"Петропавловский (порт).

Англо-французская эскадра бомбардирует укрепления в Авачинской губе 29 августа 1854 года"
Callmycow пишет: Я верил, что эта картинка найдётся, и находилась она постепенно: сперва упоминание о ней в каталогах, затем мутная черно-белая репродукция, затем каталожная запись на сайте Гринвичского морского музея; совсем недавно превьюшка с аукциона. (Всю эпопею можно отследить по тэгам "Художники" и "Изонаходки".) И когда уже Гринвич начал отвечать нашему английскому соратнику Энди, Санкт-Петербургский Эрмитаж поспешил опередить иностранного конкурента, щедро выложил скан литографии на своём сайте. Сердечная благодарность и поясной поклон доблестным российским хранителям музейных сокровищ!
Приглядевшись, можно заметить, что картинка неидеально сращена из двух половинок (вероятно, ограничивает размер сканера). Но это ничего не портит (ну, двоятся мачты судов за Лаперузовым перешейком).
За основу декорации взята литография сан-францисского театрального художника Альфреда Пру, сделанная по горячим следам ещё осенью 1854 года и послужившая образцом для других художников. Но если у Пру корабли напоминают плавучие сундучки, то Луи Лебретон придал им красоту, мощь и правдоподобную детальность.
Какой момент сражения запечатлен? Подпись не двух языках гласит: "Петропавловский (порт). Англо-французская эскадра бомбардирует укрепления в Авачинской губе 29 августа 1854 года". Это прозрачнейший намёк: не пытайтесь точно датировать. 29 августа (по календарю эскадры) корабли только вошли в Авачинскую губу; несколько ядер, пущенных с обеих сторон, только обозначили серьезные намерения, упали в воду с большим недолётом. 30 Августа атака была отменена по причине самоубийства контр-адмирала Прайса. Первое сражение, которое англо-французы могли расценивать как частичный успех, произошло 31 августа - его обычно и изображают западные художники (как Антуан Морель-Фатио). Но 31 августа агрессоры обстреливали батареи, защищавшие вход в Петропавловскую гавань; на этой же картине флагманы стоят на траверзе Никольской и Сигнальной сопок. Похоже, подразумевается день 4 сентября (на самом деле 5 сентября, а по юлианскому календарю 24 августа). Это момент отступления десанта с берега, самая-то трагедия заслонена кораблями и клубами дыма. Пароход "Вираго" слева пытается заглянуть за северную оконечность Никольской сопки и воспрепятствовать преследованию отступающих. "Ла Форт" обстреливает гребень Никольской сопки, чтобы сбить русских снайперов (без эффекта, как мы знаем). Лаперузов перешеек пуст - с утра там стояла пятипушечная батарея Александра Максутова, теперь снесённая огнём фрегата "Президент". Сейчас "Президент" и бриг "Облигадо" стреляют навесом через перешеек по русским кораблям "Аврора" и "Двина" (мачты видны из-за сопки). Иностранным купеческим судам, стоявшим в гавани, тоже досталось попаданий. Корвет "Эвридика" не стреляет - она и не стреляла в эти дни вообще ни разу. Но матросы с "Эвридики" и "Облигадо" участвовали в десанте - по-видимости, в лодках на буксире у этих кораблей и сидят вернувшиеся десантники. Так и было - отправлялись эти лодки с "Вираго", а возвращались по своим кораблям. С утра ветра не было, корабли по позициям расставлял пароход, а ближе к полудню он подул, это и позволило бригу "Облигадо" подойти и поучаствовать в обстреле; а фрегат "Ла Форт" как раз ставит паруса, чтобы уже отступить от берега, забрав своих горе-десантников. Его реи похожи на подолы с жимолостью.
Если сравнить эту работу с рисунком Антуана Мореля-Фатио, можно убедиться, что оба художника хорошо знали внешние особенности французских кораблей. Ну, правда, у Мореля батарейная полоса "Ла Форта" белая, а у Лебретона закрашена черным. И, конечно, не следует требовать от художника топографически точной расстановки кораблей. Оба они прекрасные иллюстраторы, а в данном случае ещё и пропагандисты, показывающие силу оружия, духа и единства союзников, вселяющие уверенность в победе. Полчища художников сражались на идеологическом фронте. Не забудем и о коммерции - литографии пеклись и продавались как горячие пирожки, лови момент.
Мы же, наследники героев-победителей этого сражения, выше злопыхательств, только благодарны мастерству былых художников и полиграфистов.

Комментарии

Комментариев нет.