12 мая 1975 года на экраны страны вышел фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова.

Фильм Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» вышел в прокат 12 мая 1975 года.
Действие фильма происходит в июле 1942 года.
На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжёлые оборонительные бои, неся огромные потери.
Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей. Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели…
Не спеша, точно и ёмко рисует режиссёр портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон. Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели. Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.
Сергей Бондарчук начинал свой путь режиссёра экранизацией рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». В 1975 году вышла ещё одна , созданная по роману писателя, — «Они сражались за Родину». Она соединила два начала, свойственные как творчеству Шолохова, так и режиссуре Бондарчука: грандиозные по масштабу народные сцены, прежде всего — батальные с психологически разработанными характерами героев, выделенных из этой среды.
В первых двух частях фильма на экране возникает по-шолоховски густой быт.
Постановщик фильма и его единомышленники оператор Вадим Юсов и художник Феликс Ясюкевич очень просто, но впечатляюще показывают переход солдат с одного рубежа обороны на другой, фрагменты повседневной жизни хутора.
Мельница, дозревающая рожь, хлопоты женщин на скотном дворе и около дома.
Покой, обманчиво умиротворённое и потому несколько замедленное течение жизни…
Но полк, вернее, остатки разбитого полка пришли на этот донской хутор после долгих и мучительно трудных отступлений. Пройденное осталось не столько в деталях вспоминаемых боёв, сколько в эмоциональной, размышляющей памяти. Словно бы выкинув вчерашнее из головы, они разговаривают о куреве, о вкусе родниковой воды, ну и, конечно, о женщинах — с естественной мужской тоской и неотпускающими желаниями…
Но вот Стрельцов (Вячеслав Тихонов) всё же заводит разговор о катастрофе армии, приведшей их сюда — к Дону (а впереди Волга, Сталинград). На его горькие слова откликается Лопахин (Василий) : «А я не вижу оснований, чтобы мне по собачьему обычаю хвост между ног зажимать. Бьют нас? Значит — поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны! Я тебе вот что скажу: ты при мне, пожалуйста, не плачь. Я твоих слёз утирать не буду всё равно».
Стрельцов продолжает своё: «Да я в утешениях не нуждаюсь, дурень. Ты своего красноречия понапрасну не трать. Ты вот лучше скажи мне, когда же, по-твоему, мы научимся воевать?» В ответ — решительное слово Лопахина: «Вот тут вот научимся. Вот в этих вот степях научимся! Я уж, например, дошёл до такого градуса злости, что, плюнь на меня, слюна кипеть будет! Зверею!»
15

Комментарии

  • 12 мая 18:33
    РАЗУЧИЛИСЬ
  • 12 мая 18:38
    Теперь такого фильма не снимут.
  • 12 мая 19:17
    Просто в Родной Стране ,, ничего не делалось,Что необходимо было хорошему люду.Все делалось только для тех кто махал деньгами.Опыт с Запада перенимали,,Но наших Людей голыми руками Не ВзятьПопробуйте
  • 12 мая 19:18
    А фильм Просто прекрасный,,Вот где действительно Русские Люди,,и снимались,,и Снимали.Спасибо
  • 12 мая 23:56
    Снимали отлично те режиссеры, Операторы ,которые прошли это испытание и знали не по наслышке о трагедии той. Смотреть эти фильмы не пересмотреть. На них нужно учиться современным постановщикам, а не «поражать» спецэффектами.
  • 13 мая 08:48
    Да уж,на новые версии переснятых фильмов,противно смотреть.....