Красная горка и Антипасха: что мы отмечаем 23 апреля, и причем тут неверующий Фома

Считается, что с воскресенья Антипасхи весна окончательно вступает в свои права
Первое воскресенье после Пасхи — праздник с непривычным для многих названием — "Антипасха". Второе имя этого дня — "Фомино воскресенье" — уже понятней: воскресенье в честь Фомы. Кажется, он был неверующим? Ну, и третье наименование — "Красная горка" — любимое время венчаний, свадеб. Что же означает первое, церковное имя сегодняшнего праздника — "Антипасха".
В современном понимании приставка "анти" обозначает противоположный. Если антимир — значит, война. Антипод — значит, другой человек, непохожий на того, с кем сравнивают. В случае с Пасхой "анти" обретает иной смысл.
Анти — в переводе с греческого означает "вместо". Антипасха — вместо Пасхи. День — напротив Пасхи. День, в который мы снова окунаемся в святую пасхальную службу и в полной мере вспоминаем Воскресение Христово.
Постоянной даты празднования у Антипасхи нет — праздник привязан к Светлому Воскресению Христову — его отмечают в первое воскресенье после Пасхи. В 2023-м году Антипасха или Красная горка выпадает на 23 апреля.
Первое воскресение после Пасхи получило так много названий из-за обилия религиозных и народных традиций.
Красная горка
На славянских наречиях слово "красный" означает "красивый, цветущий, веселый". Красными называют весну и лето, потому что погода стоит ясная, а природа во всей своей красе.
Красными горками во многих местностях называли возвышенности, на которых народ собирался весной. Красная горка по местоположению и увеселительная по играм означает красивая.
Символизирует праздник возрождение, победу весны над долгой зимой, жизни над смертью. Праздник заключается во встрече и приветствии весны, во всей ее силе и красоте.
В старину считали, что природа в эту пору уже полностью находится во власти яркой цветущей весны, а впереди ждет летняя страда и сбор урожая.
Молодежь ожидала праздник с большим нетерпением, встречая праздничную зарю на красивой возвышенности. Запевала приветствовал восход солнца традиционной песней, а затем пели все хором. В конце, по традиции, оставляли Весне подношение — круглый каравай и крашеное яйцо.
Антипасха
Православная церковь, связав праздник с христианскими событиями, придала ему новый смысл. Приставка "анти" в греческом слове "Антипасха" значит "вместо", а не "против", точнее сказать повторение праздника на восьмой день после Пасхи.
Антипасха — это дополнение к Пасхе, как-никак именно в этот день Церковь начинает совершать таинство бракосочетания после окончания длительного поста.
На Антипасху, по традиции, празднуют огромное количество свадеб, так как свадьба, сыгранная в это воскресенье, как считают в народе, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.
Антипасха впервые упоминается в антиохийских "Апостольских постановлениях", которые датируются примерно 380 годом, а описание Иерусалимского богослужения на Антипасху примерно в 400 году — в "Паломничестве Эгерии".
По действующему Иерусалимскому уставу, богослужение Антипасхи выполняется по чину главных (двунадесятых) праздников, хотя сам день формально к таким праздникам не причислен.
Фомина неделя
Антипасху называют Фоминой неделей в память о чуде уверения апостола Фомы. Словом "неделя", в церковнославянском языке, называется воскресенье — в это время православные должны отдохнуть от мирских дел и посвятить его Богу.
В церквях на Антипасху проводят праздничное богослужение, в ходе которого вспоминают явления Воскресшего Иисуса Христа апостолам.
Одно произошло вечером на Пасху, когда Христа увидели только десять апостолов, среди которых не было Фомы. В другой раз Спаситель явился всем одиннадцати апостолом, в том числе и Фоме, на восьмой день после Пасхи.
По Евангелию, апостол Фома, отсутствующий во время первого явления, не поверил, что Иисус воскрес, поэтому Спаситель явился на восьмой день после своего чудесного воскрешения.
Желание быть уверенным свойственно человеческой природе, поэтому люди часто требуют логических, осязаемых доказательств, как это произошло и с Фомой.
Увидев Христа, Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!", что означало не только веру в Христово Воскресение, но и веру в Него как в Бога. На что Иисус ответил Фоме: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".

Комментарии

Комментариев нет.