ЧЕРЕЗ НЕ МОГУ...

“Через не могу, – говорила бабушка, – надо уметь действовать через не могу”. Такова была жизненная установка, которой руководствовалась бабушка в воспитании детей... Не растить же, в самом деле, белоручек и неженок. “Не можешь – научим, не хочешь – заставим”.
Бабушка была страстным адептом этого армейского девиза.
Если бы не моя легкомысленная мама, я, наверное, все десять лет оставалась бы круглой отличницей.
А так мне это удалось лишь в пятом классе, в 1951 году, когда мама, выйдя замуж, уехала на год к отчиму в Лефортово, оставив меня на попечение бабушки. Вот когда бабушка наконец‑то взялась за меня. Вот когда она смогла без помех проверить свою методу в действии.
Несколько раз в неделю она поднимала меня в шесть утра и заставляла повторять устные уроки. Ей удалось добиться невозможного – того, что я, вечно плавающая в географии и биологии, могла безошибочно назвать и показать на карте все полезные ископаемые, металлургические центры, любую равнину и возвышенность, рассказать, что чем омывается и как в природе происходит опыление и зачатье.
Бабушка приучила меня слушать “Пионерскую зорьку”, складывать портфель с вечера, гулять только тогда, когда сделаны уроки.
“Кончил дело – гуляй смело, – повторяла она. – Делу время, потехе час”.
И никакой беготни с мамой по театрам и киношкам, никаких поздних гостей и прочей вредной для ребёнка ерунды.
Жизнь потеряла прежние краски, но приобрела новые.
У меня появился азарт. Я вдруг поняла, что могу быть не хуже других.
И даже лучше. Из унылых троечниц я выбилась в хорошистки, а потом – о чудо! – в отличницы.
Как описать, что я чувствовала, когда всю дорогу из школы домой несла на вытянутых руках первую и последнюю в своей жизни похвальную грамоту!
“Не знаю, как решать. Не понимаю”, – говорила я, томясь над очередной задачкой. “Быть того не может!” – восклицала бабушка и, усевшись рядом со мной, принималась звонким голосом читать условие задачи. Это была самая драматичная часть моей тогдашней жизни, потому что, обладая кипучей энергией, бабушка не обладала и малой толикой терпенья. Когда моя тупость достигала апогея, а бабушкин голос – самых высоких нот, добрый мой дед с криком: “Утоплюсь!” выбегал из комнаты. Я тихо плакала, тупо глядя в учебник, и в слезах ложилась спать. А наутро… Нет. Об этом надо с красной строки.
Наутро я обнаруживала на столе возле дивана, на котором спала, раскрытую на первой странице чистую тетрадь с подробнейшим изложением решения задачи, в которую мне со страху не удавалось вникнуть накануне. Вначале шло условие, красивым и чётким почерком переписанное бабушкой из учебника, а потом поэтапно три разных варианта решения. Бабушки уже не было дома. А рядом с тетрадкой стояла закутанная в платок каша. Все это напоминало сказку не то про Царевну‑лягушку, которая за ночь успевала наткать ковров, не то про каких‑то добрых гномов, тайком помогавших сапожнику тачать сапоги.
Этот отнюдь не педагогичный бабушкин поступок, состоявший в том, что она решала за меня задачу, которую мне оставалось лишь переписать в свою тетрадь, был высшим достижением педагогики. Решенная задачка являлась чудесным знаком, доказательством того, что в жизни нет безвыходных ситуаций и всё разрешимо, как в сказке: ложись, мол, спать. Утро вечера мудренее.
“Утро вечера мудренее, – говорила бабушка, когда усталая возвращалась с работы. – Завалюсь‑ка я на часок”. Иногда она так и спала до утра, не раздеваясь, а когда я открывала глаза, её уже не было. Зато на спинке стула висел мой отглаженный белый фартук и к форме был пришит чистый кружевной воротничок. Значит, бабушка помнила про мой школьный сбор и всё успела приготовить.
Нет, это не породило во мне никаких, как тогда выражались, иждивенческих настроений. Зато поселило веру в то, что всё в конечном счёте будет хорошо. И сколько бы жизнь ни старалась это опровергнуть, детская вера оказывалась сильней.
Хоть и давно это было, я до сих пор слышу энергичное бабушкино: “Быть того не может!” И когда говорю себе: “Всё. Устала. Не могу больше”, – в ответ слышу десятки лет назад отзвучавшее: “А ты через не могу”.
Если мне когда‑нибудь и приходит в голову светлая мысль, то случается это в самый ранний час утра, на границе между сном и бодрствованием. Потому что утро – это чистая тетрадь с решённой задачкой, над которой я накануне лила горькие слёзы.
Автор: Лариса Миллер."А у нас во дворе".

Комментарии

  • 9 дек 2020 11:14
    противоречивый рассказ: 1) видимо бабушка не могла воспитать свою дочь, так решила повоспитывать внучку. 2) зачем надо было приучать слушать Пионерскую зорьку 3) как могла бабушка пришивать воротничок на форму?  Я вспоминаю, что уроки в школе начинались в 8ч30м. Бабушка меня будила полвосьмого, 10 минут на умыться- одеться и без двадцати восемь садилась завтракать. Начиналась Пионерская зорька. Бесхитростный завтрак моей бабушки состоял из тёртой морковки с сахарным песком и стаканом молока. Пока завтракала, слушала Пионерскую зорьку, ровно в 8 часов она заканчивалась, заканчивался мой завтрак, и я шла в школу. А вот воротнички на форму - это была святая обязанность (и мучение) самой ученицы. Надо было отпороть, постирать, выгладить и пришить злополучный  воротничок. Зато именно воротничок придавал форме свою неповторимость. Девочки красовались своими воротничками: у кого лучше! Разной формы, разной степени "кружавчасти", а потом и величины, хотя позднее, форма стала с воротничком - стоеечкой. Тут - проще не бывает - нашил полоску кружева сверху - на стоеечку, не так пачкается! Я помню, что тоже сражалась с заданиями по математике, ну тут уже мне бабушка была не помощница, ничего она не понимала в этих задачках и примерах. Но вот читать вслух устные уроки - это было вполне в её силах. Заодно, она была уверена, что я точно их читала!
  • 9 дек 2020 13:01
    А ещё лучше,когда запрут на ключ: гулять не пойдёшь! И задачка решалась! Но осталось чувство : помучиться надо!...Наверно, это было плохо. Но шкуру выдубило...
  • 9 дек 2020 14:00
  • 9 дек 2020 14:00
  • 9 дек 2020 14:00
  • 9 дек 2020 17:43
    d81d15c300
  • 10 дек 2020 01:18
    Я не бабушка, и дочки мои ещё малы, чтоб что то себе пришивать, но старшая очень переживает, если что то нужно назавтра. Я укладываю их спать, а сама шью или вяжу, особенно костюмы карнавальные или что то подобное. Утром восторг непередаваемый, столько счастья! И это так приятно!
  • 10 дек 2020 01:39
  • 10 дек 2020 13:55
    прекрасный рассказ,близкий по духу.
  • 10 дек 2020 23:32
    Через " немогу " воспитывали меня..в итоге с 8 лет я умею практически всё..ухаживать за младенцами от приготовить смесь и покормить, помыть, переодеть, уложить спать...готовить не просто яичьницу- блины, варенники, супы..доить корову, збивать масло, стирать руками и гладить..шить руками, на машинке..вязать крючком и на спицах...копать картоху, сажать..полоть..немного позже, через тот же принцип пришло умение: ощипать и разделать тушку любой птицы..а так же освеживание и разделка тушек животных, выделка шкурок и шитьё с них шапок..мне никогда не давали выбора..хочу- ли Я? Могу ли я ?Было слово НАДО! Зато теперь меня можно закинуть на необитаемый остров и я не боюсь..Через год там будет избушка с печькой..и запасы в глиняных горшочьках с вкусняшками ;-) единственное, что меня смутило..это картина к рассказу..такие страшные руки у девочьки, хуже бабушкиных..
  • 12 дек 2020 00:59
    Моя бабушка точно так и говорила:,, А ты через немогу". Это очень дисциплинировало, не давало возможности себя жалеть и ждать сочувствия от окружающих. Я очень благодарна бабушке за науку жизни, науку выживания ,, через не могу".
  • 14 дек 2020 19:27
    Бабушки - это самые мудрые, самые чуткие, самые добрые, самые нежные, самые верные друзья малышей. А какие сказочницы!
  • 14 дек 2020 20:01
    Повезло девочке с бабушкой