🔹 Об одной сложности на пути обучения и роста.

Сначала хотела добавить «профессионального», но потом подумала, вполне себе универсальная сложность.
Иногда так устраивается мир, время и место, в которые приходится расти и развиваться, что в душе или психике или где-то там внутри оказываются практически выжжены слова много раз сказанные значимыми людьми:
Если ты с чем-то не умеешь справляться сам… Да ещё и безупречно справляться, то никому ты не нужен, стыд тебе и позор.
А так как процесс обучения новому закономерно сталкивает нас с собственной несамостоятельностью и неумением, тут легко окунуться в знакомое одиночество и страх стыда. Привычно ожидать, что этот процесс будут сопровождать критика, а иногда даже унижение.
И если вдруг окажешься в среде, где предлагают развиваться через уважительное обсуждение сложностей, через совместный поиск выходов и через присвоение того, что у тебя получается хорошо, поначалу вообще непонятно: это что ещё такое за ерунда?
Нет критики, нет унижения - так ничего же нет. Где вот это всё, способствующее пользе и развитию?
Одновременно с этим, никому не хочется испытывать такое вновь и вновь. А значит, необходимо из обучающегося побыстрее стать компетентным человеком. Таким, кто не нуждается и справляется со всем самостоятельно, а значит защищён. Таким кто обойдётся без опоры на другого.
Эта стратегия работает примерно до тех пор, пока ты действительно справляешься. Но как только сталкиваешься с закономерной сложностью, связанной со сложной задачей или нехваткой опыта, внутри снова рождается страх и стыд.
А люди, в контакте с которым эти сложности возникают, будь то дети, клиенты, или участники группы, смотря о какой идентичности идёт речь, становятся опасными. Будто принося в нашу жизнь сложные задачи, нападают на нашу хрупкую идентичность. И снова привет страх критики и стыд.
Ведь как только произнесёшь:
- Я не справляюсь, помогите,
так и слышишь автоматически:
- Садись, два.
А вокруг этого смешки или равнодушные взгляды свидетелей.
В таком случае, коллеги становятся не поддержкой, а угрозой компетентности. И такой большой, что даже проверять, так ли это на самом деле очень не хочется.
Вот и получается такая смесь страха, стыда и нуждаемости за фасадом компетентности, которую на самом деле не ощущаешь. Очень все это одиноко.
А работа терапевта - такая сложная, интенсивно сталкивающая нас с чужими и своими внутренними демонами и ранами, что в одиночестве в ней не проживёшь.
Одиночество не всегда удаётся преодолеть, жалуясь на мир или борясь с ним.
Но удаётся преодолеть через собственную открытость. И через риск лишиться на время собственного баланса, чтобы опереться на другого.
Всегда нужен кто-то рядом, кому можно сказать:
- Знаешь, я так что-то облажался с этим человеком или в этой ситуации…
- Знаешь, кажется я переоценил свои силы…
- Знаешь, я ошибся…
А он послушает тебя и ответит:
- Да, похоже на то. Понимаю, как это неприятно. Хочешь обсудим, как теперь со всем этим обойтись?..
Тогда может случится крутой новый опыт. Такой когда с чем-то новеньким встретился, что-то натворил, а потом разобрался с последствиями, опираясь на других. Вот так компетентность, кажется, и отращивается.
А вовсе не через критику и стыжение.
Автор Е.Андреева.

Комментарии

Комментариев нет.