Пятнадцатый день.

Поуч. 2-е. Св. мучен. Агапий и другие (8) Кесарийские.
(Не фанатизм, но ревность по вере заставляла св. мучеников идти на страдания за Христа).
I. В Риме и других больших городах римской империи, часто давались кровавыя зрелища, на которых происходил бой людей со зверями, и народ очень любил такие зрелища. Жертвою их нередко делались и христиане, выводимые на растерзание диким животным. Святые мученики, память которых празднует в нынешний день святая церковь, пострадали во время одного из таких кровавых боев, при следующих обстоятельствах. В царствование римского императора Диоклитиана, в III веке, в Кесарии палестинской происходило однажды празднество в честь языческих богов, при большом стечении народа из окрестностей. В числе жертв на звериной травле должно было явиться много христиан, и все они были растерзаны.
Находившиеся в числе зрителей христиане: Пуплий, Тимолай, Ромил, Дионисий и два Александра, не могли равнодушно смотреть, как лилась кровь невинных страдальцев. Они сами связали себе руки в знак того, что желают пострадать за Христа, предстали пред правителем города и безбоязненно исповедали себя христианами. Правитель, видя молодость их и жалея ее, сначала кротко уговаривал святых исповедников отречься от этого признания и поклониться идолам. Когда же все увещания оказались напрасными, он приказал заключить христиан в темницу, где они томились долго и наконец после многих истязаний были лишены жизни чрез обезглавление. С ними разделил подвиг мученичества Агапий, приведенный из Газы, и его слуга египтянин Дионисий.
II. Слушатели! Преклонимся с благоговением пред сими страдальцами-мучениками, пред их твердостию и непреклонностию в исповедании имени Христова, пред их смертию, послужившею переходом к блаженной жизни с Господом, и будем просить их об утверждении нас в вере и терпении христианском.
Но откуда св. мученики почерпали силу твердости и терпения? В чем заключалась причина их непреодолимого мужества в перенесении страданий? В ясном, сознательном и всецелом убеждении, что они страдают и умирают за истину, за Христа Спасителя, чтобы чрез смерть соединиться с Ним, быть с Ним по слову Его: где Я, там и слуга Мой будет (Иоан. 14, 2). Эта твердая уверенность в непреложности обетования Господа, соединенная с пламенною любовию к Нему, и служила причиною непоколебимости мучеников в самых страшных мучениях.
а) Не фанатизм руководил страдальцев за Христа, как думают непонимающие страданий за истинные убеждения, а ревность по вере, основанная на ясном понимании христианства, на правильном понятии значения жизни временной и вечной. Можно ли называть фанатиками тех, которые, сознавая сами истину, защищали ее против всех нападок на нее, обличали ложь своих мучителей безбоязненно, доказывали тщету идолопоклонства и ново-иудейства неотразимо? Напротив, по всей справедливости, фанатиками должно назвать гонителей и мучителей христиан; потому что в основе их религиозных верований лежала ложь, которой не могли защитить основательно признававшие ее за истину, и упорством своим доказывали невежество свое и жестокосердие. Упорствовать во лжи, в ложных верованиях, когда представляется полная возможность разубедиться в ней, тем более заставлять отвергающих ее страдать и мучиться – не верх ли это слепого фанатизма? Думать, что, убивая христиан, приносишь службу Богу – не верх ли это безумия? Однакож и в наши еще времена появляется такое безумие, как видим из свежих еще примеров в действиях магометан, для которых убить гяура-христианина – значит показать доблесть правовернаго.
б) Чем же объяснить происхождение и проявление религиозного фанатизма? Невежеством и недостатком любви к ближним. Чем кто вернее и яснее понимает истину, тем он рассудительнее. Но истина только в христианстве. Христос Спаситель – свет миру (Иоан. 8, 12); Он просвещает всякого человека (Иоан. 1, 9), который последует за Ним (Иоан. 8, 12). Вне учения Христова, к которому приготовляли все ветхозаветные писания, нет чистой и святой истины религии: ибо Христос, как Бог, есть ее первоисточник (Иоан. 1, 17; 14, 6). И кто деятельно верует во Христа, тот и уразумеет, что учение Его божественно (Иоан. 7, 17). Проникнутый сим учением человек будет убеждать других заблуждающихся словом любви, а не истязаниями и умерщвлением в случае упорства. Наоборот – односторонность убеждения, закоренелое заблуждение, нежелающее всесторонне вникнуть в предлагаемое учение истинно божественное, непременно отразится жестокостию к держащимся противных мнений, по самой узкости взгляда на предмет, неозаряемого свыше светом духовным – от Бога. Христианство научает нас смотреть на всех людей – как на ближних, как на братий своих по естеству; а все ложные религии ограничивают любовь только ближайшими родными или, по большей мере, единоверцами. В таких понятиях можно ли ожидать беспристрастнаго, истинно человеческого отношения людей, чуждых учения христианского, к подобным себе по естеству людям, но разнящимся существенно своею верою? С терновника не собирают винограда и с репейника не собирают смокв (Мф. 7, 16).
III. Братия! Наш долг, долг всех верующих христиан, не только самим быть верными до самоотвержения чадами св. церкви, исповедниками веры, но и вразумлять безчинных (1Фес. 5, 14), противляющихся истине обличать и наводить на путь правды. Исполняя этот долг, мы явим себя достойными своего имени последователями Христа Спасителя, подражателями св. исповедников и мучеников, верными слугами Царя небесного и царя земного, споспешниками общественного блага, с которым неразрывно соединено и наше частное благо. Аминь. (Сост. по «Слов. и Реч.» Леонтия, архиеп. холмско-варшавек., изд 3-е, т. II, 1888 г.).
..........
Пятнадцатый день.
Поуч. 1-е. Св. муч. Никандр.
(В чем должна выражаться наша любовь к умершим?)
I. Св. Никандр, память коего совершается ныне, пострадал в царствование Диоклитиана, с именем которого соединяется воспоминание о самом страшном гонении, которое когда-либо испытывали христиане. Св. Никандр был врач; он посещал мучеников в темницах и служил им. Однажды он занимался погребением тел св. мучеников, брошенных на съедение зверям и птицам. Его за то предали различным мукам, потом содрали кожу с живого и умертвили мечем.
II. Св. мучен. Никандр выражал свою любовь к умершим, а именно к пострадавшим за Христа св. мученикам, погребением их св. тел. Его пример и для нас обязателен: и мы должны заботиться о предании честному погребению умерших наших ближних в надежде славного воскресения их в день всеобщего суда Божия.
Но этим наша любовь к умершим не должна ограничиться.
В чем же она должна проявляться по отношению к умершим? Для них дороги теперь молитвы, для них дороги вещественные приношения, подаваемые по ним нуждающимся; для них беспредельно дорога безкровная жертва, совершаемая по ним. Вот если мы исполним это, то покажем, что мы любим умерших и умеем благотворить им; вот только этого одного и ждут умершие, только в этом одном и нуждаются.
а) Итак, будем молиться за умерших не только в известное время года, но всегда, каждый день будем молиться о них. Своею молитвою мы доставим желаемое и ожидаемое благо умершим, доставим им лучшее положение, избавим их от страданий адских, доставим им отраду и утешение. Теперь умершие сами собой ничего не могут сделать, не могут перейти из одного состояния в другое. Но мы, живые, движимые Христовою любовию, которая и к нам привлечет милосердие Божие, можем облегчить их участь и из безотрадной сделать отрадною.
Если желаем знать, что молитвы облегчают страдания умерших и даруют им блаженное состояние, то вот пример тому из отеческих сказаний. «Кто ты?» спросил святой Макарий, путешествуя по пустыне, один череп. – «Я был начальником идольских жрецов»; отозвался череп. «Каково вам, язычникам, на том свете?» опять спросил св. Макарий. – «Мы в огне, отвечал череп со стенаниями, пламя охватывает нас с ног до головы, и мы не видим друг друга; но когда ты молишься о нас, тогда мы начинаем видеть несколько один другого, и это доставляет нам отраду». Из этого ясно, что молитвы, с верою совершаемыя, приносят действительную пользу умершим и не только верующим, но и язычникам.
б) Такую же пользу доставляют и благотворения по умершим. Милостыня от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех, говорит слово Божие (Тов. 12, 9). «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук», говорит св. Златоуст (42 бесед. на ев. Иоан.). И действительно, благотворения и милостыни по умершим служат к облегчению их участи, как то подтверждает следующий пример. Св. игумения Афанасия, пред отшествием из сей жизни, заповедала сестрам своего монастыря поставлять в память ее трапезу нищим до сорока дней. Случилось же, что сестры только до десяти дней соблюдали завещание своей начальницы. Это нерадение вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер обители, она говорила им: «для чего преступили вы заповедь мою? да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу умершего милостыни и питание алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие они приемлют от Господа отпущение грехов; если праведны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям» (Чет.-Мин. 12 апр.). Видите ли, братие христиане, пользу и важность благотворения по умершим? И слово Божие, и учение учителей церкви, и свидетельства отеческих сказаний подтверждают, что милостыня и благотворения по умершим доставляют пользу не только умершим, но и их благотворителям.
в) Теперь скажем о важности спасительной безкровной жертвы. Безкровная жертва для того и приносится, чтобы очищать, умилостивлять, спасать. Если подзаконные священники, говорит Ефрем Сирин, служебными приношениями очищали грехи убиенных и оскверненных беззакониями, как упоминается в священном писании (2Мак. 12), то не удобнее ли священники Нового Завета Христова могут действительно очищать долги отшедших от земли грешников святыми приношениями и молитвами уст своих (Еф. Сир. т. II, стр. 289)? «Не напрасно установили апостолы, говорит святой Златоуст, чтобы при совершении страшных Таин поминать усопших, – ибо когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших» (41 бесед. на 1 посл. Кор.)? При совершении безкровной жертвы в лице священнодействующих приносит эту жертву Сам Христос. Он Сам ходатайствует пред правосудием Божиим о прощении грешника. А от сего-то и превеликая бывает польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит святая и страшная жертва. Вот и пример того, что безкровная жертва облегчает участь умерших. Одному благочестивому пресвитеру явился один преставившийся христианин и просил совершить за упокой его души безкровную жертву. К этой просьбе присовокупил явившийся, что если священная жертва облегчит его участь, то он уже в знамение сего не явится ему более. Священник Христов исполнил требование, и нового явления не последовало (Гр. Двоесл. кн. IV, гл. 59).
III. Этими способами и будем, братие, благотворить умершим. В этих благотворениях и будем проявлять свою любовь к ним. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для с. паст.» за 1887 г. апрель мес.).

Комментарии