СЕГОДНЯ ДЕНЬ ЯВЛЕНИЯ ДЖАГАД-ГУРУ ШРИ ШРИМАД БХАКТИСИДДХНАТЫ САРАСВАТИ ТХАКУРА ПРАБХУПАДЫ.

"Прабандхавали" глава 4 (лекция Шрилы Нараяны Госвами Махараджа):
Сегодня мы отмечаем день явления нитья-лила-правишта ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. Сегодня – панчами, он ушел в панчами и явился в панчами.
Шрила Прабхупада родился в семье Бхактивиноды Тхакура, вечного спутника Шри Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху. Подобно мудрецу Бхагиратхе, некогда призвавшему на Землю священную Гангу, великий Бхактивинода Тхакур открыл путь потоку бхакти в современную эпоху. Он пришел, когда так называемые госва ми, погрузившись в мирские удовольствия, превратили бхакти в предмет торговли, когда, прикрываясь именем Махапрабху, Индию наводнили последователи ложных учений – сакхи-беки, смарта-джати, сахаджии и другие.
К счастью, у Бхактивиноды Тхакура появился сын, Бимал Прасад, будущий Шрила Прабхупада. Не будь этих двух великих личностей, в мире сегодня не существовало бы шуддха-бхакти. С их уходом общество стало возвращаться в преж нее состояние. Поначалу было тринадцать сект сахаджиев. Позже наш Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госва ми, насчитал их тридцать девять. Сколько же их сейчас неизвестно никому.
Я также вижу печальные перемены. Какими отреченными были преданные раньше! Во времена Прабхупады вайшнавы жили очень просто: ели только шак, рис и жидкий дал, не надевали носки и не облачались в такие свитера и чадары, как мы. Они носили лишь поношенные дхоти и курты и дешевые шерстяные чадары, в которых приходили холодным утром на мангала-арати. А разве так живем мы? Я и себя имею ввиду. Их знание, отречение и понимание были несравненно выше наших.
Период времени после ухода Вишванатхи Чакраварти Тхакура и до явления Бхактивиноды Тхакура был для Гаудия-вайшнавизма веком тьмы. Редко можно было встретить истинного вайшнава, погруженного в бхаджан. В основном так называемые вайшнавы лишь совершали ритуалы за плату, как это происходит порой и в наши дни.
Люди нанимали гаудия-бабаджи для пения церемониальных киртанов по случаю смерти близких и проведения других обрядов. Их поведение зачастую было безнравственным. Видя это, Бхактивинода Тхакур очень беспокоился. «Разве эти люди вайшнавы? – размышлял он. – Учение Махапрабху почти утеряно.
Как его возродить?» Он прилагал все силы, но при жизни так и не смог в полной мере добиться того, к чему стремился. Он шел из города в город, из деревни в деревню и открывал намахатты. В каждой деревне он собирал четыре-пять религиозных людей, которые становились основой об щины, и проводил воскресные проповеднические программы. Движение постепенно разрасталось, но в итоге ограничилось лишь территориями Навадвипы, Калькутты и некоторыми другими областями Бенгалии.
Бхактивинода Тхакур издавал журнал «Садджана - тошани», и на его страницах публиковал «Чайтанья-чаритамриту» и другие книги. Так он объединил вокруг себя группу преданных и явил в своих произведениях величие Навадвипа-дхамы, несмотря на то, что ученые-материалисты и сахаджии не признавали его взглядов.
Поскольку Бхактивинода Тхакур был окружным судьей, ему по долгу службы часто приходилось переезжать с места на место, но он никогда не расставался с «Бхакти-расамрита-синдху» и «Чайтанья-чаритамритой» и объяснял подросшему Бималу Прасаду, который родился в Пури, их смысл. Так Прабхупада получил от отца множество бесценных наставлений. Однако мы должны понимать, что Прабхупада – вечно освобожденная душа, и никто в мире не может сравниться с ним. Даже не посещая школу, он очень быстро ос воил все предметы и стал выдающимся знатоком санскрита. Его английский, так же, как и бенгали, был настолько возвышен, что даже профессора и ученые с трудом понимали написанные им тексты.
Образованные западные преданные признавались мне, что, читая его комментарии к «Брахма-самхите», вынуждены были постоянно заглядывать в словарь. Он считал, что духовную литературу не стоит писать слишком простым языком. Если человек будет общаться с вайшнавами, то по мере своего духовного роста он начнет понимать духовный язык.
В возрасте семи-восьми лет Бимал уже поклонялся Божеству Курмадева, и Бхактивинода Тхакур дал сыну маха-мантру и мантры для проведения пуджи. А когда Прабхупаде было восемнадцать лет, бенгальские астрономы присвоили ему титул Сарасвати. Поступив в университет, он вскоре оставил учебу, так как постоянно спорил с профессорами: «Вы меня будете учить или я – вас?»
Обеспокоенные отец и родственники решили поселить Прабхупаду в Пури в Сатасана ашраме, где регу лярно собирались преданные. Раньше там жили Сварупа Дамодара и Рагхунатха дас Госвами. Сейчас на этом месте находится Матх Шрилы Сиддханти Махараджа. Прабхупада стал читать там «Чайтанья-чаритамриту», но некоторые бабаджи, жившие в ашраме и считавшие себя расика-вайшнавами, не приняли его объяснений и невзлюбили его. Тогда Бхактивинода Тхакур забрал юношу оттуда и поручил ему обучать царского сына из Трипуры.
У Прабхупады была обширная библиотека вайшнавской литературы. Тщательно изучив ее, он представил учение вайшнавов царскому сыну таким образом, что мальчик вскоре стал носить тилаку и повторять на четках святое имя. Вкус к хари-катхе затмил в его жизни все другие интересы, и он стал рав нодушен к мирским развлечениям.
Царицу это привело в сильное раздражение, и она обратиться к супругу: «Какой прок от такого наследника? Что будет после нашей кончины? Кто станет совершать подношения нашим душам? Он отречется от мира, и все наши усилия пропадут даром! Поскорее избавься от этого учителя! Дай ему четыреста рупий и пусть уходит! Нам нужен сын, а не деньги». Тогда, сто лет назад, это была огромная сумма.
Царица постоянно донимала супруга, и в конце концов он был вынужден смиренно обратиться к Бхактивиноде: «К несчастью, неко торые члены моей семьи неблагосклонны к вашему сыну. Они боятся, что наш мальчик встанет на путь бхакти и примет отречение от мира. Однако со своей стороны я считаю встречу с такой личностью, как он, великой удачей, и благодарен ему за помощь в обучении сына. Но не все понимают это». Царь предложил деньги Бхактивиноде Тхакуру, но тот отказался от них, и они покинули царский дворец.
Вскоре отец Прабхупады открыл гомеопатическую аптеку, но она оказалась убыточной. «В конце концов, никто не заставлял меня заниматься этим», – подумал Бхактивинода Тхакур и, отправившись в Маяпур, купил там немного земли. Открыв место явления Махапрабху, он установил там Божества Гауры, Вишнуприи, Лакшмиприи и небольшие мурти Радхи-Кришны.
После ухода своего отца в нитья-лилу Прабхупада был полон решимости начать проводить Навадвипа-дхама-парикраму, которую Бхактивинода Тхакур описал в книге «Навадвипа-махатмья». Для того, чтобы привлечь людей, он пригласил самых лучших киртаниев, установил огромный тент, и, когда на парикраму собрались тысячи людей, началась катха о шуддха-бхагавад-бхакти».
продолжение в книге «Прабандхавали» глава 4

Комментарии

Комментариев нет.