Основы православия

Тема 87. Земная Церковь – это все христиане, а не только священнослужители.
В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога. Мы не должны считать и именовать церковью лишь Патриархию или епархиальное управление. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Народ в массе своей пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй».
Мы, миряне, не должны ощущать себя в храме лишь статистами или зрителями. Не нужно бояться обращаться к священникам. Им тоже необходима обратная связь.
В церковной общине можно найти применение своим талантам. При многих храмах организованы братства, сестричества, благотворительные организации. Если в вашем храме их ещё нет, не ждите приглашения, предлагайте сами. В церкви можно петь, стать алтарником, чтецом, проводить беседы, помогать в воскресной школе. Душеспасительно омыть храм после службы, помочь в трапезной.
Практический совет
Можно ли читать акафисты в Великий пост? См. ответы по ссылке.
Случайный тест
1. Какие, из перечисленных, сочинения, в большей, значительной степени, принесли свт. Григорию славу «Богослова»?
1Пять Слов «О Богословии»
2Неизреченное
3Письма к Василию Великому
4Завещание
Правильный ответ: №1
Материалы для изучения: Святитель Григорий Богослов. Слова.
Комментарий:
Находясь в Константинополе летом 380 года, свт. Григорий произнес свои знаменитые пять Слов «О Богословии» (Λόγοι θεολογικοί; Or. 27-31). Согласно «Православной энциклопедии», именно это сочинение снискало святому Григорию имя «Богослов». Сочинение включает в себя: Слово 27 «Против евномиан и о богословии первое, или предварительное», Слово 28 «О богословии второе», Слово 29 «О богословии третье, о Боге Сыне первое», Слово 30 «О богословии четвертое, о Боге Сыне второе», Слово 31 «О богословии пятое, о Святом Духе».
........
“Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися” (Мф.6:16).
“Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите” (1Фес.5:16–18).
“Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах” (Мф.5:12).
“Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами” (2Кор.13:11).
В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.
Есть поговорка: «келья устава не знает», то есть устав не определяет келейного правила; домашнее правило христианин определяет индивидуально, по согласованию с духовником. Однако это совсем не значит, что домашнее правило должно быть оторвано от богослужебного круга Церкви.
Вывод. Это вопрос не из области можно/нельзя, а из области уместно/не уместно. Предпочтительно читать акафисты дома в субботы и воскресенья.
3
протоиерей Дионисий18.18K Опубликовано 30.03.2021
Существует мнение, что в Великом посту чтение акафистов лучше заменить на чтение псалтыри. Якобы хвалебно-возвышенный настрой акафистного пения не должным образом влияет на покаянный дух Великого поста. Однако, такое мнение никак не стыкуется с богослужебным уставом Церкви.
Единственный раз в году, когда акафист Пресвятой Богородице является частью уставного богослужения — это одна из суббот Великого поста, на Похвалу Божией Матери. Именно этот акафист (Радуйся, Невесто Неневестная) стал образом для всех остальных акафистов. Раз Церковь именно в Великом посту, наряду с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, установила совершать особое хвалебное пение — акафист, то ничего предосудительного в таковом пении в дни сугубого покаяния нет. Одно другому никак не мешает.
Многие псалмы, чтением которых предлагается заменить акафисты, также являются хвалебными. А если еще вспомнить, что псалмы, на самом деле, должны петься, а не читаться, то все совершенно встает на свои места.
Таким образом, никаких запретов на пение акафистов Великим постом нет и быть не может.
1
чтец Сергий Федоров24.38K Опубликовано 03.06.2021
Есть одно определение священноначалия на этот счёт, но оно касается общественного богослужения в церкви. Св. Синод в определении от 14 мая 2018 года постановил:
“Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование”.
1
Алексей Кашкин1.19K Опубликовано 02.03.2023
Если коротко, то можно в келейном правиле по субботам и воскресеньям, а также на праздник Благовещения.
Теперь подробнее. Акафисты — неуставные песнопения (кроме Акафиста Богородице), которые используются в келейной (домашней) молитве. В период Великого поста, согласно выше процитированному определению Священного Синода 2018 года, в храмовом богослужении акафисты совершать не разрешается, кроме Акафиста Богородице в 5‑ю субботу поста.
Понятно, что на домашнее правило это определение по своей букве не распространяется. Однако все же иметь в виду его следует. Акафист — песнопение хвалебное и праздничное. А еще важно, что все Акафисты, кроме Богородичного — неуставные. В седмичные дни уместны покаянные песнопения, так как они настраивают душу на соответствующий лад. Акафист все же формирует другие эмоции. Ссылка на пение хвалебных псалмов в седмичные дни неуместна, так как псалмы — Священное Писание, акафисты про своему содержанию и авторитету и рядом стоять не могут.
В субботние и воскресные дни пищевая сторона поста существенно ослабляется (а в богослужении постный чин и вовсе отменяется), потому там радостные, “развлекающие душу” акафисты уместны. Например, по субботам можно рекомендовать чтение Акафиста Пресвятой Богородице на том основании, что у греков этот акафист по частям поется первые 4 седмицы, а на 5 — целиком. По воскресным дням вполне уместно чтение Акафиста Иисусу Сладчайшему.
И все хочется рекомендовать в период поста насытить молитвенное правило (если есть такое желание и возможность) текстами Триоди (сейчас есть такая возможность, так как тексты Триоди доступны в Интернете, в том числе на нашей “Азбуке веры”), а акафисты “приберечь” или “отложить” на остальную часть года.
0
Галина Р.15 Опубликовано 19.03.2024
Вот сейчас люди, которые кроме акафистом по другому не молятся, оставят их чтение, не заменив их ничем. Что же тогда?

Комментарии