«Назвать книгу по истории Эрмитажа “Культура как скандал” могли только отважные люди. Такие как Джеральдин Норман, британская журналистка, много лет посвятившая работе с Эрмитажем, и Михаил Пиотровский, более тридцати лет возглавляющий этот легендарный российский музей. Прежде всего потому, что название книги вполне отвечает её содержанию» (специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой в «Российской газете» от 27 июня 2023 года).
1 октября 2024 года в культовом лондонском клубе Colony Room Green состоится представление английского варианта книги Джеральдин Норман и Михаила Пиотровского «Культура как скандал. Эрмитажная история» (М., 2023), изданного через систему Amazon.
Выход в свет самой откровенной книги о музеях на английском языке прокомментировал один из её авторов, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский:
«Эрмитаж начинался со скандала: лучшие художественные коллекции Европы переезжали к “дикарям”, в покрытую льдами глушь. Сегодня скандал — общепринятая форма выпуклого восприятия обществом событий, в том числе и в сфере музейной жизни. Без скандала публика плохо воспринимает значение выставки, теории, новое здание музея. Она ищет скандал даже там, где его нет. Сейчас пришло время, когда скандалы планируются не только ради пиара, но и просто как средство донести мысль. Есть уже и исследования скандалов как явления культуры.
Это контекст, в котором мы решили написать такую книгу. Она — многократный вызов. Публике-обществу, которому без скандалов не интересно. Публике-СМИ, которые во всем ищут негативное. Это вызов мировому музейному сообществу, которое старается возникающие скандалы прикрывать, оказываясь в результате уязвимой жертвой. Это вызов и тем, кто видит в музейных событиях (от атрибуции до кражи) только одну возможность оценки. И это вызов самим себе, вызов разнице менталитетов.
На протяжении нескольких веков мы наблюдаем когнитивный диссонанс между британским и русским подходами к событиям и явлениям. Он реален даже тогда, когда строится на полном доброжелательстве. Джеральдин Норман давний друг и биограф Эрмитажа, но она англичанка. Михаил Пиотровский шовинистически предан музею, но привык и приучил других к атмосфере открытости вокруг Эрмитажа. И рассказ ведётся в два голоса. Это получается интригующе.
И, наконец, последний вызов — политический. Книга была написана по-английски, прекрасно подготовлена к печати, была назначена дата выпуска в Лондоне — июнь 2022 года, — магазины и цена. И тут случилась СВО России на Украине. Издательство информировало авторов, что публикации не будет. Одно из лучших издательств России — СЛОВО — выпустило книгу по-русски с новым послесловием. Сегодня уже этот вариант опубликован в Amazon».
Комментарий Джеральдин Норман к англоязычному изданию книги:
«Государственный Эрмитаж — один из величайших музеев мира с более чем трёхсотлетней историей. Книга рассказывает о недавних скандалах на фоне скандалов прошлых лет, возникавших с момента основания музея Екатериной Великой в 1764 году. Писать о скандалах вместо того, чтобы замалчивать их, –– более чем необычное решение для директора такого великого музея. Пользу из этих откровенных рассказов могут почерпнуть руководители других музеев, которые сталкиваются с похожими проблемами в своей работе.
Соавторство Михаила Пиотровского и Джеральдин Норман подчёркивает разницу между российским и британским взглядом на жизнь. Михаил Пиотровский, который в роли генерального директора музея был непосредственным участником множества скандалов, позволяет читателю под необычным и очень увлекательным ракурсом посмотреть на описываемые события. Как и подобает профессиональному и опытному журналисту, Джеральдин Норман в книге выступает в роли наблюдателя и комментатора, фиксируя ход беседы.
Вместе они обсуждают самые разные темы: кражи, реституции, коррупцию в сфере строительства и закупок, спорные атрибуции и баталии вокруг нового искусства. В каждой из тем рассказ о недавнем скандале сопровождается примером скандала из истории императорского музея, основанного в XVIII веке. Самый первый из них даже старше музея: в 1719 году Пётр I приобрёл греческую статую II века, изображавшую обнажённую женщину в натуральную величину. Статуя занимала заметное место во дворце императорской резиденции и своим видом шокировала современников.
Книга должна была выйти в 2022 году, однако издательство Lund Humphries отменило публикацию на фоне конфликта на Украине, полностью выплатив авторам аванс и отказавшись от имущественных прав. Сейчас книга доступна на Amazon. Сам факт её публикации — подходящее дополнение к главе “Эрмитаж открывается миру”: она посвящена тому, как профессор Пиотровский на протяжении первых 20 лет в роли генерального директора налаживал связи музея с другими странами. За это время появились центры-спутники за рубежом и Фонды друзей Эрмитажа, в том числе недолго просуществовавшие “Эрмитажные комнаты” в лондонском Сомерсет-Хаусе, директором которых была Джеральдин Норман. В послесловии к новой книге Михаил Пиотровский описывает разрыв этих связей и то, как музей несмотря ни на что продолжает выполнять свою культурную миссию».
Русское издание вышло в свет в 2023 году, а спустя почти два с половиной года после отмены публикации книги на Западе книга Culture as Scandal: The Hermitage story всё-таки стала доступна англоязычной публике. Книгу можно заказать на сайте Amazon Books.
Государственный Эрмитаж
«Культура как скандал» вышла в свет в Лондоне
«Назвать книгу по истории Эрмитажа “Культура как скандал” могли только отважные люди. Такие как Джеральдин Норман, британская журналистка, много лет посвятившая работе с Эрмитажем, и Михаил Пиотровский, более тридцати лет возглавляющий этот легендарный российский музей. Прежде всего потому, что название книги вполне отвечает её содержанию» (специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой в «Российской газете» от 27 июня 2023 года).1 октября 2024 года в культовом лондонском клубе Colony Room Green состоится представление английского варианта книги Джеральдин Норман и Михаила Пиотровского «Культура как скандал. Эрмитажная история» (М., 2023), изданного через систему Amazon.
Выход в свет самой откровенной книги о музеях на английском языке прокомментировал один из её авторов, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский:
«Эрмитаж начинался со скандала: лучшие художественные коллекции Европы переезжали к “дикарям”, в покрытую льдами глушь. Сегодня скандал — общепринятая форма выпуклого восприятия обществом событий, в том числе и в сфере музейной жизни. Без скандала публика плохо воспринимает значение выставки, теории, новое здание музея. Она ищет скандал даже там, где его нет. Сейчас пришло время, когда скандалы планируются не только ради пиара, но и просто как средство донести мысль. Есть уже и исследования скандалов как явления культуры.
Это контекст, в котором мы решили написать такую книгу. Она — многократный вызов. Публике-обществу, которому без скандалов не интересно. Публике-СМИ, которые во всем ищут негативное. Это вызов мировому музейному сообществу, которое старается возникающие скандалы прикрывать, оказываясь в результате уязвимой жертвой. Это вызов и тем, кто видит в музейных событиях (от атрибуции до кражи) только одну возможность оценки. И это вызов самим себе, вызов разнице менталитетов.
На протяжении нескольких веков мы наблюдаем когнитивный диссонанс между британским и русским подходами к событиям и явлениям. Он реален даже тогда, когда строится на полном доброжелательстве. Джеральдин Норман давний друг и биограф Эрмитажа, но она англичанка. Михаил Пиотровский шовинистически предан музею, но привык и приучил других к атмосфере открытости вокруг Эрмитажа. И рассказ ведётся в два голоса. Это получается интригующе.
И, наконец, последний вызов — политический. Книга была написана по-английски, прекрасно подготовлена к печати, была назначена дата выпуска в Лондоне — июнь 2022 года, — магазины и цена. И тут случилась СВО России на Украине. Издательство информировало авторов, что публикации не будет. Одно из лучших издательств России — СЛОВО — выпустило книгу по-русски с новым послесловием. Сегодня уже этот вариант опубликован в Amazon».
Комментарий Джеральдин Норман к англоязычному изданию книги:
«Государственный Эрмитаж — один из величайших музеев мира с более чем трёхсотлетней историей. Книга рассказывает о недавних скандалах на фоне скандалов прошлых лет, возникавших с момента основания музея Екатериной Великой в 1764 году. Писать о скандалах вместо того, чтобы замалчивать их, –– более чем необычное решение для директора такого великого музея. Пользу из этих откровенных рассказов могут почерпнуть руководители других музеев, которые сталкиваются с похожими проблемами в своей работе.
Соавторство Михаила Пиотровского и Джеральдин Норман подчёркивает разницу между российским и британским взглядом на жизнь. Михаил Пиотровский, который в роли генерального директора музея был непосредственным участником множества скандалов, позволяет читателю под необычным и очень увлекательным ракурсом посмотреть на описываемые события. Как и подобает профессиональному и опытному журналисту, Джеральдин Норман в книге выступает в роли наблюдателя и комментатора, фиксируя ход беседы.
Вместе они обсуждают самые разные темы: кражи, реституции, коррупцию в сфере строительства и закупок, спорные атрибуции и баталии вокруг нового искусства. В каждой из тем рассказ о недавнем скандале сопровождается примером скандала из истории императорского музея, основанного в XVIII веке. Самый первый из них даже старше музея: в 1719 году Пётр I приобрёл греческую статую II века, изображавшую обнажённую женщину в натуральную величину. Статуя занимала заметное место во дворце императорской резиденции и своим видом шокировала современников.
Книга должна была выйти в 2022 году, однако издательство Lund Humphries отменило публикацию на фоне конфликта на Украине, полностью выплатив авторам аванс и отказавшись от имущественных прав. Сейчас книга доступна на Amazon. Сам факт её публикации — подходящее дополнение к главе “Эрмитаж открывается миру”: она посвящена тому, как профессор Пиотровский на протяжении первых 20 лет в роли генерального директора налаживал связи музея с другими странами. За это время появились центры-спутники за рубежом и Фонды друзей Эрмитажа, в том числе недолго просуществовавшие “Эрмитажные комнаты” в лондонском Сомерсет-Хаусе, директором которых была Джеральдин Норман. В послесловии к новой книге Михаил Пиотровский описывает разрыв этих связей и то, как музей несмотря ни на что продолжает выполнять свою культурную миссию».
Русское издание вышло в свет в 2023 году, а спустя почти два с половиной года после отмены публикации книги на Западе книга Culture as Scandal: The Hermitage story всё-таки стала доступна англоязычной публике. Книгу можно заказать на сайте Amazon Books.