Музей Вооружённых сил

Стратегическая магистраль: 30+ исторических фактов о Китайско-Восточной железной дороге

В нашей стране старшему поколению очень хорошо известна аббревиатура «КВЖД». Впрочем, и многие молодые любители военной истории сразу поймут, о чем идет речь. Да-да, о Китайско-Восточной железной дороге. С самого начала своего появления она оказалась в центре внимания великих держав. Это и не случайно: регион, по которому она проходила, без преувеличения, стратегический. Это и ворота к Тихому океану и коридор в глубины Сибири. Вне всякого сомнения, эта дорога и связанная с нею военно-дипломатическая борьба заслуживают отдельной публикации. Итак, усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь на Восток!

1. В 1891 году было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги. С восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, а с западной – до Забайкалья. После этого из-за сложных природных условий работы приостановились.

2. Министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте был сторонником прокладки железнодорожных путей через принадлежавшую Китаю Маньчжурию. Он считал, что железная дорога будет способствовать мирному завоеванию Россией Маньчжурии и позволит выйти на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

3. 22 мая 1896 года был подписан секретный Российско-китайский союзный договор в Москве. Россия получила право на постройку железнодорожной магистрали через территорию Маньчжурии до Владивостока.

4. Строительство дороги осуществлял Русско-Китайский банк и акционерное «Общество Китайской восточной железной дороги».

5. Главным инженером строящейся магистрали был назначен Александр Иосифович Югович. До этого он успешно руководил строительством Рязано-Уральской железной дороги.

6. В целях охраны строительства КВЖД была создана Маньчжурская охранная стража, позднее преобразованная в Заамурский округ Отдельного корпуса пограничной стражи.

7. Строительство железной дороги началось 16 августа 1897 года.

8. В июне 1900 года китайские повстанцы-ихэтуани атаковали строящуюся КВЖД. В ответ войска Русской императорской армии оккупировали территорию Маньчжурии.

9. КВЖД была сдана в эксплуатацию 1 июня 1903 года.

10. Дорога шла от станции Маньчжурия через горы Большой Хинган, равнину Сунляо и плоскогорье Чанбайшань до станции Суйфыньхэ с южным ответвлением от Харбина до Даляня (Дальнего). Длина магистрали составляла 2427 км. Дорога была, в основном, однопутной, в горах имела сложный профиль, много тунелей и мостов. От главной магистрали отходили ветки: Ляоян-Бэньси, Суцзятунь-Фушунь, Дашицяо-Инкоу, Цзиньчжоу-Чэньцзытун, Чжоушуйцзы-Люйшунь (Порт-Артур).

11. Расстояние от Москвы до Порт-Артура скорый поезд преодолевал за 13 суток и 4 часа.

12. Билет в 1-м классе скорого поезда стоил 272 рубля.

13. В Даляне акционерному Обществу КВЖД принадлежали пароходы-экспрессы. Они ходили в Шанхай и Нагасаки.

14. После окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг. южное направление КВЖД от Чанчуня до Даляня и Порт-Артура было передано Японии. Эта ветка получила название Южно-Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД).

15. В 1908 году правительство России приняло решение достроить Транссиб на территории Российской империи. Однако эксплуатация КВЖД продолжалась.

16. 29 ноября 1917 года Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил себя единственным органом власти на КВЖД. Однако 13 декабря 1917 года Харбин был занят китайскими войсками.

17. В 1918 году Япония ввела свои войска в район КВЖД. Полоса отчуждения железной дороги использовалась русскими белогвардейцами и интервентами для ведения боевых действий против Советской власти.

18. На Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. шла острая борьба ведущих мировых держав за обладание КВЖД. Советская Россия на конференцию допущена не была.

19. 31 мая 1924 года СССР и Китайская Республика подписали соглашение. КВЖД была признана чисто коммерческим предприятием, совместно управляемым Советским Союзом и Китаем.

20. В 1929 году войска маньчжурского милитариста Чжан Сюэляна захватили территорию КВЖД. Это послужило началом кратковременного, но ожесточенного советско-китайского вооруженного конфликта.

21. После победы советских войск под командованием Василия Константиновича Блюхера в декабре 1929 года статус КВЖД был восстановлен. В этом конфликте принимал участие и будущий Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, а в то время командир и комиссар 5-й отдельной Кубанской кавалерийской бригады.

22. 18 сентября 1931 года японские войска вторглись в Северную Маньчжурию, а 5 февраля 1932 года заняли Харбин и зону КВЖД.

23. С 1934 года с согласия японцев из зоны КВЖД на Советский Дальний Восток вещали белоэмигрантские радиостанции.

24. В 1935 году СССР продал КВЖД марионеточному прояпонскому государству Маньчжоу-Го за 140 млн. рублей.

25. 14 августа 1945 года СССР и Китайская Республика заключили соглашение. Согласно ему, КВЖД и ЮМЖД поступили в совместное советско-китайское управление на 30 лет. Объединенная магистраль получила название Китайская Чанчуньская железная дорога (КЧЖД).

26. 20 августа 1945 года Красная Армия, разгромив японско-маньчжурские войска, взяла под контроль зону КВЖД.

27. После образования Китайской Народной Республики 14 февраля 1950 года Советский Союз безвозмездно передал союзнику все свои права по совместному управлению КЧЖД.

28. 31 декабря 1952 года КНР вступила в единоличное управление КЧЖД. Китайская сторона бесплатно получила весь подвижной состав, паровозоремонтные заводы, угольные копи, предприятия лесного хозяйства, торговли и общественного питания, 1850364 квадратных метров жилого фонда, 69 школ, 25 домов культуры.

29. В 1953 году КЧЖД была реорганизована в Харбинскую железную дорогу.

30. Китайский пассажирский поезд проходит расстояние по бывшей КВЖД за 25 часов.

31. Участок Маньчжурия-Харбин бывшей КВЖД используется в наши дни для курсирования скорого поезда «Москва-Ярославская – Пекин»

Фото:
1. M. Plinzner. Казаки на страже у Маньчжурской железной дороги
2. Строительство арочного каменного моста южной ветки КВЖД. Конец XIX - начало XX в.
3. Общий вид Хинганской петли. КВЖД. Рисунок
4. Вид на КВЖД. Скалистая выемка близ станции Джелантунь
5. Обстрел советского бронепоезда на КВЖД, 1929 г.
6. Красноармейцы с трофейными китайскими знамёнами. Конфликт на КВЖД, 1929 г.
7. Шашка по типу казачьей кавказской обр. 1913 года - подарок Блюхеру от советских рабочих за победу на КВЖД // Экспозиция ЦМВС РФ
8. Трофейный китайский горн. Конфликт на КВЖД, 1929 г // Экспозиция ЦМВС РФ
9. В зале №7 нашего музея. В центре – витрина с материалами по конфликту на КВЖД 1929 г.

Комментарии

  • 27 мар 18:00
    Блин! Полный дебилизм! Перевожу текст автора на Русский язык: Царь ,от нечего делать за 4 года ( напомню СССР Бам -10 лет) построил КВЖД, уточню для смеха ,БЕСПЛАТНО, на чужой территории!!! Через 8 лет Царь от нечего делать, построил ещё одну дорогу, уже по своей территории. Для сравнения если бы В В.Путин, сегодня за свой счёт, построил Ж.Д. в Индию,или Египет.....и потом подарил ее.......