Комментарии
- 24 мар 2020 20:22Николaй Андрeeв
- 24 мар 2020 23:35Наталия Сысоева ( Краснокутская)Мой любимый зал в Эрмитаже.
- 25 мар 2020 10:33Галина Нетягина( Четверикова)И кто-то смеет называть Россию страной медведей?Приезжайте и полюбуйтесь красотой природы и произведений искусства!!!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Государственный Эрмитаж
ПАВИЛЬОННЫЙ ЗАЛ.
Необычный по архитектурному решению и убранству, светлый и праздничный Павильонный зал для многих из нас — один из символов Эрмитажа.
Его создал в 1850-х гг. Андрей Иванович Штакеншнейдер; он, как рассказывает Татьяна Михайловна Соколова в известной книжке «Здания и залы Эрмитажа» (1973), «…снял перегородки между устроенными здесь Фельтеном центральным залом, зимним садом, столовой с подъёмным столом и кабинетами. Образовалось просторное и светлое помещение с двумя рядами окон, выходящих на север и на юг. Окна полуциркульной формы Штакеншнейдер обработал аркатурой, опирающейся на стройные каннелированные колонны из белого мрамора. Вместо перегородок появились аркады со свободно стоящими беломраморными колоннами».
Стены зала украшены пилястрами, между которыми — то ниши со скульптурами, то живописные медальоны, то окна, за которыми открывается огромный невский простор с севера и перспектива Висячего сада с юга. Четыре стенных фонтана напоминают о воспетом Пушкиным «Фонтане слёз» в Бахчисарайском дворце; после недавней реставрации их струи, тихо журча, вновь медленно переливаются из одной мраморной раковины в другую…
А кто не мечтал хоть раз подняться по узкой лестнице из белого мрамора на галерею, где на небольшие колонны опираются лёгкие арки верхнего яруса? Кажется, что чем выше поднимаешься — тем богаче и разнообразнее декор. Решётка пролётов балкона составлена из золочёных звёзд, в подражание мавританским орнаментам. Аркады, капители, потолок — всё покрыто изящной лепкой. Восточные мотивы переплетаются здесь с классицистическими розетками и пальметками, готической лозой, ренессансными плетёнками, завитками и амурами. Где-то белизну орнамента оттеняет золочёный фон; где-то, наоборот, золотые узоры свободно бегут по белым стенам. Причудливую, лёгкую архитектуру зала подчёркивает игра света от хрустальных люстр, созданных французскими мастерами.
У окон в Висячий сад на полу — мозаика со сценами из античной мифологии, уменьшенная вдвое реплика мозаичного пола, найденного в 1780 году при раскопках древних терм города Окрикулума (ныне Отриколи) близ Рима. Её изготовили в 1847-1851 годах в Риме русские мозаичисты Петербургской Академии художеств В.Е. Раев, И.С. Шаповалов, С.Ф. Фёдоров и Е.Г. Солнцев — изготовили так, что несведущему посетителю она сперва кажется подлинно античной. С мозаикой на полу соперничают прекрасные образцы итальянских и русских мозаичных столов. Здесь же, подле северной стены, ныне установлены и знаменитые часы «Павлин» работы английского мастера Д. Кокса, с конца XVIII века украшавшие различные залы дворцового комплекса.
Один из первых отзывов о своей работе А.И. Штакеншнейдер получил от своей девятнадцатилетней дочери. «На днях водил нас папа́ в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо как хороша! Не жаль, что драгоценное богатство материала попало в руки художника; художник блистательно воспользовался им» — писала Елена Андреевна в своём дневнике 24 апреля 1856 г. А Флориан Жиль, неформальный директор Эрмитажа до официального введения такой должности, указывал в путеводителе 1861 г.: «Постройка прекрасная, в малом виде заключающая в себе то, что, кажется, отныне может называться стилем XIX века…». Прошедшие полтора века подтвердили, что Андрей Иванович Штакеншнейдер создал безусловный шедевр "стиля XIX века" – стиля эклектика.