​​Когда русские доросли до «Недоросли»

Общество требует баланса, имперское – в особенности. Образованные люди нужны постоянно – армия, флот, госаппарат потребляет их десятками тысяч. Но человек образованный ощущает себя иначе, мыслит, сопоставляет – до крамолы недалеко. Поэтому курс любого правительства – маятник «разрешить/запретить» – то в ту крайность, то в эту.
Екатерина II радела о чести России. В своих «допугачевских» взглядах она была близка к деятелям французского Просвещения. Она понимала: Россия войдет в семью европейских народов, переняв и переработав их культуру. 18 век на дворе, а у России ни театра, ни писателей – срам для державы, претендующей на лидерство.
Денис Фонвизин всем был хорош, но без Екатерины (вернее, братьев Орловых) его «Недоросль» никогда бы свет не увидела. Комедия создавалась в течение 3 лет, в качестве персонажей использовались реальные прототипы. Произведение имело успех, фразы из него ушли в народ, а пьеса входит в десятку самых популярных по сей день.
Империи рушатся, когда элита забывает о своем долге перед престолом, а простой народ смотрит на разложение верхов и следует их примеру. Разумный правитель видит пороки окружающих и выжигает их – показывает публично «что есть хорошо, что есть плохо».
Храбрость Екатерины, не боящейся острой сатиры, плюс буйный гений Фонвизина позволили создать произведение на века. Прочтите его, отряхните от шелухи устаревших словечек и форм – и оно засияет подобно звезде. Прошли века – ничего не изменилось.

Комментарии