Комментарии
- 4 фев 2022 20:31татьяна прохорова(измайлова)На вид - женщина,сильная духом, с твердым характером,решительная. И роли были такие же. Надо же было так судьбе сложиться. Очень жаль. Светлая память прекрасной актрисе...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Путешествие в советское прошлое( фильмы и ТВ СССР)
АЛЕКСАНДРА ЗАВЬЯЛОВА
Александра Завьялова – актриса, имя которой было широко известно в 60-х гг. Эту красивую женщину с удовольствием снимали фотографы как советских журналов, так и зарубежных. Режиссеры предлагали Завьяловой исключительно главные роли.
Биография
Александра Семёновна Завьялова родилась 4 февраля 1936 года в Титовке Сосновского района Тамбовской области.Практически ничего не известно о ее детстве.Симпатичная девочка росла скромной и кроткой. Прилежно училась в школе, помогала старшим в огороде, вечерами читала книги, а по выходным смотрела кино в местном клубе.
В пятом классе Саша заявила: «Вырасту - буду актрисой!» Решение дочери расстроило родителей. «Лучше закончи педагогический или сельскохозяйственный вуз, - советовал отец. - Будешь уважаемым человеком, всегда при работе!» Он словно предчувствовал, что мир кино сделает дочь несчастной. И его опасения оправдались. Биография актрисы оказалась трагической.
Театр и кино
В 1958 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, после чего её по распределению направили в Брестский драматический театр.Провинциальный театр Александру приятно удивил: ей сразу дали главные роли в классическом репертуаре и хорошую комнату в общежитии - о чем еще мечтать? .
В этом театре Александра работала около года, отказываясь от приглашений на киносъёмки: она считала себя театральной актрисой.
Но однажды ей передали личное приглашение режиссёра Отказать она не смогла.
Александра Завьялова дебютировала в фильме «Песнь о Кольцове», где ей сходу досталась главная роль.
В центре сюжета картины – биография известного российского поэта Алексея Кольцова, а точнее отрезок жизни, умещающийся в 30-е гг. XIX века. Биография Кольцова примечательна тем, что практически всю свою жизнь поэт посвятил предпринимательству, продолжая семейное дело (что не свойственно для литераторов). Единственной отдушиной для Алексея были стихи и любовь к крепостной девушке, которую и сыграла Александра Завьялова. Но главных героев разлучила судьба, Кольцов вскоре женился на нелюбимой женщине, а через некоторое время умер в возрасте 33-х лет.
Обратно в Брест Александра Завьялова уже не вернулась.
Сразу же после роли Дуни роковой красавице с черными, как смоль волосами, предложили еще одну главную роль - в драме «Люди на мосту». Героиня Завьяловой – подрывница Лена. Женщина смелая, красивая, с определенным прошлым (у героини есть внебрачный ребенок). Она привлекает внимание молодого сына (Олег Табаков) начальника строительства моста (Василий Меркурьев). Эта связь становится притчей во языцех. Героиня Завьяловой превращается в злого гения для интеллигентной семьи Булыгиных. В финале картины Лена погибает, спасая жизни других людей. Надо сказать, что после роли темпераментной Лены, за актрисой закрепилось амплуа «бедовой» женщины. И все ее последующие героини были не менее сильными, привлекательными, но в каком-то смысле опасными.
Об Александре Завьяловой заговорили, появилились приглашения от режиссёров.
Александра Завьялова в 60-х была очень популярна. Во многом благодаря роли Зинки из мелодрамы «Алешкина любовь». Тогда партнером актрисы по съемочной площадке был Леонид Быков («В бой идут одни старики»). Он играл того самого Алешку, который без ума был от стрелочницы Зинаиды. Завьялова в одном из своих немногочисленных интервью вспоминала, что жена актера очень его ревновала к ней и постоянно присутствовала на съемках. Еще бы не ревновать: фото Александры Завьяловой красовались не только на обложках «Советского экрана», но даже в американском журнале «Лайф». Американские журналисты называли актрису советской Гретой Гарбо, а российские режиссеры предлагали артистке исключительно главные роли.
Один за другим вышли фильмы с её участием: мелодрама «Ждите писем», социальная мелодрама «Хлеб и розы», молодёжная киноповесть «Будни и праздники» и много других картин.
В 1961 году фотография Александры Завьяловой попала на страницы американского журнала «Лайф». Фотограф Филипп Халсман решил снять самых знаменитых людей Советского Союза, и среди тех, на кого пал его выбор, оказалась восходящая звезда кино Александра Завьялова.
В 1964 году актриса получила приглашение на Московский международный фестиваль. В один из вечеров Александру Завьялову пригласили на званый дипломатический ужин. Из советских актрис на прием была приглашена только Завьялова. Красивая, темноволосая, с миндалевидным разрезом глаз, похожая на модный тогдашний итальянский кинотипаж, она произвела настоящий фурор среди дипкорпуса. А американский посол после целого часа беседы официально предложил ей посетить США. После этого успеха руководство кинофестиваля поручает актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде звезд итальянского кино, среди которых была Джульетта Мазина. И Александра Завьялова не ударила в грязь лицом.
Однако именно тесное общение артистки с иностранцами, а также интерес, который к ней проявляли зарубежные СМИ, сыграли роковую роль в судьбе Александры. В 65-х КГБ начало регулярно вызывать Завьялову на допрос. Чуть позже спецслужбы запретили директору «Ленфильма» снимать актрису в своих картинах. Но Александра Завьялова не отчаивалась и продолжала сотрудничать с другими кинокомпаниями.
В 1966 году Александра Завьялова изначально была утверждена на роль Панночки в фильме «Вий». Однако сразу после начала съемок тяжело заболела.
В 1969 году режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский приступили к экранизации романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень».
Александру Завьялову они пригласили на роль Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой). Съёмки продолжались три года. Завьялова начинала играть 17-летнюю девушку, а в последней серии по сценарию ей было уже 70 лет.
Пистимея. Бывшая богачка, потом монахиня, лютая врагиня советской власти. Классическая злодейка мелодрамы, так-то оно так, но зритель живо почувствовал масштаб и непростоту героини. Ведь на стороне Пистимеи — образы старого мира: иконы, свечи, святые слова, крепость семьи и строгость нрава. Ведь в ней, как в лесном скиту, живёт древняя русская сила. Это суровое прекрасное лицо каждым своим тревожным появлением на каком-нибудь советском празднике в игрушечной деревне Зелёный Дол — мгновенно придаёт всему иное измерение. Веселитесь? Ну-ну… Завьялова не только дала целый национальный тип гордой русской женщины, она, можно сказать, символ. Символ глубинных тайн жизни, которая не подвластна конкретному времени со всеми его глупостями…
Артистка мастерски исполнив свою работу, и на экране перед зрителем предстало воплощение зла. Учитывая ярлык «неблагонадежности», который уже довлел над Александрой, ничего хорошего ждать не приходилось. Худшие опасения оправдались: после роли Пистимеи Завьяловой перекрыли ход в любое советское кино.
Фильм, вышедший на экраны в 1971 году, оказался последним для Александры Завьяловой во времена СССР.
Врага советской власти актриса сыграла настолько талантливо, что некоторые задумались: а так ли она хороша, эта самая власть?
Терпение государства лопнуло в одночасье. Завьяловой припомнили все: и фотографии в LIFE, и общение с иностранцами на Московском кинофестивале, и роман с американцем. «Больше ее не снимать!» -постановили сверху.
Это был приговор, и обжалованию он не подлежал. В 35 лет для актрисы началась новая жизнь -в забвении, бедности, а позже - под одной крышей с сыном-алкоголиком.
После этой картины актрису не снимали более 20 лет.
Личная жизнь
В 1963 в перерыве между съемками на одной из ленинградских улиц Александра встретила художника Дмитрия Бучкина, знакомого по институту. Через пару дней он признался актрисе, что любит ее много лет и готов жениться. Пара сыграла свадьбу.
Наверное, этот брак был обречен изначально. Во-первых, молодые стали жить в квартире матери Бучкина. Ту раздражали частые съемки Александры. Хорошая жена должна ухаживать за ребенком и мужем, а не пропадать неведомо где. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, и Александра перестала сниматься в кино. Пришлось ей уйти и из Малого театра, где она работала в последнее время.
В 1964 году одна случайная встреча перевернула всю её жизнь. Александра Завьялова познакомилась с 50-летним американским бизнесменом, совладельцем крупной пароходной компании. Американец влюбился в актрису, между ними вспыхнул роман, который тут же был отмечен КГБ. Спецслужбы заподозрили бизнесмена в шпионаже и, объявив его персоной нон-грата, предложили ему в 24 часа покинуть СССР. Что же касается Александры Завьяловой, то за ней закрепился ярлык неблагонадежности, и с кино на некоторое время ей пришлось распрощаться. Кроме того, этот роман положил конец её семейной жизни - Александра развелась с мужем.
Петр - поздний ребенок актрисы. Она родила его, когда поняла, что в театре и кино ей больше не играть. Через два года декрета у нее началась депрессия. Женщина закрылась в квартире, перестала пускать к сыну врачей из поликлиники. Соседи, обеспокоенные постоянным плачем ребенка, вызвали МЧС. Завьялову увезли в психиатрическую клинику, дочь передали отцу, а сына отправили в детский дом.
За время болезни актрисы квартиру ограбили. Вынесли все, что она заработала: меха, бриллианты, дорогой фарфор, деньги...
Все произошедшие события изменили Александру Семеновну. Она озлобилась на весь мир, перестала здороваться с соседями и следить за собой, начала каждый день читать одни и те же газеты и журналы - все из ее молодости. По свидетельствам очевидцев, на улице могла ни с того ни с сего пнуть коляску.
Единственным человеком, которого актриса обожала, был Петя. Она хвалила сына за пустяки, всегда жалела и оправдывала. Юноша вырос ленивым и слабохарактерным. Отслужив в армии, работал то поваром, то строителем. На каждом месте - два-три месяца от силы. «Всему виной алкоголизм, - объясняла журналистам Татьяна, дочь Завьяловой. - Мой брат начал пить еще в старших классах».
Последние 20 лет Петр был безработным. Люди говорили про него разное: сидит у матери на шее, пропивает ее пенсию. И упускали главное - что он убирался в квартире, готовил еду, мыл и расчесывал постаревшую актрису, даже красил ей волосы. Возможно, мать и сын периодически ругались. Но, по словам Татьяны, все же любили друг друга.
Смерть
Актрису обнаружили мертвой 3 февраля 2016 года в собственной квартире накануне 80-летнего юбилея.
По информации LifeNews из источников в правоохранительных органах, Александра Завьялова погибла в своей квартире в Санкт-Петербурге от рук собственного сына Петра.
Мужчина расправился с матерью за два дня до ее 80-летнего юбилея и уже дал признательные показания. По словам соседей, Александра и её сын жили в бедности и часто конфликтовали. Когда Пётр налегал на алкоголь, он бил мать.
Похоронена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.