"КОНОПЛЯРИЦА" И ДРУГИЕ ОБРЯДЫ НА МАСЛЕНИЦУ

С масленицей был связан целый комплекс обрядов, направленных на получение обильного урожая конопли, на стимулирование её роста.
Проводились игры и ритуальные танцы с высокими прыжками и подскоками "на высокий лён и коноплю". У поляков медведь-ряженый ходил по домам и танцевал с хозяйкой или дочерью хозяев, чтобы конопля выросла высокой. Считалось, что в доме, где не танцевали с "медведем", не уродится конопля и лён (Моравия, Словакия, Валахия). Кроме того, ряженые дзяды (деды) обхводили всю деревню, их одаривали, иначе не уродилась бы конопля (Польша); ряженые "Дед" и "Баба" обходили дома, играя на кувшине, на котором натянуты струны из конопли, смычком из конопли - полагали, что конопля от такой игры будет хорошо расти. Этот обход совершался в среду; женщины пели песню о льне и конопле, стараясь подпрыгнуть как можно выше, чтобы лён и конопля выросли большими.

У чехов подскоки считаются обязательным элементом постовых танцев, подпрыгивая, девушки говорили: "Ради льна, ради конопельки", на масленицу, танцуя с "медведем", - "Это будет для конопли, это будет для льна".

В Словакии во время масленичных обходов парни втыкали вертел в потолок и танцевали под ним с хозяйкой или с её дочерью (в некоторых местах должны были танцевать все) для урожая конопли и льна. Пастухи ходили по домам и подскакивали с вертелом, чтобы у хозяйки была высокая конопля. Маленькие мальчики ходили "скакать на коноплю" - хозяева одаривали того, кто прыгнул выше всех. Женщины и девушки во время масленицы распускали косы и тянули друг друга за волосы.

В некоторых селах моравско-словацкого пограничья в масленичное воскресенье молодёжь ходила в конопляных рубашках. На Вологодчине "жгли бабку" - горящую костру от конопли, подбрасывали кверху, а потом прыгали по ней босыми ногами, приговаривая: "Бабка, бабка, дай рубашку, бабка, бабка, дай штаны".

На сербской этнической территории, в Шумадии, зафиксированы масленичные игры, называемые "Сеяние конопли" или "Коноплярица". Участвуют одни мужчины, и «коноплярицу», т. е. женщину, возделывающую коноплю, изображает тоже мужчина. Участники изображают обработку конопляного поля — пашут, сеют, а когда конопля подрастет, «коноплярица» охраняет ее от птиц. Остальные изображают прохожих, которые заговаривают с коноплярицей, а затем имитируют с ней половой акт. Забеременевшая коноплярица «рожает» мальчика, а присутствующие судят о том, на кого он похож. Ряженый попом крестит его, а обнаруженного «отца» посыпают золой.

Источник: Толстая С.М. "Житие" растений и предметов // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Комментарии

Комментариев нет.