Парадная, Посольская, Иорданская...

Парадная, Посольская, Иорданская... - 984952258393

Театр начинается в вешалки. А с чего начинается дворец? С лестницы. С Парадной лестницы.
Когда российская императрица Елизавета Петровна поручила Франческо Бартоломео Растрелли строительство столичной зимней резиденции, которая должна была стать одной из самых грандиозных и роскошных, передним встала сложнейшая задача. К началу 1750-х годов Растрелли был известным зодчим стиля барокко. Он уже создал Большой Петергофский дворец и занимался перестройкой Екатерининского дворца в Царском Селе. Зимний дворец был возведён достаточно быстро: от основного проекта 1754 года до завершения строительства прошло всего 8 лет.
Парадная лестница — это первое пространство, которое должно было захватывать внимание и поражать самую требовательную публику — иностранных правителей и аристократов, видевших самые знаменитые дворцы мира. Она должна соответствовать образу Российской империи — крупнейшей империи в мире. И Растрелли создаёт грандиозное пространство высотой 22 метра, что приблизительно сопоставимо с высотой современного семиэтажного дома.
Однако увидеть всю Парадную лестницу можно не сразу. Войдя во дворец, мы проходим по Иорданской галерее, разделённой — подобно нефам в храме — на три части рядами колонн, к освещённому небольшому пространству, к которому ведут несколько ступеней. Там, в полукруглой нише, располагается скульптура «Правосудие» Альвизе Тальяпьетра.
А когда оказываешься на первом марше, внезапно происходит чудо: перед изумлённым взором открывается фантастическое, головокружительное зрелище сияющего светом и блеском единого архитектурного объёма, охватывающего три этажа дворца.
Растрелли, гений барокко, использовал в убранстве белый и бело-розовый мрамор, золочёную лепнину и многочисленные зеркала, которые иллюзорно расширяли пространство, де сливались воедино реальные и отражённые декоративные элементы.
Из больших окон лился дневной свет. Вечером лестницу освещали сотни свечей. Великолепное зрелище. Не случайно у прусской принцессы Шарлотты — невесты Николая Павловича, будущей императрицы Александры Фёдоровны, в записанных позднее воспоминаниях о первом своём въезде в Зимний дворец и торжественном прохождении по парадным залам на церковную службу остались только Парадная лестница и Большая церковь. Архитектура Зимнего была фоном блистательной придворной жизни
с балами на тысячи гостей, торжественными обедами и праздничными императорскими выходами. Во дворце был особый аромат. Перед балом лакеи на лестнице и в залах лили придворные духи на раскалённые чугунные совки, чтобы запах распространялся быстро и усиливал впечатление изысканной роскоши.
Убранство дворца воздействовало не только на чувства, но и обращалось к разуму гостей. Оно несло зашифрованное послание. Скульптуры божеств и аллегорических фигур не только украшали стены Парадной лестницы, но и представляли плоды «доброго правления» — Правосудие, Милосердие, Воинскую доблесть и Процветание торговли. Сверху на гостей взирали Олимпийские боги, расположившиеся на великолепном живописном плафоне кисти Гаспаро Дициани. Изображение неба вместо белого потолка усиливало иллюзию безграничного пространства...
Однако увидеть всё это императрице Елизавете Петровне было не суждено. Она умерла незадолго до окончания строительства своей резиденции. И вскоре полноправной хозяйкой дворца становится императрица Екатерина II.
Уже в XVIII веке лестница получает название Посольская, так как по ней поднимались иностранные гости и амбассадоры разных стран.
При русском дворе во все времена уделялось много внимания церемониям. Наиболее роскошной был торжественный выход императора со свитой от Большой церкви Зимнего дворца к Иордани (проруби в виде креста) на Неве в праздник Крещения, чтобы присутствовать при обряде освящения воды. Многолюдная процессия спускалась по ступеням лестницы, которая сменила своё название на Иорданская.
Были в истории дворца и трагические события, затронувшие также Парадную лестницу. 17 декабря 1837 кода страшный пожар практически полностью уничтожил отделку интерьеров резиденции. В спасении её сокровищ — произведений искусства, убранства залов, икон Большой церкви, документов архива — участвовало около 20 тысяч человек из числа гвардейцев и команды гарнизона интендантского ведомства. Многие ценные вещи вернулись на свои места. Спаслось и большинство из почти трёх с половиной тысяч обитателей Зимнего дворца. Иорданская лестница оказалась рядом с эпицентром пожара. Огонь гигантским змеем вырвался из пространства между стеной Фельдмаршальского и Петровского залов и не пощадил Посольскую лестницу. Работы по восстановлению император Николай I возложил на русского архитектора Василия Стасова, который старался как можно точнее воссоздать интерьер Франческо Бартоломео Растрелли. Однако он придал ему более строгий вид, заменив розовый цвет искусственного мрамора (стюка) стен на белый, а колонн — на серый гранит. И вскоре роскошная придворная жизнь вернулась в стены Зимнего дворца и продолжалась до начала ХХ века.
В 1915-1916 годах Иорданская лестница стала больничной, так как вела в лазарет имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. На верхней площадке была приёмная, так как там располагались два входа в Парадную и Невскую анфилады, залы которых превратились в палаты для почти 1000 раненых с фронтов Первой мировой войны.
После Октябрьской революции Посольская лестница становится музейной. Она и сейчас принимает и очаровывает миллионы российских и зарубежных туристов.
Автор — Марина Чекмарёва, методист Научно- просветительного отдела Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения

Комментарии

  • 28 мар 2024 09:43
    СПАСИБО ЗА ЗАМЕТКУ. И, ПРАВДА, ОЩУЩЕНИЕ ВОСТОРГА И ГРЯДУЩЕГО ПРАЗДНИКА НАЧИНАЕТСЯ ИМЕННО НА ЭТОЙ ЛЕСТНИЦЕ. И ЧТО ЕЩЁ Я ПОДМЕТИЛА: ВСЕГДА И ВЕЗДЕ, В КАЖДОМ ТРУДНОМ МОМЕНТЕ ГОСУДАРСТВА - НАША РУССКАЯ АРМИЯ. И ЗДЕСЬ ТОЖЕ.