Дидаскалия, то есть кафолическое учение двенадцати

Апостолов и святых учеников нашего Спасителя
===========================
Наставление женам, чтобы они угождали только своим мужьям и почитала их, умело и разумно с усердием выполняли домашние работы; не купались бы вместе с мужчинами, не наряжались, дабы не подать повода к соблазну для мужчин, и не старались бы обольщать их; были бы стыдливыми и кроткими и не спорили бы со своими мужьями.
Жена же да повинуется своему мужу, ибо «глава жены муж, а глава мужа, ходящего по пути справедливости, есть Христос» – вместе с Господом Всемогущим нашим Богом и Отцом сего настоящего и будущего века, Господом всего живущего и всех сил, и Его животворящим и Святым Духом, Которым да будет слава и честь во вся веки. Аминь.
Жена, бойся твоего мужа и страшись его, и угождай ему одному. Будь готовой к служению ему, простирай руки твои к шерсти, и твоя мысль пусть направляется к веретену, как говорит Премудрость: «Кто найдет добронравную жену, цена ее больше жемчуга; сердце мужа уповает на нее и нет недостатка в пропитании; ибо во всем помощница мужа своего и не допускает никакого недостатка в жизни его. Она приготовляет к употреблению шерсть и лен своими руками; она прекрасная хозяйка и подобна торговому кораблю, издалека собирающему всякое свое богатство; она встает еще ночью и раздает пищу домочадцам и работу служанкам своим; она осмотрела поле и приобрела его, от прибыли рук своих она засадила свое владение. Она препоясала силою чресла свои и укрепила мышцы свои, поняла сладость работы и не угасает светильник ее целую ночь. С ловкостью протянула она руки и длани свои к веретену. Руки ее открыты для бедных и от плодов своих дает нуждающимся; не имеет муж ее заботы о доме, потому что все его домочадцы одеты двойной одеждой; она делает для мужа своего одежды из виссона и пурпура, славен муж ее во вратах, когда занимает место в заседании старейшин. Она приготовляет в доме своем полотно и пояса и продает их финикийским купцам. Одежда ее крепка и красива, и возрадуется она в последний день. Она открывает уста с мудростью и разумом, и чинно говорит язык ее; узки пути дома ее, и не вкушаете она хлеб в праздности. Она открывает уста свои в мудрости, и на языке ее заповеди милосердия. Выросли дети ее, стали богатыми и прославили ее, и она будет радоваться на них в конце жизни своей. Так же и муж ее в счастии прославил ее, и многие дочери ее пробрели богатство, и много великих дел совершила она и возвысилась над всеми женами, ибо жена, боящаяся Господа, будет благословенна и будет прославлять страх Божий. Дай ей oт плодов ее, достойных уст ее, и она прославлена будете во вратах, и везде прославлять будет муж ее. А также: «Добродетельная жена – венец для мужа своего». Итак, вы научились, сколь много похвалы oт Господа Бога получает целомудренная и любящая мужа своего жена, оказавшаяся верующей и готовой угождать Богу.
Итак, жена, не наряжайся, чтобы нравиться другим мужчинам и не заплетай (твои волосы в) косы кокетки, не одевайся в одежду блудницы и не носи обуви, чтобы уподобляться распутным женщинам, чтобы ты не привлекала к себе способных соблазняться такими (вещами). И хотя ты не (желаешь) грешить таким предосудительным деянием, тем не менее ты совершила грех через то, что ты понуждала тех мужчин и довела их до того, что они вожделели тебя. Если же ты грешишь, то ты утратила свою жизнь пред Богом и сделалась виновною также и в отношении к душе того (мужчины). А также если ты согрешила с одним, то ты пойдешь дальше по этому пути и сделаешь то же с другими, как говоришь Премудрость: «Если нечестивый впадает в беззаконные дела, то он презирает себя и опускается, и приходят на него позор и срам». Которая именно такова, что она вполне поражена в своей душе и охвачена похотью, та пленяет души неразумных. Но будем поучаться относительно таковых (блудниц) тому, что открывает нам о них святое слово Премудрости, которое говорит следующее: «Что золотое кольцо в ноздрях свиньи, то красота для женщины злонравной». И далее: «Как червь в дереве, так губит злая жена своего мужа», и далее: «Глупая и тщеславная жена нуждается в хлебе и не знает стыда, ибо она сидит на улице при дверях дома своего на высоком седалище, и зовет прохожих и находящихся на пути к ней, и говорит: «кто из вас (слабоумный) подросток, тот пусть идет ко мне, и кто неразумный, тому я хочу сказать: иди сюда ко краденной сладкой воде и утаенному хлебу. Он же не знает, что великаны гибнут у ней и нисходят в глубину ада. Беги лучше и не останавливайся на том месте, «не поднимай глаз твоих и не взирай на нее». И опять: «Лучше сидеть на углу кровли, чем с болтливою и сварливою женою жить в доме». Итак, ты, ибо ты христианка, не уподобляйся подобным женщинам! Но если желаешь быть верующей, то ты должна нравиться только твоему мужу, и если ты идешь на улицу, то покрой голову твою твоею одеждою, чтобы покровом было скрыто величие красоты твоей; не раскрашивай лица твоего у глаз, но смотри вниз и продолжай путь твой закрытая покрывалом.
Избегай мыться в бане вместе с мужчинами! Ибо если есть в городе или деревне женская баня, то верующая жена не должна мыться в бане вместе с мужчинами. Ибо если ты перед чужими мужчинами скрываешь лицо твое покрывалом стыдливости, как можешь ты войти в баню с чужими мужами? Но если нет женской бани, и ты вынуждена мыться в бане для .мужчин и женщин – а это (собственно) неприлично, – то мойся в целомудрии и стыдливости, в чести и с умеренностью, также не во всякое время и не в каждый день, и не в полдень, но пусть, будете известно тебе время, в которое ты моешься, (именно) десятый час, ибо ты должна, как верующая жена, избегать всячески бесстыдного подсматривания, как это случается в бане.
Полагай конец твоему спору со всяким, особенно с твоим мужем и останавливай его, как верующая жена, чтобы, при случае, твой муж, если он язычник, не гневался из-за тебя и не хулил Бога, и чтобы не постигло тебя горе от Бога; ибо горе тем, «ради которых хулится имя Божие между язычниками». Но если, с другой стороны, твой муж – верующий, то он, как знающий Писания, будет вынужден сказать тебе слово Премудрости: «Лучше сидеть на углу кровли, нежели с болтливою и сварливою женою жить в доме». Ибо жена должна в целомудрии и смирении показывать страх Божий для обращения и умножения виры среди язычников, мужчин и женщин. И если мы вас, наши сестры, дочери и члены, немного предостерегли и наставили, то идите и выбирайте также и вы, как мудрые, доброе и драгоценное, и беспорочное в жизни мира, и поучайтесь и узнавайте, каким образом вы можете достигнуть царства нашего Господа и найти покой, угождая Ему добрыми делами.
/Из книги: профессор П. А. Прокошев "Дидаскалия"/

Дидаскалия, то есть кафолическое учение двенадцати - 909198731836

Комментарии

Комментариев нет.