✨«ТАЙНА СПАСЕНИЯ»✨

✨«ДА НИКТОЖЕ ПРЕЛЬСТИТ ВАС»✨
Архимандрит Рафаил (Карелин).
++++++++++++++++++++++++++++
✨«ФИЛОСОФСКИЕ И БОГОСЛОВСКИЕ ВОПРОСЫ»
*********************************************************
🎆Кто такой «раб Божий»?
-----------------------------------------------
Объясните, пожалуйста, смысл выражений «раб Божий», «раба Божия»? Как это согласуется с постулатом, что Бог, создав человека по Своему образу и подобию, наделил его свободной волей? И в молитве мы обращаемся к Господу как к Отцу: «Отче наш...» Как можно быть одновременно чадом и рабом?
Раб Божий – это тот, кто старается подчинить свою волю воле Божией. Это является не безволием и не отказом от своей личности, а высшим волевым актом. Бог – наш Отец, но мы должны заслужить право называться чадами Божиими. Человек – образ Божий, но искаженный и испачканный грехами. Поэтому мы должны пройти степени борьбы с грехом. Первая из них – это степень раба; но надо помнить, что Бог – не рабовладелец, а это рабство нужно нам, потому что оно возвращает нас от греха к самим себе, а от себя – к Богу. В этом рабстве – освобождение от рабства греху и демону, поэтому в нем – начало великой свободы. Расскажу вам случай из жизни языческого философа Сократа. В день рождения Сократа его ученики подходили к нему с различными подарками. Среди них был один бедный ученик, который не имел ничего. Он последний подошел к Сократу и сказал: «Я пришел с пустыми руками, но единственное, что могу подарить – это себя самого, возьми меня, как своего раба». На это Сократ ответил: «Твой подарок – самый большой для меня. Я беру тебя, но для того, чтобы, обучив тебя, вернуть тебя тебе самому». Помоги вам Господи.
* * * * *
🎆О свободе воли человека.
---------------------------------------------------
Может ли человек по своему неразумию своими действиями помешать свершиться Божией воле над ним или над другим человеком? Попускает ли за это Господь испытания и скорби для вразумления этого человека, или Он отступает от него на некоторое время?
Зло бывает двух видов: внешнее – несправедливости, болезни, нищета, войны, гонения и т. д., и внутреннее зло – грех и отступление от Бога. Бог дал человеку свободу воли, поэтому Он попускает действие внешнего зла, но заставляет его служить добру в том случае, когда человек противостоит этому злу; тогда он в нравственном отношении возрастает как личность. Скорби заставляют человека глубже задуматься над смыслом жизни; но они еще не определяют воли самого человека – за ним последнее слово. Что касается воли и промысла Божьего, то об этом есть статья на этом сайте под названием «О воле Божией».
Можно ли представлять себе Божественное Провидение следующим образом. Человек обладает свободой воли. И он каждую секунду делает свой свободный выбор – приближаясь к Богу или отдаляясь от него через поступки, мысли и т. д. Судьба мира изменяется от каждого такого решения, совершаемого каждым человеком на земле. Однако Господь знает, как сложится история во всех случаях, которые могут произойти в результате невероятно сложного сочетания поступков конкретных людей. Таким образом, с одной стороны, каждый человек своей свободной волей определяет свой жизненный путь и историю мира, с другой – Господь изначально знает, как может сложиться судьба мира, но оставляет людям возможность самим определить, какой именно она будет.
Думаю, что основные мысли вашего вопроса правильны. Только надо несколько смягчить некоторые выражения, а именно, что человек своей свободной волей влияет на историю мира, а не определяет ее. А что касается жизненного пути человека, то и здесь имеют место различные влияния и ситуации, но внутренне направление жизненного пути – определяет сам человек. Помоги вам Господи.
* * * * *
🎆Об утверждении, что «ничто внешнее не может повредить внутреннему»
-------------------------
Как Вы относитесь к утверждению, что ничто внешнее не может повредить внутреннему устроению верующей души (по поводу ИНН).
Я могу ответить вам в общем, не вдаваясь в частности, как, например, вопрос ИНН. Если бы внешнее не могло бы повредить внутреннему устроению, то тогда люди, желающие совершенной духовной жизни, не уходили бы в пустыни и монастыри. Утверждать обратное могут только гордые и неопытные в духовной жизни, которые думают, что они уже победили искушения и диавола. Такое утверждение близко к ереси гностиков, которые утверждали, что можно предаваться разврату, сохраняя при этом чистоту души. «Какое мне дело до моего хитона (тела)» – говорил гностик Карпократ.

Комментарии