых когда-то проводили различные народные праздники и соревнования. И римляне любили наблюдать за тем, как атлеты состязаются в силе и ловкости. В Париже было построено специальное круглое здание для показа искусства джигитовки и акробатических этюдов. Позже эту идею подхватили итальянцы, добавив в свою программу номера с мимами и животными. До России эта тенденция дошла в конце XVIII века...
Современный цирк - это сложная смесь индустрии зрелищ и искусства. И одно без другого просто быть не может. Но оба компонента должны быть в равновесии.
- Мировое признание вам принёс конно-балетный спектакль «Горская легенда о любви», как думаете, в чём секрет такой бешеной популярности у разных народов с разной культурой?
- Потому что в его основе лежат незыблемые и неподдельные ценности, понятные каждому.
Спектакль появился ещё в начале 70-х годов прошлого столетия. В основу сюжета легла красивая традиция кавказских народов, пропагандирующая мир во всём мире - женщина бросает платок между враждующими мужчинами, и ссора прекращается. Наверное, любовь и добро близки и дороги всем народам без исключения, без них мы никто. Особенно актуально легенда звучит сейчас, когда мир буквально разрывает на части, страны враждуют между собой из-за ерунды. Наверное, в этом и есть главный секрет успеха.
Трюков не видно
- Всемирно известный «Цирк дю солей» славится тем, что не использует в своих номерах животных, на ваш взгляд, может ли современный цирк обходится без дрессуры?
- Я считаю, должны быть оба варианта, чтобы зритель мог выбрать, что ему ближе. Другое дело, что не все артисты сейчас могут и желают работать с животными. И дело не только в специфике жанра дрессуры. Это действительно титанический труд. Главная проблема заключается в том, чтобы найти подходящего четвероного артиста и содержать его в достойных условиях. На личном опыте знаю, что если, например, в советское время в стране были сотни конезаводов, где можно было выбрать породистого жеребца, то сейчас на всю Россию только 20 конеферм. Причём все частные.
Дрессура - личное дело каждого худрука, у кого-то больше животных в программе, у кого- то меньше. Кто-то вообще на ней целиком программу делает. Дело ведь не в наличии тех или иных номеров, а в отношении к своей работе. Вот чего цирковое искусство категорически не приемлет - так это халтуры, замаскированной огнями, дымом, пёстрыми костюмами и прочей мишурой. Всё это, безусловно, уместно на арене, но должно выступать как вспомогательный элемент, а не забирать на себя внимание публики. Во главе должен стоять трюк и актёр. Сегодняшний цирк всё больше напоминает шоу с низкопробными танцами и клоунами, у которых напрочь отсутствует индивидуальность. А это главное условие в клоунаде, иначе зритель тебе не поверит.
- И тем не менее российский цирк с его артистами всегда считался лучшими в мире, кто сейчас наступает нам на пятки?
- Как и в спорте, наши прямые конкуренты - китайцы и корейцы. Секрет их успеха в том, что они взяли лучшее из классики советского цирка и со свойственной им железной хваткой сумели поднять ту же акробатику на почти недосягаемый для остальных уровень.
Кроме того, Китай всегда был силён в иллюзии, чего не скажешь о России, хотя и у нас есть достойные представители этого жанра.
Что касается вышеупомянутого канадского «Дю солей», то 90% артистов и режиссёров, которые в нём работают, - это наши соотечественники.
Ну и Ну!
Будучи на гастролях в Америке, цирковая труппа остановилась в гостинице, которая принадлежала Дональду Трампу. Супруга Тамерлана Светлана, устав от местной кухни, приготовила для артистов традиционный русский борщ со свёклой. В момент трапезы к ним неожиданно нагрянули американские гости, среди которых оказался и будущий президент США. Правда, о том, что они потчевали красным борщом именно Трампа, супруги узнали совершенно случайно, увидев своего гостя вечером по телевизору.
Ольга Момот
Еженедельник "Аргументы и Факты" Брянск № 7. 15/02/2017, http://www.bryansk.aif.ru/gazeta/number/34078

Комментарии

Комментариев нет.