Глупцы только презирают мудрость и наставление. (1, 7) Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. (1, 8-9) В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. (1, 17-19) Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?.." (1, 20-22) Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их. (1, 32) Когда мудрость войдет сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. (2, 10-13) Не будь мудрецом в глазах твоих. (3, 7) Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравниться с нею. (3, 13-15) Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. (3, 27) Ты не знаешь, что родит грядущий день. (3, 28) Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. (3, 29) Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. (3, 30) Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. (3, 31-32) Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие. (3, 35) Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. (4, 7) Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. (4, 14-17) Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. (4, 23) Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. (4, 24) Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. (4, 26) [Не внимай льстивой женщине;] ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как мечь обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. (5, 2-5) Пей воду из твоего водоема и текущую из колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? (5, 15-20) Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. (5, 22-23) Если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова. (6, 1-5) Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни наставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна.] (6, 6-8) Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудность же далеко убежит от тебя.] (6, 9-11) Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. (6, 16-19) Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. (6, 20-21) Заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. (6, 23-26) Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. (6, 27-29) Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится. (6, 32-33) Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. (8. 10-11) Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. (8, 12-14) Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. (9, 7-9) Если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. (9, 12) Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие. (9, 12) Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. (9, 13-18) Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. (10, 1) Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. (10, 2) Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. (10, 4) Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный. (10, 5) Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. (10, 8) Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. (10, 12) В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга. (10, 13) Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель. (10, 14) Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их. (10, 15) Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху. (10, 16) Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает. (10, 17) Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. (10, 18) При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. (10, 19) Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество. (10, 20) Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. (10, 21) Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит. (10, 22) Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. (10, 23) Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. (10, 24) Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании. (10, 25) Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. (10, 26) Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. (10, 27) Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет. (10, 28) Путь Господень - твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. (10, 29) Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. (10, 30) Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. (10, 31) Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное. (10, 32) Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. (11, 2) Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. (11, 2) Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. (11, 3) Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. (11, 4) Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. (11, 5) Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. (11, 6) Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. (11, 7) Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. (11, 8) Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. (11, 9) При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. (11, 10) Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. (11, 11) Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. (11, 12) Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. (11, 13) При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. (11, 14) Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. (11, 15) Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия.] (11, 16) [Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство. (11, 16) Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою. (11, 17) Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду - награда верная. (11, 18) Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. (11, 19) Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. (11, 20) Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. (11, 21) Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная. (11, 22) Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых - гнев. (11, 23) Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. (11, 24-25) Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. (11, 27) Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. (11, 28) Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. (11, 29) Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души. (11, 30) Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. (12, 1) Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. (12, 3) Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. (12, 4) Промышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство. (12, 5) Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. (12, 6) Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. (12, 8) Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. (12, 9) Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. (12, 10) Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом. (12, 11; 28, 19) Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие. (12, 11) Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. (12, 12) От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его. (12, 14) Пусть глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. (12, 15) У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. (12, 16) Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного - обман. (12, 17) Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. (12, 18) Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение. (12, 19) Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев. (12, 22) Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. (12, 23) Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. (12, 24) Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. (12, 25) Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. (12, 26) На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти. (12, 28) Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. (13, 1) От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло. (13, 2) Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. (13, 3) Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. (13, 4) Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. (13, 5) Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. (13, 6) Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. (13, 7) Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. (13, 8) Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. (13, 9) Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют. (13, 9) От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. (13, 10) Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. (13, 11) Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни. (13, 12) Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. (13, 13) Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. (13, 15) Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость. (13, 17) Худой посол попадает в беду, а верный посланник - спасение. (13, 18) Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла. (13, 20) Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. (13, 21) Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (13, 25) Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение. (13, 26) Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. (14, 1) В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их. (14, 3) Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. (14, 6) Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же безрассудных - заблуждение. (14, 8) Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой. (14, 10) Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти. (14, 12; 16, 25) И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. (14, 13) Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый - от своих. (14, 14) Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен у путям своим. (14, 15) Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. (14, 16) Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. (14, 17) Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием. (14, 18) Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей. (14, 20) Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. (14, 21) От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. (14, 23) Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть. (14, 24) Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. (14, 25) В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. (14, 26) Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. (14, 27) Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. (14, 28) У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. (14, 29) Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей. (14, 30) Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. (14, 33) Гнев губит и разумных. (15, 1) Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. (15, 1) Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. (15, 2) Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа. (15, 4) Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. (15, 5) В обилии правды великая сила. (15, 5) Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. (15, 10) Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. (15, 12) Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. (15, 13) Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. (15, 14) Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. (15, 15) Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. (15, 16) Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. (15, 17) Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. (15, 18) Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. (15, 21) Без совета предприятия расстоятся, а при множестве советников они состоятся. (15, 22) Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! (15, 23) Пусть в жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. (15, 24) Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. (15, 27) Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. (15, 28) Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями. (15, 28) Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. (15, 29) Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости. (15, 30) Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. (15, 31) Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. (15, 32) Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. (15, 33) Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. (16, 1) Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. (16, 2) Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. (16, 3) Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. (16, 5) Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир. (16, 5) Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. (16, 6) Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. (16, 7) Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. (16, 8) Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (16, 9) Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме. (16, 11) Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. (16, 12) Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. (16, 14) Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. (16, 16) Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. (16, 17) Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. (16, 18) Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. (16, 19) Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. (16, 20) Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. (16, 21) Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость. (16, 22) Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. (16, 23) Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. (16, 24) Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. (16, 26) **************************************************************************************** ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)))МУДРОСТЬ ЖДЕТ ДЕТЕЙ БОЖЬИХ))
ИЗБРАННЫЕ СЛОВА ИЗ БИБЛИИ И ПОУЧЕНИЙ СВЯТЫХ
:Алексей Бояринов(✝Храмовник✝)
ПРИТЧИ СОЛОМОНА
Глупцы только презирают мудрость и наставление. (1, 7)
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей. (1, 8-9)
В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. (1, 17-19)
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?.." (1, 20-22)
Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их. (1, 32)
Когда мудрость войдет сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы. (2, 10-13)
Не будь мудрецом в глазах твоих. (3, 7)
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравниться с нею. (3, 13-15)
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. (3, 27)
Ты не знаешь, что родит грядущий день. (3, 28)
Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. (3, 29)
Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. (3, 30)
Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение. (3, 31-32)
Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие. (3, 35)
Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. (4, 7)
Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. (4, 14-17)
Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. (4, 23)
Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. (4, 24)
Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. (4, 26)
[Не внимай льстивой женщине;] ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как мечь обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. (5, 2-5)
Пей воду из твоего водоема и текущую из колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? (5, 15-20)
Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. (5, 22-23)
Если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова. (6, 1-5)
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни наставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна.] (6, 6-8)
Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудность же далеко убежит от тебя.] (6, 9-11)
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. (6, 16-19)
Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. (6, 20-21)
Заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. (6, 23-26)
Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. (6, 27-29)
Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится. (6, 32-33)
Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. (8. 10-11)
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. (8, 12-14)
Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. (9, 7-9)
Если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. (9, 12)
Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие. (9, 12)
Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она: "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. (9, 13-18)
Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери. (10, 1)
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. (10, 2)
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. (10, 4)
Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный. (10, 5)
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. (10, 8)
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. (10, 12)
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга. (10, 13)
Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель. (10, 14)
Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их. (10, 15)
Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху. (10, 16)
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает. (10, 17)
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. (10, 18)
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен. (10, 19)
Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество. (10, 20)
Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. (10, 21)
Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит. (10, 22)
Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. (10, 23)
Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. (10, 24)
Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании. (10, 25)
Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. (10, 26)
Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. (10, 27)
Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет. (10, 28)
Путь Господень - твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. (10, 29)
Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. (10, 30)
Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. (10, 31)
Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное. (10, 32)
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. (11, 2)
Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. (11, 2)
Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. (11, 3)
Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. (11, 4)
Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. (11, 5)
Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. (11, 6)
Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. (11, 7)
Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. (11, 8)
Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. (11, 9)
При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. (11, 10)
Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. (11, 11)
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. (11, 12)
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. (11, 13)
При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. (11, 14)
Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. (11, 15)
Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия.] (11, 16)
[Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство. (11, 16)
Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердный разрушает плоть свою. (11, 17)
Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду - награда верная. (11, 18)
Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. (11, 19)
Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. (11, 20)
Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. (11, 21)
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная. (11, 22)
Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых - гнев. (11, 23)
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. (11, 24-25)
Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. (11, 27)
Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. (11, 28)
Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. (11, 29)
Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души. (11, 30)
Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. (12, 1)
Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен. (12, 3)
Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. (12, 4)
Промышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство. (12, 5)
Речи нечестивых - засада для пролития крови, уста же праведных спасают их. (12, 6)
Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении. (12, 8)
Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. (12, 9)
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. (12, 10)
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом. (12, 11; 28, 19)
Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие. (12, 11)
Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. (12, 12)
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его. (12, 14)
Пусть глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. (12, 15)
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление. (12, 16)
Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного - обман. (12, 17)
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых - врачует. (12, 18)
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение. (12, 19)
Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев. (12, 22)
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. (12, 23)
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. (12, 24)
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. (12, 25)
Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. (12, 26)
На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти. (12, 28)
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. (13, 1)
От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло. (13, 2)
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. (13, 3)
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. (13, 4)
Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. (13, 5)
Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. (13, 6)
Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. (13, 7)
Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. (13, 8)
Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. (13, 9)
Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют. (13, 9)
От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. (13, 10)
Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. (13, 11)
Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни. (13, 12)
Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. (13, 13)
Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. (13, 15)
Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость. (13, 17)
Худой посол попадает в беду, а верный посланник - спасение. (13, 18)
Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла. (13, 20)
Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. (13, 21)
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (13, 25)
Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение. (13, 26)
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. (14, 1)
В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их. (14, 3)
Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. (14, 6)
Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же безрассудных - заблуждение. (14, 8)
Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой. (14, 10)
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти. (14, 12; 16, 25)
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. (14, 13)
Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый - от своих. (14, 14)
Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен у путям своим. (14, 15)
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. (14, 16)
Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен. (14, 17)
Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием. (14, 18)
Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей. (14, 20)
Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. (14, 21)
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. (14, 23)
Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть. (14, 24)
Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. (14, 25)
В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. (14, 26)
Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. (14, 27)
Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. (14, 28)
У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. (14, 29)
Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей. (14, 30)
Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. (14, 33)
Гнев губит и разумных. (15, 1)
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. (15, 1)
Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. (15, 2)
Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа. (15, 4)
Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. (15, 5)
В обилии правды великая сила. (15, 5)
Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. (15, 10)
Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. (15, 12)
Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. (15, 13)
Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. (15, 14)
Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. (15, 15)
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. (15, 16)
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. (15, 17)
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю. (15, 18)
Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. (15, 21)
Без совета предприятия расстоятся, а при множестве советников они состоятся. (15, 22)
Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! (15, 23)
Пусть в жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. (15, 24)
Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить. (15, 27)
Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. (15, 28)
Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями. (15, 28)
Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит. (15, 29)
Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости. (15, 30)
Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. (15, 31)
Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. (15, 32)
Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. (15, 33)
Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. (16, 1)
Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. (16, 2)
Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. (16, 3)
Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. (16, 5)
Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир. (16, 5)
Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. (16, 6)
Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. (16, 7)
Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. (16, 8)
Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. (16, 9)
Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме. (16, 11)
Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. (16, 12)
Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. (16, 14)
Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. (16, 16)
Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. (16, 17)
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. (16, 18)
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. (16, 19)
Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. (16, 20)
Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. (16, 21)
Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость. (16, 22)
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. (16, 23)
Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. (16, 24)
Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. (16, 26)
****************************************************************************************
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)))МУДРОСТЬ ЖДЕТ ДЕТЕЙ БОЖЬИХ))