Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. (16, 28) Ветер славы - седина, которая находится на пути правды. (16, 31) Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. (16, 32) В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа. (16, 33) Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, раздором. (17, 1) Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. (17, 3) Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. (17, 4) Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. (17, 5) Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. (17, 6) Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые. (17, 7) Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. (17, 9) На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. (17, 10) Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. (17, 12) Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. (17, 13) Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. (17, 14) Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. (17, 15) К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. (17, 16) Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбираться; а уклоняющийся от учения впадет в беды. (17, 16) Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. (17, 17) Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. (17, 18) Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. (17, 19) Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. (17, 20) Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется. (17, 21) Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. (17, 22) Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. (17, 23) Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли. (17, 24) Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. (17, 25) Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду. (17, 26) Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. (17, 27) И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным. (17, 28) Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. (18, 1) Глупый не любит знания, только бы выказать свой ум. (18, 2) Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток. (18, 4) Язык глупого - гибель для него, и уста его - есть для души его. (18, 7) Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. (18, 9; 26, 22) Нерадивый в работе своей - брат расточителю. (18, 10) Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. (18, 11) Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. (18, 12) Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. (18, 13) Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. (18, 14) Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его? (18, 15) Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. (18, 16) Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. (18, 17) Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. (18, 18) Жребий прекращает споры и решает между сильными. (18, 19) Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. (18, 20) От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. (18, 21) Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. (18, 22) Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. (18, 23) Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив. (18, 23) С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. (18, 24) Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. (18, 25) Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. (19, 1) Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. (19, 2) Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. (19, 3) Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. (19, 4) Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется (погибнет). (19, 5; 19, 9) Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки. (19, 6) Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. (19, 7) Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. (19, 8) Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. (19, 11) Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа. (19, 14) Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. (19, 15) Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет. (19, 16) Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. (19, 17) Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. (19, 18) Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадить его, придется еще больше наказывать его. (19, 19) Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. (19, 20) Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. (19, 21) Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. (19, 22) Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. (19, 23) Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. (19, 25) Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный. (19, 26) Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых. (19, 29) Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. (20, 1) Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. (20, 3) Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. (20, 5) Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит? (20, 6) Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?" (20, 9) Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь. (20, 12) Не люби спать, чтобы не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб. (20, 13) "Дурно, дурно", говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится. (20, 14) Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные. (20, 15) Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою. (20, 17) Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. (20, 20) Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии. (20, 21) Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. (20, 22) Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать. (20, 25) Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца. (20, 27) Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой. (20, 28) Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина. (20, 29) Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева. (20, 30) Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. (21, 2) Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. (21, 3) Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех. (21, 4) Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. (21, 5) Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти. (21, 6) Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. (21, 7) Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. (21, 8) Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. (21, 9; 25, 24) Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. (21, 10) Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. (21, 11) Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан. (21, 13) Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло. (21, 15) Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. (21, 16) Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. (21, 17) Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый. (21, 18) Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. (21, 19) Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. (21, 21) Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. (22, 16) Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. (22, 17-18) Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их. (22, 22-23) Не дружись с гневливым и не обращайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. (22, 24-25) Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя? (22, 26-27) Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его; это - обманчивая пища. (23, 1-3) Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. (23, 4-5) Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. (24, 15-16) Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. (24, 17-18) Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет. (24, 19-20) Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает? (24, 21-22) Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение. (24, 24-25) В уста целует, кто отвечает словами верными. (24, 26) Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой. (24, 27) Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими? (24, 28) Не говори: "как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его". (24, 29) Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследовать дело. (25, 2) Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо. (25, 3) Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. (25, 4-5) Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: "пойди сюда повыше", нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои. (25, 6-7) Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будет делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя. (25, 8-10) Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным поношения; сохрани пути твои благоустроенными. (25, 10) Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично. (25, 11) Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха. (25, 12) Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками. (25, 14) Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость. (25, 15) Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя. (25, 17) Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего. (25, 18) Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия. (25, 19) Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. (25, 20) Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. (25, 20) Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. (25, 21-22) Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица. (25, 23) Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны. (25, 25) Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым. (25, 26) Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава. (25, 27) Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому. (26, 1) Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. (26, 2) Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. (26, 4-5) Терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу. (26, 6) Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов. (26, 7) Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь. (26, 8) Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов. (26, 9) Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает. (26, 10) Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. (26, 11) Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. (26, 14) Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего. (26, 15) Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно. (26, 16) Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. (26, 17) Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает. (26, 20) Уголь - для жара и дрова - для огня, а человек сварливый - для разжжения ссоры. (26, 21) Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное. (26, 23) Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. (26, 24) Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. (26, 25) Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании. (26, 26) Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. (26, 27) Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение. (26, 28) Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. (27, 1) Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои - чужой, а не язык твой. (27, 2) Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. (27, 3) Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности. (27, 4) Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. (27, 5) Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. (27, 6) Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. (27, 7) Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое. (27, 8) Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим. (27, 9) Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. (27, 10) Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. (27, 14) Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе. (27, 15-16) Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. (27, 17) Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто береже господина своего, тот будет в чести. (27, 18) Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку. (27, 19) Преисподняя и Аваддон - ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие. (27, 20) Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком. (27, 20) Что плавильня - для серебра, горнило - для золота, то для человека уста, которые хвалят его. (27, 21) Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания. (27, 21) Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. (27, 22) Богатство не навек, да и власть разве из рода в род? (27, 24) Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. (28, 1) Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. (28, 2) Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. (28, 3) Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все. (28, 5) Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. (28, 6) Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. (28, 7) Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость. (28, 9) Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. (28, 10) Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его. (28, 11) Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. (28, 12) Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. (28, 13) Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадает в беду. (28, 14) Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. (28, 15) Неразумный правитель много много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. (28, 16) Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. (28, 17) Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. (28, 20) Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. (28, 21) Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. (28, 22) Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. (28, 23) Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот - сообщник грабителям. (28, 24) Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. (28, 25) Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. (28, 26) Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. (28, 27) Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. (28, 28) Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления. (29, 1) Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает. (29, 2) Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение. (29, 3) Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. (29, 4) Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. (29, 5) Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела. (29, 7) Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж. (29, 8) Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя. (29, 9) Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. (29, 11) Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы. (29, 12) Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь. (29, 13) Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится. (29, 14) Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. (29, 15) При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их. (29, 16) Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. (29, 17) Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. (29, 18) Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается. (29, 19) Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него. (29, 20) Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном. (29, 21) Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит. (29, 22) Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. (29, 23) Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том. (29, 24) Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. (29, 25) Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа. (29, 26) Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем. (29, 27) Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. (30, 5-6) Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. (30, 10) У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!" Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!" (30, 15-16) Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. (30, 18-19) От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. (30, 21-23) Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. (30, 24-28) Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; конь и козел, [предводитель стада,] и царь среди народа своего. (30, 29-31) Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору. (30, 32-33) Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. (31, 3) Не царям пить вино, и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. (31, 4-7) Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. (31, 8-9) Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. (31, 10-18) Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (31, 30-31)
ИЗБРАННЫЕ СЛОВА ИЗ БИБЛИИ И ПОУЧЕНИЙ СВЯТЫХ
:Алексей Бояринов(✝Храмовник✝)
ПРИТЧИ СОЛОМОНА
Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. (16, 28)
Ветер славы - седина, которая находится на пути правды. (16, 31)
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. (16, 32)
В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа. (16, 33)
Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, раздором. (17, 1)
Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. (17, 3)
Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. (17, 4)
Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. (17, 5)
Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. (17, 6)
Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые. (17, 7)
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. (17, 9)
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. (17, 10)
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. (17, 12)
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. (17, 13)
Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. (17, 14)
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. (17, 15)
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. (17, 16)
Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбираться; а уклоняющийся от учения впадет в беды. (17, 16)
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. (17, 17)
Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. (17, 18)
Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. (17, 19)
Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. (17, 20)
Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется. (17, 21)
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. (17, 22)
Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. (17, 23)
Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли. (17, 24)
Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей. (17, 25)
Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду. (17, 26)
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. (17, 27)
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным. (17, 28)
Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. (18, 1)
Глупый не любит знания, только бы выказать свой ум. (18, 2)
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток. (18, 4)
Язык глупого - гибель для него, и уста его - есть для души его. (18, 7)
Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. (18, 9; 26, 22)
Нерадивый в работе своей - брат расточителю. (18, 10)
Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен. (18, 11)
Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. (18, 12)
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. (18, 13)
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. (18, 14)
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его? (18, 15)
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. (18, 16)
Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. (18, 17)
Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. (18, 18)
Жребий прекращает споры и решает между сильными. (18, 19)
Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. (18, 20)
От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. (18, 21)
Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. (18, 22)
Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. (18, 23)
Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив. (18, 23)
С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. (18, 24)
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. (18, 25)
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. (19, 1)
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. (19, 2)
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. (19, 3)
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. (19, 4)
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется (погибнет). (19, 5; 19, 9)
Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки. (19, 6)
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. (19, 7)
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. (19, 8)
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам. (19, 11)
Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа. (19, 14)
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. (19, 15)
Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет. (19, 16)
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. (19, 17)
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. (19, 18)
Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадить его, придется еще больше наказывать его. (19, 19)
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. (19, 20)
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. (19, 21)
Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. (19, 22)
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. (19, 23)
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. (19, 25)
Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный. (19, 26)
Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых. (19, 29)
Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. (20, 1)
Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен. (20, 3)
Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. (20, 5)
Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит? (20, 6)
Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?" (20, 9)
Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь. (20, 12)
Не люби спать, чтобы не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб. (20, 13)
"Дурно, дурно", говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится. (20, 14)
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные. (20, 15)
Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою. (20, 17)
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. (20, 20)
Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии. (20, 21)
Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. (20, 22)
Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать. (20, 25)
Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца. (20, 27)
Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой. (20, 28)
Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина. (20, 29)
Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева. (20, 30)
Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. (21, 2)
Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. (21, 3)
Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех. (21, 4)
Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. (21, 5)
Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти. (21, 6)
Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. (21, 7)
Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. (21, 8)
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. (21, 9; 25, 24)
Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. (21, 10)
Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. (21, 11)
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан. (21, 13)
Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло. (21, 15)
Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. (21, 16)
Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. (21, 17)
Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый. (21, 18)
Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. (21, 19)
Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. (21, 21)
Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет. (22, 16)
Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. (22, 17-18)
Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их. (22, 22-23)
Не дружись с гневливым и не обращайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою. (22, 24-25)
Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя? (22, 26-27)
Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его; это - обманчивая пища. (23, 1-3)
Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. (23, 4-5)
Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель. (24, 15-16)
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. (24, 17-18)
Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет. (24, 19-20)
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает? (24, 21-22)
Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение. (24, 24-25)
В уста целует, кто отвечает словами верными. (24, 26)
Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой. (24, 27)
Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими? (24, 28)
Не говори: "как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его". (24, 29)
Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследовать дело. (25, 2)
Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо. (25, 3)
Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. (25, 4-5)
Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: "пойди сюда повыше", нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои. (25, 6-7)
Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будет делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя. (25, 8-10)
Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным поношения; сохрани пути твои благоустроенными. (25, 10)
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично. (25, 11)
Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха. (25, 12)
Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками. (25, 14)
Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость. (25, 15)
Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя. (25, 17)
Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего. (25, 18)
Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия. (25, 19)
Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. (25, 20)
Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. (25, 20)
Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе. (25, 21-22)
Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица. (25, 23)
Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны. (25, 25)
Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым. (25, 26)
Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава. (25, 27)
Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому. (26, 1)
Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется. (26, 2)
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих. (26, 4-5)
Терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу. (26, 6)
Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов. (26, 7)
Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь. (26, 8)
Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов. (26, 9)
Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает. (26, 10)
Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. (26, 11)
Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. (26, 14)
Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего. (26, 15)
Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно. (26, 16)
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. (26, 17)
Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает. (26, 20)
Уголь - для жара и дрова - для огня, а человек сварливый - для разжжения ссоры. (26, 21)
Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное. (26, 23)
Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. (26, 24)
Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. (26, 25)
Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании. (26, 26)
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. (26, 27)
Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение. (26, 28)
Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. (27, 1)
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои - чужой, а не язык твой. (27, 2)
Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. (27, 3)
Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности. (27, 4)
Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. (27, 5)
Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. (27, 6)
Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко. (27, 7)
Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое. (27, 8)
Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим. (27, 9)
Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. (27, 10)
Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. (27, 14)
Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе. (27, 15-16)
Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. (27, 17)
Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто береже господина своего, тот будет в чести. (27, 18)
Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку. (27, 19)
Преисподняя и Аваддон - ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие. (27, 20)
Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком. (27, 20)
Что плавильня - для серебра, горнило - для золота, то для человека уста, которые хвалят его. (27, 21)
Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания. (27, 21)
Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его. (27, 22)
Богатство не навек, да и власть разве из рода в род? (27, 24)
Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. (28, 1)
Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. (28, 2)
Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. (28, 3)
Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все. (28, 5)
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. (28, 6)
Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. (28, 7)
Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость. (28, 9)
Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. (28, 10)
Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его. (28, 11)
Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. (28, 12)
Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. (28, 13)
Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадает в беду. (28, 14)
Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. (28, 15)
Неразумный правитель много много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. (28, 16)
Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. (28, 17)
Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. (28, 20)
Быть лицеприятным - нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. (28, 21)
Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. (28, 22)
Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. (28, 23)
Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот - сообщник грабителям. (28, 24)
Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. (28, 25)
Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. (28, 26)
Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. (28, 27)
Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. (28, 28)
Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления. (29, 1)
Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает. (29, 2)
Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение. (29, 3)
Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. (29, 4)
Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. (29, 5)
Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела. (29, 7)
Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж. (29, 8)
Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя. (29, 9)
Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. (29, 11)
Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы. (29, 12)
Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь. (29, 13)
Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится. (29, 14)
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. (29, 15)
При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их. (29, 16)
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. (29, 17)
Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. (29, 18)
Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается. (29, 19)
Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него. (29, 20)
Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном. (29, 21)
Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит. (29, 22)
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. (29, 23)
Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том. (29, 24)
Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. (29, 25)
Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа. (29, 26)
Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем. (29, 27)
Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. (30, 5-6)
Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. (30, 10)
У ненасытимости две дочери: "давай, давай!" Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: "довольно!" Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: "довольно!" (30, 15-16)
Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. (30, 18-19)
От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. (30, 21-23)
Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. (30, 24-28)
Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; конь и козел, [предводитель стада,] и царь среди народа своего. (30, 29-31)
Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору. (30, 32-33)
Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. (31, 3)
Не царям пить вино, и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. (31, 4-7)
Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. (31, 8-9)
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. (31, 10-18)
Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! (31, 30-31)