Павильонный зал

Публикуемый материал посвящён памяти Людмилы Николаевны Воронихиной (1926–2023), чьё имя — история и легенда Эрмитажа. Более семи десятилетий она работала в музее, став наставником нескольких поколений сотрудников. Особое место в архиве Людмилы Николаевны занимают работы по истории Эрмитажа. Одна из них.
Павильонный зал расположен в здании, с которым связано рождение и название всемирно известного музея. Малый Эрмитаж действительно невелик. Он состоит из двух павильонов — Северного и Южного, и двух галерей, обрамляющих Висячий сад. Строительство этого здания шло по мере поступления высочайших распоряжений и заняло десять лет — с 1764 по 1775 год.
Началось строительство с южной части Висячего сада. В мае 1763 года из Москвы, где находилась Екатерина II по случаю коронации, был прислан черновой проект, составленный именитым французским архитектором Жан-Батистом Валлен- Деламотом. Главному архитектору Юрию Фельтену было предписано завершить проект и приступить
к сооружению, а вскоре последовало новое распоряжение о возведении «на саде покоев» — Южного павильона, связанного переходом с личными покоями императрицы в Зимнем дворце.
Висячий сад был любимым местом прогулок Екатерины II. Редкостные растительные красоты сочетались в нём с декоративной скульптурой, и создавался он как произведение искусства, столь же драгоценное, как сокровища коллекций императрицы. Зимой в саду устраивали ледяные катальные горки, пускали фейерверки. А все теплолюбивые растения переносили в Оранжерею, расположенную в Северном павильоне, который был задуман именно как Оранжерейный дом. Но во время строительства, начатого в 1767 году, Екатерина II распорядилась о создании в нём Эрмитажа, наподобие царскосельского, «чтобы два стола один за другим выходить могли».
Первое празднество в «Ламотовом» (по имени архитектора Деламота) павильоне состоялось в 1769 году. Центр постройки занимал Парадный зал, из которого через огромные застеклённые проёмы были видны красоты Зимнего сада (Оранжереи), примыкавшего к Висячему саду.
В одном из четырёх смежных с залом небольших кабинетов—«угол́ьной комнате», занимавшей угол, обращённый к Неве и Зимней канавке, находился собственно Эрмитаж. Здесь всякие церемонии были изгнаны, прислуга отсутствовала, ужины подавали на подъёмных столах. Графиня Головина, фрейлина Екатерины II, вспоминала: «Тарелки спускались по шнурку, приделанному к столу. Перед тарелками лежала грифельная доска с грифелем, на которой отмечали желаемой кушанье. Тянули за шнурок, и через некоторое время тарелки возвращались с потребованным блюдом». Императрица составила шутливые правила для приглашённых: в них, в частности, предписывалось: «оставлять у дверей все чины, шляпы, а наипаче — шпаги», «садиться, стоять, ходить кто как за благо рассудит», «кушать сладко, а пить умеренно, дабы всякий мог найти свои ноги выходя из дверей». Доска с правилами была помещена у двери одной из галерей, возведённых вдоль сада архитектором Фельтеном к 1775 году. Они предназначались для размещения растущих коллекций: приобретя в 1764 году первое собрание картин, Екатерина II одну за другой делала крупные сенсационные покупки, ставящие Эрмитаж в число важнейших и крупнейших музеев Европы.
В середине XIX века в Малом Эрмитаже (Малым он стал после постройки Большого и Нового Эрмитажей) проводились работы, связанные с технической реконструкцией и ремонтом. Обновление Северного павильона поручили архитектору Андрею Штакеншнейдеру, который перенёс Оранжерею на территорию Висячего сада. На месте стен екатерининского времени, деливших пространство на парадный зал, кабинеты и Оранжерею, появились стройные беломраморные аркады, и произошло чудо — новое пространственное решение сделало зал лёгким и воздушным. Идущие от пола огромные «французские» окна связали его с просторами Невы и красотами сада. Золочение ажурных решёток, белый лепной декор на золочёном фоне аркады и потолка, множество люстр, в подвесках которых играет свет, придали залу праздничный вид.
Выдающийся представитель эпохи эклектики Штакеншнейдер вдохновлялся искусством разных стилевых направлений. Здесь явно господствуют элементы декора итальянского Ренессанса, а также классицизма, но они претерпевают значительные изменения, рождая новый художественный образ. Так четыре фонтана на стенах около садовых окон увенчаны античными фронтонами, а «слёзы» капающей воды вызывают в памяти совершенно непохожий на них Бахчисарайский фонтан. Словно спрятанная в стене массивная мраморная лестница может напомнить о совсем другой, деревянной лестнице, ведущей в галереи Бахчисарайского дворца. Эти ассоциации создают ощущение восточной экзотики и сказочности в облике Павильонного зала — одного из шедевров петербургской архитектуры XIX века.
А что такое эрмитаж?
Изначально французское слово «эрмитаж» (hermitage) означало «хижина отшельника». В XVIII веке в Западной Европе так называли декоративные парковые павильоны. В России, начиная с Петра I, сложилась традиция называть «эрмитажами» дворцовые парковые павильоны с подъёмными столами и креслами, предназначенные для неофициального времяпрепровождения двора, для обедов без присутствия слуг. У самого Петра I Эрмитаж был в Петергофе, а Елизавета приказала подобный построить в Царском Селе.

Павильонный зал - 981572887897

Комментарии