ЧТО В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НОСИЛИ РУССКИЕ ЛЮДИ.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 15 ЛЕТ
Одежда русских крестьян была очень практична в изготовлении и носке (как и всякая традиционная одежда). В то же время каждая деталь русского костюма имела мифологическое обоснование и объяснение (почему используется тот или иной цвет, форма, размер). А особенности кроя, украшения и выбор материала сообщали о социальном статусе и имущественном положении носившего костюм.
(поэтому здесь одежда каждой возрастной категории описывается с учетом трех функций народного костюма: утилитарной (у), социальной (с), мифологической(м)).
✍🏻От рождения до 7 лет : младенец.
При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь:пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки (на голое тело). Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения (пояс образует вокруг тела круг - древнейший защитный символ).
Младенческий пояс мог быть просто шерстяной нитью, которую мать выпряла во время беременности.Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки - из рубахи матери, а для мальчика - из рубахи отца. Это означало продолжение и поддержание той связи, которая была у матери с плодом во время беременности.
Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем (правда, обычная вышивка не допускалась, как несущая языческую символику). Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.
Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху, конечно же подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 7-8.
Никакой другой одежды у детей не было (ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек). Детские рубахи шились (перешивались) из старой одежды родителей или старших сестер-братьев.
(у) Дети быстро растут и одежду носят не очень аккуратно, поэтому делать нечто нарядное каждые полгода-год - дорого и трудоемко.(с) Неполный костюм отражал социальную незрелость и неполноценность носящего.(м) Считалось, что на детях этого возраста еще сохраняется отсвет Ирия (Рая), откуда они пришли в этот мир. Поэтому обереги(1) (а вышивки и цветные детали одежды были именно оберегами) им пока не нужны ("защитники Рода их пока еще и так помнят").
Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.
✍🏻7/8 - 14/15 лет : отрок/отроча.
В 7-8 лет ребенок переходил в другую возрастную категорию (из младенцев в отроки). Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали первые в своей жизни порты (штаны) и взрослые картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы (которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс). Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В качестве верхней одежды девочки и мальчики получали балахоны (мы бы сейчас определили балахон как легкий плащ-пыльник из белого холста или пестрядины).
На одежду ребенка в этом возрасте постепенно начинали накладываться обереги ("предки-защитники уже забыли этих детей, нужно напомнить"). В первую очередь это была красная оторочка по вороту, разрезу горловины, срезам рукавов и подолу.
Красный цвет в крестьянской символике соответствовал крови и огню, так что в данном случае имелась в виду "огненная" защитная полоса, на которой любое зло, пытающееся пробраться к ребенку, "сгорит". В рубахах девочек также добавлялись красные палики (прямоугольные плечевые детальки — чтобы «предкам с неба было лучше видно»). Пояса у детей этого возраста были еще простые, витые («веревочки»).
Далее, годам к 12ти у мальчиков на рубахах появляются ластовицы (подмышечные квадратные детальки красного цвета), а у девочек, вдобавок к ластовицам, еще и небольшая ритуальная вышивка по подолу рубахи. Ластовицы означали "огненную" защиту для рук, которыми человек работает (а в этом возрасте крестьянские дети уже имели свои обязанности по дому, ходили за скотом и помогали в поле). Вышивка была призвана с одной стороны привлечь к созревающей девочке энергию Матери-Земли, и с другой стороны "отфильтровать" ненужные влияния, исходящие из земли же (все-таки Земля - не только Мать, но и обитель мертвых). К концу периода отрочества мальчики получали также обувь (лапти или сапоги, в зависимости от местной моды и богатства семьи). Девочки в это время проходили обряд "вскакивания в поневу" и получали либо свою первую юбку-поневу (в южных губерниях России), либо первый сарафан, пока еще холщовый, белый или неяркого цвета (в северных губерниях и за Уралом и в Сибири).
http://traditionalrussiancostume.com/cos…

Комментарии

Комментариев нет.