СТАРЦЫ И ПОДВИЖНИКИ XVIII-XXI СТОЛЕТИЙ.

✨«ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ (НОРДОВ) (1797—1883)»✨
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
✨«БЕСЕДЫ НА БЛАЖЕНСТВА ЕВАНГЕЛЬСКИЕ»
«Блажени милостивии: яко тии помиловани будут»
(Мф.5:7)
**********
...Милость есть напоение жаждущих. Сколь ни редко может иметь случай таковая милость, все, однако же, она есть столь драгоценна пред Богом, что «иже аще напоит единого от малых чашею студены воды, не погубит, – по слову Господню, – мзды своея» (Мф.10:42), не лишится награды, уготованной милостивым.
Милость есть одеяние нагих. Поскольку много находится бедствующих, которые не имеют или необходимого, или, приличного званию своему, одеяния: то Христианин обязывается служить нуждающемуся брату разделением с ним не одной пищи и пития, но и одежды. Посему-то Спаситель запретил ученикам своим «по двема ризама имети» (Лк.9:3); а Св. Иоанн Креститель именно заповедует одну из двух одежд отдавать неимущему. «Имеяй две ризе, – говорит, – да подаст неимущему, и имеяй брашна, такожде да творит» (Лк.3:11). Сколь же после сего предосудительно Христианам иметь не две, а три, пять, десять, и более одежд, тогда как многие из бедных братий не имеют и одной! сколь предосудительно украшать себя дорогими одеждами, и с какой-то безрассудною алчностью непрестанно желать новых одеяний, между тем, как другие часто покрываются такими рубищами, которые оскорбляют зрение и потрясают чувство!
Милость есть принятие странных в дом, или странноприимство. Добродетель сия столь Боголюбезна, что некогда одного страннолюбца посетил сам Господь в виде странника. Так, однажды, Авраам, приняв и угостив трех странников, принял и угостил Самого Бога с двумя Ангелами. Посему-то Св. Апостол Павел убеждает всех к странноприимству. «Страннолюбия, – говорит, – не забывайте» (Евр.13:2). Ежели же милость странноприимства столь драгоценна пред Богом; ежели Христиане по природе и по вере все между собой братия; ежели они сами странники и пришельцы на земли: то кто из них будет заключать двери дома своего для странных? Кто не выйдет к ним навстречу, не введет их под свой кров, не напитает и не упокоит?
Милость есть посещение узников. Хотя темница заключает в себе по большой части врагов человечества; хотя законами, ограждающими тишину и безопасность общественную, удаляются преступники от сожительства человеческого; но любовь Христианская не удаляется от преступников. Она, как горняя сила, беспрепятственно следует за ними, мужественно отвергает врата темничные, и среди мрачного узилища является небесной отрадой и благодатным утешением. Взирая светлым лицом не только на добрых ближних, но, по слову Господню, и на врагов, она и здесь не омрачается суетным мудрованием, кто эти узники, невинные или виновные, легкие или тяжкие, кающиеся или нераскаянные. Ибо не преступники ли и мы пред Богом? Но Христос за нас умер. «Христос сущим нам немощным, по времени за нечестивых умре» (Рим.5:6), говорит Св. Павел. Не преступники ли содержались в духовной, адской темнице? Но Христос снизшел во ад, и освободил всех узников. Так поет о сем церковь: «безмерное твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами» (ст. 5-й песн. Пасх. кан). Пусть же каждый Христианин подражает Христу. Пусть идет в темницу не с мрачным состраданием, но с светлой любовью к узникам; пусть несет туда пищу, одеяние, увещание, утешение; пусть освобождает их оттуда очищением долгов и другими законными и спасительными средствами.
Милость есть посещение больных. Ежели здоровые нуждающиеся имеют право на попечение наше: то кольми паче недугующие и болящие. Ибо кто воздвигнет с одра немощного бедного? Кто послужит ему в житейских потребностях? Кто обвяжет ему раны? Кто облегчит его скорбь? Блаженно то Христианское общество, в котором устрояются общие приюты для болящих, куда собирают всех недугующих, подобно упоминаемому в притче Евангельской человеку, израненному от разбойников, и, с милосердым Самарянином, оказывают им милость, где призирают их, покоят и врачуют.
Продолжение следует...

Комментарии

Комментариев нет.