Хая́о Миядза́ки — японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель и мангака.
Он родился в семье владельца авиационной фабрики 5 января 1941 года в городе Токио, и был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором «Миядзаки Эйрплейн», фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero. Благодаря бизнесу отца семья Миядзаки жила в достатке. Хаяо с детства полюбил летающие устройства, и впоследствии это оказало значительное влияние на его творчество. Во время войны, когда Хаяо было три года, семья была эвакуирована в город Уцуномия, а после бомбардировки города американскими войсками — в Кануму. Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. С детства Миядзаки начал проявлять интерес к манге (Ма́нга — японские комиксы, иногда называемые комикку. Манга имеет глубокие корни в раннем японском искусстве) и мечтал стать мангакой (Манга́ка — японское слово, обозначающее человека, который рисует комиксы). Он самостоятельно пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами. Существенное влияние в этом направлении на него оказали такие мангаки, как Тэцудзи Фукусима, Содзи Ямакава и Осаму Тэдзука. Большинство своих ранних работ Миядзаки уничтожил, так как считал для себя неправильным копировать стиль Тэдзуки и хотел развить собственный стиль рисования. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden ( «Легенда о белой змее»).
По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором. Решающее же влияние на выбор профессии оказала мультипликационная лента Льва Атаманова «Снежная королева» ( Льва Атаманова можно назвать одним из первых деятелей кино и мультипликации в Советском Союзе. Одним из основателей советской мультипликации, создатель мультипликационных фильмов – «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» и т. д. Зачинатель армянской мультипликации). По окончанию в 1963 году университета Гакусюин, Миядзаки получил работу фазовщика (должность начального уровня в производстве аниме представлена художниками-фазовщиками, как правило фрилансерами. Именно они создают всю последовательность рисунков для раскадровки, которую подготавливают режиссёры. За создание компоновочного рисунка (ключевые кадры) для каждой сцены отвечают художники-прорисовщики) в компании Toei Animation , и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал аниме Wan Wan Chuushingura (Верные слуги-псы).
После работы над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou (Космические приключения Гулливера) руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственные задачи. Несмотря на успех фильма о Гулливере, Миядзаки по-прежнему числился на студии фазовщиком. Только после работы над сериалом Shonen Ninja Kaze no Fujimaru (Мальчик-ниндзя Фудзимару) он был назначен на должность аниматора.
(Анимация как и мультипликация - технологии «оживления» изображений. Суть профессии — одушевление («анима» на латыни — «душа»). Аниматор — это художник-артист, который с помощью определённых приёмов и технологий создаёт иллюзию движения персонажа мультфильма.) Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори, а также Ясуо Оцука. Работая в Toei, Хаяо Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате.
Несмотря на тяжёлые условия труда, Миядзаки продолжал работать на студии Toei. Он участвовал в создании полнометражных фильмов Nagagutsu o Haita Neko («Кот в сапогах», 1969), Sora Tobu Yureisen («Летающий корабль-призрак», 1969)
и Doubutsu Takarajima («Звериный остров сокровищ», 1971).
В 1970 году Миядзаки с семьёй переехал в город Токородзава. В 1971 году Миядзаки покинул студию Toei и вместе с Такахатой и Ёити Отабэ они создали собственную студию A Pro. На этой студии Миядзаки и Такахата работали над 23-серийным аниме Lupin the Third Part I. Они также планировали создать анимационный фильм по мотивам книг Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», но после поездки Миядзаки в Швецию и встречи с самой Линдгрен от этой идеи пришлось отказаться, так как разрешение на съёмку не было получено. С 1972 по 1973 год Миядзаки совместно с Такахата работали над анимационными фильмами и сериалами :«Панда большая и маленькая»,
«Хайди — девочка Альп», «Фландрийский пёс», «Енот по имени Раскал».
В 1978 году Миядзаки режиссировал аниме-сериал Future Boy Conan («Конан — мальчик из будущего»).
В 1979 году в свет вышла ещё одна совместная работа Миядзаки и Такахаты — аниме Akage no Anne ( Энн из Зелёных Крыш). Вместе начали работу над сериалом Lupin III и фильмом Lupin III: The Castle of Cagliostro, причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии.
В 1981 году он режиссировал шесть серий аниме Meitantei Houmuzu. В этот же период Миядзаки рисовал мангу Shuna’s Journey, которая была опубликована издательством Tokuma Shoten в июне 1983 года. Впоследствии по мотивам этой манги выходила радиопостановка.За этот период Миядзаки сменил несколько студий. Манга «Навсикая из Долины ветров» выходила с февраля 1982 года по март 1994 года. Миядзаки рисовал её преимущественно простым карандашом, а печаталась она монохромно, в коричневых оттенках.
После успеха манги о Навсикае основатель Tokuma Shoten Ясуёси Токума посоветовал Миядзаки заняться аниме-адаптацией своего произведения. Изначально Миядзаки отказался от этого, но впоследствии согласился с тем условием, что он выступит режиссёром фильма. На Миядзаки оказало сильное влияние загрязнение бухты Минамата — оно послужило основой для создания загрязнённого мира в «Навсикае». Подготовка к съёмкам началась 31 мая 1983 года. У Миядзаки возникли трудности с написанием сценария, так как на тот момент было опубликовано только 16 глав манги. Такахата заручился поддержкой композитора-минималиста Дзё Хисаиси. Фильм «Навсикая из Долины ветров» вышел в свет 11 марта 1984 года. Кассовые сборы фильма составили 1,48 млрд иен, а дополнительная прибыль от продаж составила 742 миллиона иен. Фильм стал одной из основных работ в творчестве Хаяо Миядзаки и значительно упрочил его славу аниматора.
В июне 1985 года Миядзаки, Такахата, Токума и Судзуки основали анимационную студию Studio Ghibli. Фильм «Небесный замок Лапута» о приключениях двух сирот в поисках легендарного летающего города стал дебютом студии в 1986 году. Пейзажи фильма Миядзаки рисовал под влиянием древнегреческой и европейской архитектуры. Некоторые дизайны зданий были созданы на основе шахтёрского городка в Уэльсе. Во время поездки в Уэльс Миядзаки стал свидетелем забастовки шахтёров. Он восхищался мужеством бастующих. После релиза фильм стал лидером года по кассовым сборам.
В 1988 году вышел фильм Миядзаки «Мой сосед Тоторо», в котором показаны несколько дней из жизни двух сестёр в сельской Японии 1950-х годов и их встреча с добрыми лесными существами — хранителями леса Тоторо. Этот фильм затрагивает тему отношений между природой и человеком. Одновременно шла работа над фильмом «Могила светлячков», который вышел в том же году и упрочил финансовое положение студии.
В 1989 году Миядзаки выпустил фильм «Ведьмина служба доставки» по повести Эйко Кадоно, в котором девочка из маленького городка отправляется в большой город, чтобы стать ведьмой и основать своё дело — доставку грузов и корреспонденции на метле.
С марта по май 1989 года публикуется манга Миядзаки Hikotei Jidai . По мотивам этой манги в 1992 году выходит «Порко Россо», главным героем которой выступает антропоморфный свин, пилот-наёмник и антифашист, охотящийся на воздушных пиратов в условной Адриатике 1920-х годов.
Начало Югославских войн в 1991 году побудило Миядзаки задать фильму мрачный фон. Фильм затрагивает антивоенную тему, к которой Миядзаки впоследствии неоднократно возвращался. С августа 1994 года Миядзаки начинает работу над фильмом «Принцесса Мононокэ». В мае 1995 года Миядзаки вместе с группой художников и аниматоров посетил леса острова Яку (пейзажи которых послужили основой для «Принцессы Мононокэ») и горы Сираками, где делал фотографии и наброски для будущего фильма. В «Принцессе Мононокэ» Миядзаки вновь поднял экологическую тематику.
После премьеры в 1997 году фильм «Принцесса Мононокэ» получил высокие оценки критиков и стал первым анимационным фильмом, отмеченным премией Японской киноакадемии. Фильм имел коммерческий успех и получил массовую известность за рубежом, в первую очередь в США. После выхода «Принцессы Мононокэ» Миядзаки объявил о намерении заняться некоммерческими анимационными проектами. Идея создания следующего фильма пришла к Миядзаки во время семейного отдыха в горах. Миядзаки хотел создать аниме для маленьких девочек, хотя ранее он не работал в жанре сёдзё (Сёдзё — аниме и манга, рассчитанные на особую целевую аудиторию — девушек в возрасте от 12 до 18 лет). В поисках вдохновения он читал тематические журналы, такие как Nakayoshi и Ribon, но посчитал, что в них изображена только «влюблённость и романтика, хотя это далеко не всё, что дорого женскому сердцу». Так возникла идея создания фильма «Унесённые призраками».
Бюджет фильма составил 1,9 млрд йен. Как и в случае с «Принцессой Мононокэ», съёмочная группа экспериментировала с разработкой компьютерной анимации, но основной задачей по-прежнему была грамотная подача сюжета. В фильме упоминается тема человеческой жадности и лиминальности. «Унесённые призраками» стал одним из наиболее заметных фильмов 2000-х годов, фильм удостоен приза Японской киноакадемии, Золотого медведя Берлинского кинофестиваля-2002, «Оскара» американской киноакадемии 2003 года.
В сентябре 2001 года Studio Ghibli объявила о начале работы над фильмом «Ходячий замок» по мотивам одноимённого сказочного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс.
Фильм создавался при помощи цифровых технологий, однако фоны и персонажи сначала были нарисованы от руки и только затем подверглись цифровой обработке. В 2004 Миядзаки завершил работу над этим аниме. После выхода в свет фильм получил награду «Золотая Озелла» 61-го Венецианского кинофестиваля, а также номинировался на премию «Оскар». В 2005 году Миядзаки был удостоен награды «Золотой лев за вклад в мировой кинематограф» 62-го Венецианского кинофестиваля.
Свой следующий фильм, «Рыбка Поньо на утёсе», он начал создавать в мае 2006 года. Изначально аниме создавалось по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка», но в процессе работы обрело собственную концепцию.
Режиссёр планировал использовать только обычную анимацию. Море и волны он рисовал самостоятельно. В окончательный метраж фильма вошло 170 000 кадров — рекорд для Миядзаки. Прибрежная деревня была создана на основе порта Томоноуры, входящего в национальный парк Сето-Найкай, где Миядзаки пребывал в 2005 году. Главного героя режиссёр нарисовал по образу своего сына Горо. Фильм вышел на экраны в 2008 году. Он был отмечен наградой «Анимация года» на 32-й церемонии вручения премии Японской киноакадемии. В начале 2009 года Миядзаки начал рисовать мангу под названием Kaze Tachin («Ветер крепчает»), повествующую о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси.
Манга впервые публиковалась в журнале Model Graphix в 2009 году. В ноябре 2012 года Studio Ghibli анонсировала начало работы над фильмом.
Идея создания фильма «Ветер крепчает» пришла к Миядзаки после того, как он прочитал цитату Хорикоси: «Все, чего я хотел — создать что-то красивое».Некоторые сцены из фильма были навеяны одноимённым романом Тацуо Хори, оттуда же было взято имя главной героини — Наоко. «Ветер крепчает» был удостоен награды «Анимация года» на 37-й церемонии вручения премии Японской киноакадемии. Фильм также номинировался на «Оскар». На пресс-конференции в Токио в сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, в конкурсной программе которого участвовала картина «Ветер крепчает», Миядзаки заявил о завершении своей карьеры в качестве режиссёра. В ноябре 2014 года он был награждён премией «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. 14 ноября 2016 года стало известно, что Хаяо Миядзаки объявил о своём возвращении. В последнее время Миядзаки работал над короткометражной картиной «Boro the Caterpillar» (Гусеница Боро), премьера которой состоялась в июле 2017 года в Музее Гибли.
С 2016 года Миядзаки работает над полнометражным мультфильмом «Как поживаешь?», который он планировал завершить до начала Летних Олимпийских игр 2020 года в Токио, однако точной даты релиза пока не объявлено.
Хаяо Миядзаки часто критиковал представителей аниме-индустрии, утверждая, что при рисовании людей они не придерживаются реализма. Миядзаки отрицательно относится к капитализму и глобализации, а также к их влиянию на современную жизнь. Он считает, что «коммерческая компания должна быть общей собственностью людей, которые в ней работают».
В 2003 году Миядзаки отказался принимать участие в 75-й церемонии вручения премии «Оскар», проходившей в Лос-Анджелесе, протестуя против войны в Ираке. Позднее он заявил, что «не желал посещать страну, которая бомбила Ирак». В феврале 2015 года режиссёр выразил своё мнение по поводу происшествий в редакции Charlie Hebdo, сказав, что публикация карикатур стала причиной случившегося. «Я думаю, что неправильно рисовать карикатуры на тех, кому поклоняются люди другой культуры. Не надо было этого делать, вместо этого для начала сделайте карикатуры на политиков своей страны» — сказал Миядзаки. В творчестве Хаяо Миядзаки затрагиваются темы гуманизма, любви, семьи, а также экологические концепции, взаимоотношения человечества с природой и технологиями. Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем». В одном из своих интервью на вопрос «Кем из режиссёров вы восхищаетесь?» Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок») замечательным художником. Миядзаки признаётся, что в тяжёлый для него момент, когда он всерьёз раздумывал о том, стоит ли продолжать карьеру в анимации, на него произвёл сильное впечатление советский мультипликационный фильм «Снежная королева» режиссёра Льва Атаманова, показав, что мультипликационные персонажи могут играть так же, как и живые актёры, а рисованные фильмы могут трогать так же, как и другие формы искусства.
В октябре 1965 Миядзаки женился на коллеге Акэми Ота. У них родилось двое сыновей: Горо (род. 1967) и Кэйсукэ (род. 1969).Сам Хаяо Миядзаки признавал, что в дальнейшем он старался создавать такие анимационные фильмы, которые в первую очередь понравятся его детям. Старший сын снял два полнометражных анимационных фильма «Сказания Земноморья» (2006) и «Со склонов Кокурико» (2011), а также аниме-сериал «Рони, дочь разбойника» (2014) по сказке Астрид Линдгрен. Младший — резчик по дереву, одна из его работ использована в «Шёпоте сердца».
Котовская Межпоселенческая центральная библиотека
Библиотека - филиал № 2
Судьба кумира
Мать страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. С детства Миядзаки начал проявлять интерес к манге (Ма́нга — японские комиксы, иногда называемые комикку. Манга имеет глубокие корни в раннем японском искусстве) и мечтал стать мангакой (Манга́ка — японское слово, обозначающее человека, который рисует комиксы). Он самостоятельно пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами. Существенное влияние в этом направлении на него оказали такие мангаки, как Тэцудзи Фукусима, Содзи Ямакава и Осаму Тэдзука. Большинство своих ранних работ Миядзаки уничтожил, так как считал для себя неправильным копировать стиль Тэдзуки и хотел развить собственный стиль рисования.
В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden ( «Легенда о белой змее»).
По окончанию в 1963 году университета Гакусюин, Миядзаки получил работу фазовщика (должность начального уровня в производстве аниме представлена художниками-фазовщиками, как правило фрилансерами. Именно они создают всю последовательность рисунков для раскадровки, которую подготавливают режиссёры. За создание компоновочного рисунка (ключевые кадры) для каждой сцены отвечают художники-прорисовщики) в компании Toei Animation , и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал аниме Wan Wan Chuushingura (Верные слуги-псы).
После работы над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou (Космические приключения Гулливера) руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственные задачи. Несмотря на успех фильма о Гулливере, Миядзаки по-прежнему числился на студии фазовщиком. Только после работы над сериалом Shonen Ninja Kaze no Fujimaru (Мальчик-ниндзя Фудзимару) он был назначен на должность аниматора.
Работая в Toei, Хаяо Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате.
В 1970 году Миядзаки с семьёй переехал в город Токородзава.
В 1971 году Миядзаки покинул студию Toei и вместе с Такахатой и Ёити Отабэ они создали собственную студию A Pro. На этой студии Миядзаки и Такахата работали над 23-серийным аниме Lupin the Third Part I. Они также планировали создать анимационный фильм по мотивам книг Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», но после поездки Миядзаки в Швецию и встречи с самой Линдгрен от этой идеи пришлось отказаться, так как разрешение на съёмку не было получено.
С 1972 по 1973 год Миядзаки совместно с Такахата работали над анимационными фильмами и сериалами :«Панда большая и маленькая»,
В 1978 году Миядзаки режиссировал аниме-сериал Future Boy Conan («Конан — мальчик из будущего»).
В 1979 году в свет вышла ещё одна совместная работа Миядзаки и Такахаты — аниме Akage no Anne ( Энн из Зелёных Крыш). Вместе начали работу над сериалом Lupin III и фильмом Lupin III: The Castle of Cagliostro, причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии.
В 1981 году он режиссировал шесть серий аниме Meitantei Houmuzu. В этот же период Миядзаки рисовал мангу Shuna’s Journey, которая была опубликована издательством Tokuma Shoten в июне 1983 года. Впоследствии по мотивам этой манги выходила радиопостановка.За этот период Миядзаки сменил несколько студий.
Манга «Навсикая из Долины ветров» выходила с февраля 1982 года по март 1994 года. Миядзаки рисовал её преимущественно простым карандашом, а печаталась она монохромно, в коричневых оттенках.
После успеха манги о Навсикае основатель Tokuma Shoten Ясуёси Токума посоветовал Миядзаки заняться аниме-адаптацией своего произведения. Изначально Миядзаки отказался от этого, но впоследствии согласился с тем условием, что он выступит режиссёром фильма. На Миядзаки оказало сильное влияние загрязнение бухты Минамата — оно послужило основой для создания загрязнённого мира в «Навсикае». Подготовка к съёмкам началась 31 мая 1983 года. У Миядзаки возникли трудности с написанием сценария, так как на тот момент было опубликовано только 16 глав манги. Такахата заручился поддержкой композитора-минималиста Дзё Хисаиси. Фильм «Навсикая из Долины ветров» вышел в свет 11 марта 1984 года. Кассовые сборы фильма составили 1,48 млрд иен, а дополнительная прибыль от продаж составила 742 миллиона иен. Фильм стал одной из основных работ в творчестве Хаяо Миядзаки и значительно упрочил его славу аниматора.
С августа 1994 года Миядзаки начинает работу над фильмом «Принцесса Мононокэ».
В мае 1995 года Миядзаки вместе с группой художников и аниматоров посетил леса острова Яку (пейзажи которых послужили основой для «Принцессы Мононокэ») и горы Сираками, где делал фотографии и наброски для будущего фильма. В «Принцессе Мононокэ» Миядзаки вновь поднял экологическую тематику.
После выхода «Принцессы Мононокэ» Миядзаки объявил о намерении заняться некоммерческими анимационными проектами. Идея создания следующего фильма пришла к Миядзаки во время семейного отдыха в горах. Миядзаки хотел создать аниме для маленьких девочек, хотя ранее он не работал в жанре сёдзё (Сёдзё — аниме и манга, рассчитанные на особую целевую аудиторию — девушек в возрасте от 12 до 18 лет). В поисках вдохновения он читал тематические журналы, такие как Nakayoshi и Ribon, но посчитал, что в них изображена только «влюблённость и романтика, хотя это далеко не всё, что дорого женскому сердцу». Так возникла идея создания фильма «Унесённые призраками».
В начале 2009 года Миядзаки начал рисовать мангу под названием Kaze Tachin («Ветер крепчает»), повествующую о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси.
Манга впервые публиковалась в журнале Model Graphix в 2009 году. В ноябре 2012 года Studio Ghibli анонсировала начало работы над фильмом.
На пресс-конференции в Токио в сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, в конкурсной программе которого участвовала картина «Ветер крепчает», Миядзаки заявил о завершении своей карьеры в качестве режиссёра. В ноябре 2014 года он был награждён премией «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
14 ноября 2016 года стало известно, что Хаяо Миядзаки объявил о своём возвращении. В последнее время Миядзаки работал над короткометражной картиной «Boro the Caterpillar» (Гусеница Боро), премьера которой состоялась в июле 2017 года в Музее Гибли.
В творчестве Хаяо Миядзаки затрагиваются темы гуманизма, любви, семьи, а также экологические концепции, взаимоотношения человечества с природой и технологиями. Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем».
В одном из своих интервью на вопрос «Кем из режиссёров вы восхищаетесь?» Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия Норштейна (автора мультфильма «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок») замечательным художником. Миядзаки признаётся, что в тяжёлый для него момент, когда он всерьёз раздумывал о том, стоит ли продолжать карьеру в анимации, на него произвёл сильное впечатление советский мультипликационный фильм «Снежная королева» режиссёра Льва Атаманова, показав, что мультипликационные персонажи могут играть так же, как и живые актёры, а рисованные фильмы могут трогать так же, как и другие формы искусства.