седьмицы (суббота). (Что означает артос?) I. Между многими знаменательными священными обрядами, коими сопровождается светлое и светоносное торжество воскресения Христова, мы видим и то, что в первый день воскресения Господня полагается в храмах особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, освящается молитвою и окроплением воды святой. В продолжение всей торжественной седьмицы освященный хлеб сей остается посреди собора верующих в храме. Наконец, по окончании светлых дней праздника, после вторичного благословения, он раздробляется и преподается верующим. Что значит такое учреждение? Это, братия, творится в воспоминание многих, весьма важных событий из последних дней пребывания воскресшего Господа на земле, – творится для того, чтобы вожделенный образ Воскресшего живее и глубже напечатлелся в душах и сердцах наших, по заповеди апостольской: поминай Господа Иисуса Христа воставшего от мертвых (2Тим. 2, 8). Помните, братия, что Господь Иисус Христос, отходя на крестные страдания Свои, в последний раз беседовал с учениками Своими в горнице Сионской за таинственною вечерею, где, прием хлеб, благослови, и преломив, даяше учеником, и рече им: приимите, ядите, сие есть тело Мое; сие творите в Мое воспоминание. Известно также, что в первый день светоносного воскресения Своего, пред вечером, Он сопутствовал двум ученикам Своим, шедшим в Эммаус, и, неузнанный ими, объяснил им писание, вошел с ними в дом возлег за трапезою, и приим хлеб, благослови, и преломив, даяше им, и познася им в преломлении хлеба. Наконец, явившись ученикам Своим на море Тивериадском, Господь Сам чудодейственно приготовил для них трапезу, и рече им: приидите, обедуйте, и прием хлеб, даде им. Можете представить себе, братия мои, как драгоценно было для св. апостолов воспоминание о сих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа, при которых дух их восхищался радостию неизреченною; о тех утешительных беседах, от которых сердце их горело святым восторгом; о тех высоких обетованиях, от которых душа их погружалась в море блаженства. Посему-то они, во всю последующую жизнь свою, старались сохранить эти драгоценные воспоминания и тем как бы продлить блаженные минуты видимого пребывания с ними Господа. Для сего, между прочим, всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли праздным и полагали пред ним хлеб – в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет им трапезу и подает им пищу и питие. Святая церковь, наследовавшая от апостолов их пламенную любовь к своему Господу, удержала и сохранила навсегда и их святые обычаи. Для сего, по примеру апостольскому, в праздник воскресения Христова она полагает среди собора верующих хлеб сей – в воспоминание тех утешительных явлений Воскресшаго, коих были самовидцами и свидетелями св. апостолы, и в ознаменование невидимого пребывания Самого воскресшего Господа посреди собора верующих; ибо он Сам обещал нам: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их; се Аз есмь с вами во вся дни до скончания века. Молитвою и молением испрашивает св. церковь, чтобы Сам Господь благословил сей воспоминательный о Нем хлеб, как благословлял Он трапезу ученикам Своим, и чтобы Сам – руками служителей Своих – преподал оный верующим, как благоволил преподавать ученикам Своим Своими пречистыми и божественными руками. II. Столько драгоценневших для сердца христианского воспоминаний, братия мои, соединено с сим освященным хлебом, и столько благословений для души верующей заключено в нем! Примите его от наших недостойных рук, как бы от пречистых рук Самого воскресшего Господа. Вкушая от сего хлеба, перенеситесь благоговейною, молящеюся мыслию в те священные места, где Сам воскресший Господь являлся ученикам Своим и глаголал им яже о царствии Божии. а) На таинственной вечери мы слышим Господа, беседующего о смирении и братолюбии, как о первой и главной добродетели христианской, как о вернейшем признаке истинных учеников Христовых; видим, как Он, Господь и Учитель, поучает сей добродетели не столько словом, сколько собственным Своим примером, – Сам смиряется до звания раба пред учениками Своими, собственными пречистыми руками омывает их ноги и отирает их лентием. Примем же отверстым и благим сердцем это трогательнейшее увещание к смирению и братолюбию; изгоним из сердца своего всякую злобу и недоброжелательство, горькую зависть и лукавство, всякое превозношение и презорство. б) На пути в Эммаус мы слышим беседу Господа о Его спасительных страданиях, от которой горели сердца учеников Его. Св. евангелисты не передали нам этой беседы словами Самого Господа; но слово крестное составляло существенную и главную часть всей проповеди св. апостолов. Читая их послания, мы может удостовериться со всею ясностию и подробностию, от всех писаний пророческих, яко тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою: так нужно было, для удовлетворения правде Божией, для восстановления святости закона Божия, попранного грехопадением человека Божия, воплотиться и прострадать Сыну Божию, чтобы избавить нас от проклятия и смерти; так нужно было Ему внити в славу Свою воскресением от мертвых и вознесением на небо, чтобы совозвести с Собою и нас, совоскресить и спосадить в небесных. О сем предвещали все пророки, о сем проповедуют св. апостолы. Будем же, братия мои, твердо и несомненно веровать их богодухновенным словам, чтоб не заслужить упрека от Господа, подобно ученикам Эммаусским: о немысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы! в) Но переносясь духом во след Господа к морю Тивердиадскому, будьте готовы, братия мои, ответствовать на вопрос Самого Господа: Симоне Ионин, любиши ли Мя ? Любишь ли Меня ты, которого искупил Я ценою крови Моей, от греха, проклятия и смерти, от уз ада и диавола? Покажи Мне любовь твою от дъл твоих: яви Мне усердие твое благоговением ко храму Моему, послушанием слову Моему, исполнением заповеди Моей, приятием таинств Моих со страхом и верою, чистотою и благоговением. О, если бы каждый из нас с чистым сердцем, с безупречною совестию, от полноты любящей души, мог исповедать пред своим Спасителем и Господом: ей Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя! И не только исповедать устами, но и засвидетельствовать исповедание сие делами и жизнию! Тогда мы ощутили бы в самих себе исполнение и следующего высочайшего обетования: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем и обитель у Него сотворим (Иоан. 14, 23) Аминь. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года
Православная вера!
Седьмой день св.
седьмицы (суббота).
(Что означает артос?)
I. Между многими знаменательными священными обрядами, коими сопровождается светлое и светоносное торжество воскресения Христова, мы видим и то, что в первый день воскресения Господня полагается в храмах особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, освящается молитвою и окроплением воды святой. В продолжение всей торжественной седьмицы освященный хлеб сей остается посреди собора верующих в храме. Наконец, по окончании светлых дней праздника, после вторичного благословения, он раздробляется и преподается верующим.
Что значит такое учреждение? Это, братия, творится в воспоминание многих, весьма важных событий из последних дней пребывания воскресшего Господа на земле, – творится для того, чтобы вожделенный образ Воскресшего живее и глубже напечатлелся в душах и сердцах наших, по заповеди апостольской: поминай Господа Иисуса Христа воставшего от мертвых (2Тим. 2, 8).
Помните, братия, что Господь Иисус Христос, отходя на крестные страдания Свои, в последний раз беседовал с учениками Своими в горнице Сионской за таинственною вечерею, где, прием хлеб, благослови, и преломив, даяше учеником, и рече им: приимите, ядите, сие есть тело Мое; сие творите в Мое воспоминание. Известно также, что в первый день светоносного воскресения Своего, пред вечером, Он сопутствовал двум ученикам Своим, шедшим в Эммаус, и, неузнанный ими, объяснил им писание, вошел с ними в дом возлег за трапезою, и приим хлеб, благослови, и преломив, даяше им, и познася им в преломлении хлеба. Наконец, явившись ученикам Своим на море Тивериадском, Господь Сам чудодейственно приготовил для них трапезу, и рече им: приидите, обедуйте, и прием хлеб, даде им.
Можете представить себе, братия мои, как драгоценно было для св. апостолов воспоминание о сих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа, при которых дух их восхищался радостию неизреченною; о тех утешительных беседах, от которых сердце их горело святым восторгом; о тех высоких обетованиях, от которых душа их погружалась в море блаженства. Посему-то они, во всю последующую жизнь свою, старались сохранить эти драгоценные воспоминания и тем как бы продлить блаженные минуты видимого пребывания с ними Господа. Для сего, между прочим, всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли праздным и полагали пред ним хлеб – в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет им трапезу и подает им пищу и питие.
Святая церковь, наследовавшая от апостолов их пламенную любовь к своему Господу, удержала и сохранила навсегда и их святые обычаи. Для сего, по примеру апостольскому, в праздник воскресения Христова она полагает среди собора верующих хлеб сей – в воспоминание тех утешительных явлений Воскресшаго, коих были самовидцами и свидетелями св. апостолы, и в ознаменование невидимого пребывания Самого воскресшего Господа посреди собора верующих; ибо он Сам обещал нам: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их; се Аз есмь с вами во вся дни до скончания века. Молитвою и молением испрашивает св. церковь, чтобы Сам Господь благословил сей воспоминательный о Нем хлеб, как благословлял Он трапезу ученикам Своим, и чтобы Сам – руками служителей Своих – преподал оный верующим, как благоволил преподавать ученикам Своим Своими пречистыми и божественными руками.
II. Столько драгоценневших для сердца христианского воспоминаний, братия мои, соединено с сим освященным хлебом, и столько благословений для души верующей заключено в нем! Примите его от наших недостойных рук, как бы от пречистых рук Самого воскресшего Господа. Вкушая от сего хлеба, перенеситесь благоговейною, молящеюся мыслию в те священные места, где Сам воскресший Господь являлся ученикам Своим и глаголал им яже о царствии Божии.
а) На таинственной вечери мы слышим Господа, беседующего о смирении и братолюбии, как о первой и главной добродетели христианской, как о вернейшем признаке истинных учеников Христовых; видим, как Он, Господь и Учитель, поучает сей добродетели не столько словом, сколько собственным Своим примером, – Сам смиряется до звания раба пред учениками Своими, собственными пречистыми руками омывает их ноги и отирает их лентием. Примем же отверстым и благим сердцем это трогательнейшее увещание к смирению и братолюбию; изгоним из сердца своего всякую злобу и недоброжелательство, горькую зависть и лукавство, всякое превозношение и презорство.
б) На пути в Эммаус мы слышим беседу Господа о Его спасительных страданиях, от которой горели сердца учеников Его. Св. евангелисты не передали нам этой беседы словами Самого Господа; но слово крестное составляло существенную и главную часть всей проповеди св. апостолов. Читая их послания, мы может удостовериться со всею ясностию и подробностию, от всех писаний пророческих, яко тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою: так нужно было, для удовлетворения правде Божией, для восстановления святости закона Божия, попранного грехопадением человека Божия, воплотиться и прострадать Сыну Божию, чтобы избавить нас от проклятия и смерти; так нужно было Ему внити в славу Свою воскресением от мертвых и вознесением на небо, чтобы совозвести с Собою и нас, совоскресить и спосадить в небесных. О сем предвещали все пророки, о сем проповедуют св. апостолы. Будем же, братия мои, твердо и несомненно веровать их богодухновенным словам, чтоб не заслужить упрека от Господа, подобно ученикам Эммаусским: о немысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы!
в) Но переносясь духом во след Господа к морю Тивердиадскому, будьте готовы, братия мои, ответствовать на вопрос Самого Господа: Симоне Ионин, любиши ли Мя ? Любишь ли Меня ты, которого искупил Я ценою крови Моей, от греха, проклятия и смерти, от уз ада и диавола? Покажи Мне любовь твою от дъл твоих: яви Мне усердие твое благоговением ко храму Моему, послушанием слову Моему, исполнением заповеди Моей, приятием таинств Моих со страхом и верою, чистотою и благоговением. О, если бы каждый из нас с чистым сердцем, с безупречною совестию, от полноты любящей души, мог исповедать пред своим Спасителем и Господом: ей Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя! И не только исповедать устами, но и засвидетельствовать исповедание сие делами и жизнию! Тогда мы ощутили бы в самих себе исполнение и следующего высочайшего обетования: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем и обитель у Него сотворим (Иоан. 14, 23) Аминь.
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года