1985-1995 г. Холст, масло. Размер: 240×180 см. Новая Третьяковка, Москва Органичной частью работ Гелия Коржева являются произведения библейского цикла, над которым художник работал четверть века - с середины 1980-х годов и до конца жизни. Этот грандиозный замысел стал главным делом завершающих лет долгого творческого пути художника. В эту серию входит и картина «Иуда», над которой Коржев работал почти десять лет. Это были годы «перестройки», крушения идеалов, разрушения страны. Время перемен, переоценки привычных ценностей дало немало поводов для размышления о предательстве и цене отступничества. «Иуда» Коржева – образ последнего отчаяния, которому буквально физически невозможно взглянуть в глаза. Художник лишил этой возможности зрителя, как делали многие до него, изображая Иуду со спины или в профиль. Сын погибели, обреченный на предательство и запоздалое раскаяние, лишен лица, буквально – человеческого образа. Коржев часто избегает показывать лицо героев – они закрываются руками, отворачиваются – драматическому жесту, языку тела художник часто доверяет и в изображении «Матери», и в упавшем с высоты «Икаре». «Иуда» – одна из самых сильных, пронзительных работ в цикле. Она находилась в Америке, в частной коллекции и только недавно вернулась в Россию, став важнейшим пополнением собрания Государственной Третьяковской галереи.
Всемирная история
«Иуда», Гелий Михайлович Коржев
1985-1995 г. Холст, масло. Размер: 240×180 см. Новая Третьяковка, Москва
Органичной частью работ Гелия Коржева являются произведения библейского цикла, над которым художник работал четверть века - с середины 1980-х годов и до конца жизни. Этот грандиозный замысел стал главным делом завершающих лет долгого творческого пути художника. В эту серию входит и картина «Иуда», над которой Коржев работал почти десять лет. Это были годы «перестройки», крушения идеалов, разрушения страны. Время перемен, переоценки привычных ценностей дало немало поводов для размышления о предательстве и цене отступничества.
«Иуда» Коржева – образ последнего отчаяния, которому буквально физически невозможно взглянуть в глаза. Художник лишил этой возможности зрителя, как делали многие до него, изображая Иуду со спины или в профиль. Сын погибели, обреченный на предательство и запоздалое раскаяние, лишен лица, буквально – человеческого образа. Коржев часто избегает показывать лицо героев – они закрываются руками, отворачиваются – драматическому жесту, языку тела художник часто доверяет и в изображении «Матери», и в упавшем с высоты «Икаре».
«Иуда» – одна из самых сильных, пронзительных работ в цикле. Она находилась в Америке, в частной коллекции и только недавно вернулась в Россию, став важнейшим пополнением собрания Государственной Третьяковской галереи.