«Этот, человек еще долго после войны носил в своем теле два осколка.

Потом ему была сделана операция, и их извлекли. Они хранились в семье, как память о страшном времени и о ратных делах. Рано или поздно, но, наверное, так и должно было получиться: корявые, потускневшие, такие безобидные на ладони, хоть и тяжеловатые, кусочки металла потерялись. Скорее всего, младшие из семьи поиграли ими и подевали куда-то. Не беда, шутит хозяин металла Г.Г. Назаров, во мне еще кое-что с войны осталось, хирурги решили пока не ворошить.
Послевоенная жизнь Г.Г. Назарова тесно увязывается с фабрикой имени Володарского. Он был помощником мастера, мастером, старшим мастером, начальником цеха. В 1975 году его, передового производственника, коммуниста, избирают председателем Вахромеевского сельского Совета народных депутатов. На этом посту трудится по настоящее время.
За дела ратные Геннадий Григорьевич награжден орденом Славы третьей степени, восемью медалями. В канун 40-летия Великой Победы удостоен ветеран ордена Отечественной войны первой степени.
Характерно и примечательно то, что все мужчины в роду Назаровых непосредственно причастны к делу защиты Родины. Кто подоспел по возрасту, воевали в Великую Отечественную, те, что не вышли тогда годами, служили позже, получили военные специальности. Например, старший сын Геннадия Григорьевича Валерий обучен артиллерийскому делу, младший, Александр, породнился с авиацией.
Вот что рассказывает о семье сам Геннадий Григорьевич.
«Когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, мне было около пятнадцати лет. На третий день войны призвали отца. Старший брат Николай заканчивал военно-медицинскую академию. По окончании ее был направлен в действующую армию. Это было в 1943 году. А еще в июле 1941 года добровольцем ушел на фронт следующий брат Анатолий. Участвуя в боях под Москвой десантником, он в декабре 1941 года был ранен. Затем еще дважды получал ранения и инвалидом демобилизовался.
Я был призван в ряды Советской Армии в ноябре 1943 года в возрасте 17 лет. До мая 1944 проходил службу в учебных лагерях, осваивал воинскую специальность пулеметчика. Затем мы отбыли не фронт. Ехали через Москву, Ржев, Великие Луки, Невель и здесь влились в состав Первого Прибалтийского фронта. Наша стрелковая дивизия участвовала в операции «Багратион», за что к ее наименованию добавились слова: «…ордена Суворова второй степени».
Свое первое боевое крещение я получил 23 июня 1944 года в составе третьего батальона нашего стрелкового полка в должности командира пулеметного отделения. Участвовали мы в освобождении г. Витебска. Приходилось форсировать с боями реки, в том числе Западную Двину. Освобождали населенные пункты. За один из боев я был награжден орденом Славы третьей степени. Позднее получил тяжелое ранение и с 8 августа по 16 декабря 1944 года находился на лечении в госпиталях.
В конце декабря 1944 года врачебной комиссией был признан годным к нестроевой службе. Демобилизован в декабре 1950 года.
Получил ранения и старший брат Николай. Но все мы, Назаровы, остались живы.
Вспоминая фронт, прихожу к мысли, что я по-своему счастлив. Ведь мне довелось принять участие в Великой Отечественной войне и вложить в ее Победу свой небольшой ратный труд. За семь лет службы пришлось быть в Германии, Польше, поездить по нашей стране. Я видел с каким вдохновением, энтузиазмом советские люди принялись за восстановление разрушенных городов, сел, народного хозяйства.
Давно отгремел первый салют Победы. А эхо его продолжает звучать в наших сердцах, оно зовет нас к бдительной защите Родины, к укреплению дружбы между народами, к дальнейшим успехам в коммунистическом строительстве.
Примерно об этом говорил я сыновьям, когда они призывались в армию. Об этом говорю как участник войны и как председатель сельского Совета нашим парням, когда провожаю их на военную службу».
Да, Назаровы прочно усвоили завет великого Ленина учиться военному делу настоящим образом.
М. МАТВЕЕВ» («Знамя», 21 мая 1985).


Геннадий Григорьевич НАЗАРОВ

Анатолий Григорьевич НАЗАРОВ

Комментарии