БАТ-2 – редкая машина на вооружении ПМР

В рамках рубрики «Оружие» мы рассказываем про военную технику, а основной акцент делаем на такие образцы вооружения, которые имеются на вооружении армии Приднестровья или встречаются в нашем регионе. И в рамках рубрики, мы стараемся чередовать боевую технику и инженерную или вспомогательную технику, которая есть на вооружении нашей армии.


23 февраля, вероятнее всего, предпочтительнее было бы рассказать про боевую технику, однако в прошлом выпуске мы рассказывали про С2Т – уникальную реактивную систему залпового огня приднестровского производства. Поэтому этот выпуск мы посвятим редкой инженерной машине, которая имеется на вооружении армии Приднестровья – БАТ-2.
РСЗО С2Т, Приднестровье

О том, что на вооружении армии ПМР имеется инженерная машина БАТ-2, я узнал из стоп-кадра новостного сюжета приднестровского телеканала про помощь военных в расчистке дорог Приднестровья в один из снегопадов. И сначала я просто не поверил, что столь редкая техника не просто есть на вооружении Приднестровья, но еще и находится в рабочем состоянии.
БАТ-2, ВС Приднестровья

Дело в том, что ни в одном русскоязычном источнике информации мне не попадалось данных о том, что БАТ-2 состоит на вооружении армии ПМР. Эта машина поступила на вооружение ВС СССР лишь в 1987 году, а ее поставки в советскую армию начались лишь в 1988 году и до развала СССР было сделано лишь небольшая партия БАТ-2.
Инженерная машина БАТ-2 ни разу не попадалась мне на выставках бронетехники в Тирасполе. Также я никогда не видел БАТ-2 на фотографиях от министерства обороны ПМР. А на этих фотографиях от МО ПМР можно увидеть самые разные инженерные машины нашей армии, которые никогда не показывают на параде или выставках бронетехники.
Инженерная техника ВС Приднестровья

Позже я нашел сам видеоролик и сомнения рассеялись – это был именно БАТ-2, и работал он действительно на дорогах Приднестровья, по которым я проезжал неоднократно. С тех пор он еще не раз попадал в подобные сюжеты нашего телевидения, а последний раз БАТ-2 засветился в новостном сюжете в ноябре 2023 года, когда он участвовал в очистке дорог от снега.
БАТ-2, ВС Приднестровья

БАТ-2 расшифровывается как «бульдозер на артиллерийском тягаче - 2 модель». Его разработка была начата в конце 70-х годов в отделе №61 конструкторского бюро имени А. А. Морозова (Харьковское КБ машиностроения). На стадии разработки проект имел индекс «изделие 454», а руководил проектом главный конструктор отдела П. И. Сагир.
Путепрокладчик БАТ-2

Как уже говорилось выше, путепрокладчик БАТ-2 был принят на вооружение в 1987 году. Его производство было налажено на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева. В армии СССР новый БАТ-2 должен был заменить путепрокладчик БАТ-М, созданный на шасси артиллерийского гусеничного тягача АТ-Т.
Путепрокладчик БАТ-М

Основное предназначение путепрокладчика БАТ-2 – это выполнение в зоне боевых действий в звене дивизия-армия работ по прокладке колонных путей, подготовки и содержание войсковых дорог. В том числе продольное и поперечное планирование дорог, прокладка путей по косогорам, отрывка кюветов, очистка дорог и колонных путей от снега, кустарника, различных обломков и предметов, препятствующих движению, оборудование съездов в обрывах и крутых местах, засыпка противотанковых рвов, воронок, траншей, канав, рыхление мерзлых грунтов, грузоподъёмные работы.
Путепрокладчик БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2 создан на базе тяжелого многоцелевого транспортера-тягача МТ-Т (Изделие 429АМ), который выпускался на Харьковском машиностроительном заводе с 1979 года. Ходовая часть тягача МТ-Т унифицирована с танком Т-64.
Тяжелый тягач МТ-Т

Инженерная машина БАТ-2 имеет цельносварной небронированный корпус с люками в днище и крыше для доступа к агрегатам и технического обслуживания. В передней части БАТ-2 расположена герметичная кабина экипажа с улучшенной звукоизоляцией. Экипаж путепрокладчика – 2 человека. Но в отличие от своего предшественника БАТ-М, новая модель имеет в кабине дополнительные 6 мест для перевозки саперного отделения или десанта.
Другие машины на шасси тягача МТ-Т

Кабина БАТ-2 оснащена танковой радиостанцией Р-123М, танковым переговорным устройством, системой обогрева от базового двигателя, баком для питьевой воды, аптечкой, фильтровентиляционным оборудованием. Это позволяло экипажу работать без индивидуальных средств зашиты в условиях химического и бактериологического заражения.
Путепрокладчик БАТ-2

В транспортном положении БАТ-2 имеет длину 9640 мм, ширину 4000 мм, высоту – 3690 мм. Клиренс достигает 425 мм, ширина колеи – 2730 мм. Масса машины без экипажа и имущества – 39,7 тонн. Удельное давление на грунт – 0,8 кг / см2.
Ходовая часть БАТ-2 унифицирована с тягачом МТ-Т и танком Т-64: семь пар опорных катков, четыре пары поддерживающих катков, независимая торсионная подвеска и гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Но в отличие от МТ-Т, на БАТ-2 двигатель расположен сзади, как и ведущие колеса. Главный фрикцион и планетарная передача отсутствует, а вместо них применены две бортовые коробки передач.
Путепрокладчик БАТ-2

Двигатель – 4-тактный V-образный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель В-46-4. Он имеет жидкостное охлаждение, турбонаддув и непосредственный впрыск топлива. Рабочий объем – 38880 см3, масса двигателя – 980 км. Версия В-46-4 на путепрокладчике БАТ-2 двигатель развивает мощность 710 л.с.
Путепрокладчик БАТ-2

Запас топлива – 1746 литров. Расход топлива при движении – 275 л / 100 км и 80 литров на 1 час работы оборудования. Максимальная скорость по шоссе достигает 60 км, по грунтовым дорогам – до 35 км/ч. Запас хода по топливу – 500 км плюс три часа работы оборудования.
Основными элементами оборудования БАТ-2 являются отвал, рыхлитель, лебедка и кран. В рабочем положении длина БАТ-2 увеличивается до 12650 мм, ширина (без учета ширины отвала бульдозера) – 4000 мм, а высота уменьшается до 3340 мм.
Путепрокладчик БАТ-2

Основным рабочим элементом БАТ-2 является собственно бульдозерный отвал. Его крылья могут устанавливаться в одно из трех положений при помощи гидравлики.
В бульдозерном варианте они устанавливаются в одну линию перпендикулярно продольной оси машины. В таком варианте ширина бульдозерного отвала увеличивается до 4,57 метра, а разрабатываемый грунт и предметы перемещаются только вперед. В бульдозерном варианте БАТ-2 может рыть землю.
Путепрокладчик БАТ-2

В двухотвальном варианте крылья отвала отклонены назад. В таком положении БАТ-2 прокладывает колонный путь, очищает дорогу от снега. Ширина отвала в таком положении равна ширине машины – 4,0 м, а разрабатываемый грунт, снег и различные предметы удаляются в обе стороны от машины. Скорость прокладки колонного пути – 6-8 км/ч.
Путепрокладчик БАТ-2

Третье положение отвала – грейдерное. В таком варианте одно крыло отвала направлено назад, а второе – вперед. В таком положении ширина отвала достигает 4,28 метра, а разрабатываемый грунт, снег и другие предметы отбрасываются в одну сторону.
Впереди отвала может опускаться лыжа, которая обеспечивает копирование отвалом рельефа местности и постоянную глубину заглубления. Также при помощи этой лыжи можно удерживать отвал выше уровня земли (например, при очистке от снега дороги с твердым покрытием).
Путепрокладчик БАТ-2

Крановое оборудование обеспечивает перемещение грузов массой до 2 тонн на высоту до 7,46 м (или опускать его на 3,5 метра ниже уровня земли). Крановое оборудование может поворачиваться на 360 градусов, а стрела является телескопической, что позволяет перемещать груз на 7,36 метра по горизонтали не меняя высоту подъема стрелы.
В передней части БАТ-2 имеет лебедка с тяговым усилием 25 тонн. Она заимствована от тягача АТ-Т и имеет длину троса 100 метров.
Путепрокладчик БАТ-2

Путепрокладчик БАТ-2 стал одной из самых последних инженерных машин, разработанных и освоенных в производстве при СССР. И он имеется на вооружении армии Приднестровья.
Оценки машины БАТ-2 противоречивые. К недостаткам новой машины по сравнению с предшественником БАТ-М относят существенно увеличенные габариты и массу БАТ-2, из-за чего его скорость движения осталась небольшой, а на мягких грунтах машина может застревать. К основным достоинствам БАТ-2 относят большую и вместительную кабину.
Путепрокладчик БАТ-2

В Приднестровье и в Украине путепрокладчик БАТ-2 периодически используют для расчистки дорог от снега. Однако эти машины принимают участие в российско-украинской войне обеими сторонами конфликта. В частности, в феврале 2024 года один экземпляр российского БАТ-2 был уничтожен в районе Угледара, где российская сторона пыталась применить БАТ-2 для разминирования местности.
Путепрокладчик БАТ-2, Украина
#оружие #приднестровье #армияПМР #БАТ2 #вооружение #инженернаятехника #СССР
Выпуск №7 про РСЗО С2Т приднестровского производства смотрите здесь
РСЗО С2Т - сделано в Приднестровье 
Выпуск №6 про армейский экскаватор ЭОВ-4421 смотрите здесь ЭОВ-4421 - основной армейский экскаватор 
Заметку про тепловую машину ТМ-59МГ смотрите здесь ТМ-59МГ - "Змей-горыныч" для авианосца 

Комментарии