кто хощет идти по Мне, да отвержется себе» (Мф.

 16:24). Пост, соединенный с духовным трезвением, с молитвою и смирением, есть один из видов христианского самоотвержения, тем более угодный Богу, что он напоминает нам о нашей вине пред Ним... СОБЛЮДЕНИЕ УСТАВА О ПОСТЕ /выдержки/:. Поучение в пятницу шестой седмицы Великого поста. В сей день, как воспевает Церковь, совершилась душеполезная Четыредесятница. Четыредесятница так называется потому, что продолжается ровно сорок дней, начиная с понедельника первой седмицы Великого поста до пятницы шестой седмицы. Душеполезною она называется потому, что соединяется с подвигами поста и покаяния, спасительными для тех, которые совершают эти подвиги со смирением, терпением и самоотвержением. Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время Четыредесятницы проводят согласно с уставом церковным и по внешнему поведению, и по внутренним, душевным расположениям. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и Страстную седмицу наши предки. По свидетельству очевидца, в половине семнадцатого века в Москве так была проводима первая седмица Великого поста: «с раннего утра понедельника до среды, в течение трех дней, не бывает у москвичей ни купли, ни продажи, не открывают никаких лавок, ни масляных, ни в особенности таких, где продаются съестные припасы... Равно и все жители в течение ее не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих приходских церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными до истечения пасхальной среды. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного напитка в руках. Особенно строгий надзор бывает за жителями в течение первой недели поста, по средам и пятницам прочих седмиц, на Страстной неделе и в первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, и пьяных бичевали без всякого милосердия и жалости. Царь со своими вельможами имеет обыкновение поститься на Страстной неделе. Тогда он вкушает пищу только вечером в великий четверг по принятии св. Таин, и снова постится до навечерия Пасхи». В наше время примеры столь строгого пощения не часто встречаются. Есть не мало среди нас таких, которые восстают не только против строгого поста, но и вообще против поста, утверждая, что можно угодить Богу и без подвигов поста. Не будем, братие, обращать внимания на врагов поста. Если требует поста Церковь, повелевая нам не только вообще сохранять воздержание в употреблении какой бы ни было пищи, но еще воздерживаться от известного рода снедей, то необходимо слушаться Церкви, а не тех легкомысленных людей, которые и сами не хотят повиноваться Церкви, и других возмущают против нее, следуя в сем случае примеру диавола, который в раю уговорил наших прародителей не слушаться Господа, строго запретившего им вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2:16–17). Они, преступив заповедь Божию, стали на сторону врага Божия (Быт. 3:6). В подобном положении находятся современные нам презрители церковного устава о постах: они стоят на стороне того же самого искусителя, в сети которого уловлены были наши прародители. Цель поста, заповеданного Церковью, состоит в том, чтобы через упражнение в подвигах пощения и говения укрепить нашу волю в послушании Богу и Его святой Церкви, приучить нас к самоотвержению, составляющему необходимое условие последования Христу, ибо Он ясно сказал: «кто хощет идти по Мне, да отвержется себе» (Мф. 16:24). Пост, соединенный с духовным трезвением, с молитвою и смирением, есть один из видов христианского самоотвержения, тем более угодный Богу, что он напоминает нам о нашей вине пред Ним, подобно тому как голодный стол, за который сажают провинившегося школьника, напоминает ему о его вине и предостерегает от повторения ее на будущее время.... (Азбука веры. 26 апреля. Православная библиотека епископ Виссарион (Нечаев) Костромские поучения за 1898 год) 🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏🙏КАКОЕ ЗЛО ПРИЧИНЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПЬЯНСТВО? Кто предается пороку пьянства, тот большею частью забывает все окружающее его. Одно у него на уме, как бы где напиться, одно он назирает, как бы удовлетворить своей гнусной страсти там, где пирове бывают (Притч. 23, 30). А между тем, если бы он вполне сознал, какое страшное зло он делает и себе самому, и семье, и обществу, он непременно должен ужаснуться бы. В самом деле: вред от пьянства и пьяницам, и чрез них другим, едва вообразим. Гибель ждет пьяниц, если не бросят своей страсти, неминуемая; положение их ужасно. Знакомьтесь с клавиатурой Gboard! Здесь будет сохраняться текст, который вы копируете.«Пьянство, – говорится в поучении из Пролога, – ум омрачает, телесный организм расстраивает, имущество расхищает. Пьянство оставляет землю необработанною; свободных делает рабами, заставляет входить в неоплатные долги; искусных мастеров делает неискусными, отнимает у них способность делать то, чему они научены; подвергает болезням, наносит срам и бесчестие, ввергает в нищету; производит ссоры и тяжбы; разлучает жен от мужей, детей рабами делает, отнимает владение у ног, причиняет дрожание рукам, портит зрение. Пьянство останавливает от хождения в церковь и не позволяет молиться Богу; от чтения св. книг отвлекает, отгоняет от сердца страх Божий; предает смерти, посылает в огнь вечный. Пьянство губит красоту, вводит в соблазн трезвых. Кому горе? Пьянице. Кому молва? Пьянице. Кому судове? Пьянице. Кому горести и свары? Пьянице. Кому сокрушения вотще, кому сини очи? Пьянице (Притч. 23, 29–30). Всякий пьяница отлучится от Бога и от людей и облечется в разодранные рубища... О, горе! как спастись пьяным, лежащим как мертвым и от Бога отбегшим пьянства ради, и от Духа Святого отлучившимся смрада ради пьянственного? Они слова Божия не имеют в устах своих, о них плачет Ангел-Хранитель и радуются бесы, которым пьяницы приносят жертву пьянственную».Много, как видите, перечисляет здесь св. отец горьких плодов пьянства. Но скажите, положа руку на сердце, можно ли назвать лишним хотя одно из слов его? Увы, хотя и горькая, но прямая, положительная истина слышится в каждом слове. Да и мало сего: мы думаем, что св. отец еще довольно сдержанно рисует ужасную картину зла, истекающую из пьянства. Если с ним встретиться лицом к лицу, то что мы увидим? Там целая семья пущена пьяницею-отцом по миру и ходит голодная и холодная, разутая и раздетая: там негодяй-пьяница наносит немилосердные побои своей жене; там пьянство сделало из человека вора и разбойника; там другой смотрит зверем, и нет на нем образа человеческого, там, слышим, пьяницы, один за другим кончают самоубийством. Что может быть позорнее, непростительнее, ужаснее всего этого? Очнитесь же, пока есть время, вы, любящие назирать, где пирове бывают, и привыкшие упиваться вином. Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством, и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той (Лук. 21, 34). Аминь. К волостным судьямВеликая награда ожидает человека, который спасет ближнего от смерти телесной и духовной. (Источник: Азбука веры 7 (20) апреля Православная библиотека. Пролог в поучениях на каждый день года. Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с.)

Комментарии

Комментариев нет.