Мудрый миротворец

6 (19) апреля
(Слово о черноризце, смирившем брата келлии ради)
Седьмая заповедь блаженства читается: блажени миротворцы, яко ти сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9).
Что это значит? «То, что желающие блаженства должны не только поступать со всеми дружелюбно и не подавать причины к несогласию, но и случившееся между другими несогласие всевозможно прекращать и стараться враждующих между собою примирять, насколько имеют возможность. Миротворцам в награду обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойную сего имени степень блаженства» (Катих.). Но и подвиг миротворца нелегок. В самом деле, как трудно, например, восстановить прерванное дружество, соединить врагов, угасить между ними взаимную злобу и ненависть! Тут со стороны миротворителя требуется горячая любовь к ближним, нередко самопожертвование, мудрость змеиная и опытность. А есть ли все это в вас? Если нет, то поучимся, как поступать в делах миротворения, у святых Божиих.
Некоторый инок-отшельник пришел на малое время в один из скитов, и здесь старец-скитянин, имевший свободную келию, пригласил в нее пришельца на житье. Странник-монах поселился в ней. К нему стали приходить многие; одни приносили ему все необходимое, а другие искали беседы с ним; пришлец всех с любовью принимал к себе. Все это возбудило зависть в старце, хозяине келлии, и он стал роптать. «Сколько лет я здесь живу, – говорил он, – и никто ни разу не приходил ко мне, а этот только что поселился, и все спешат к нему». Затем сказал своему ученику: «Пойди, скажи ему, чтобы выходил из келии: она мне самому нужна». Ученик пошел, но вместо повеленного сказал: «Отец мой прислал меня спросить о твоем здоровье». Монах принял это за правду и отвечал: «Скажи отцу твоему, чтобы помолился обо мне: я не совсем здоров». Пришел послушник к своему старцу и тоже солгал: «Монах велел сказать, что он нашел другую келлию и уходит отсюда». Прошло несколько дней; пришлец не уходил. Старец-хозяин опять посылает юного ученика сказать, что если скоро не уйдет, то он сам придет и выгонит его жезлом. Ученик опять употребил хитрость. «Старец мой, – сказал он пришельцу, – услыхал, что ты сильно нездоров, и прислал меня навестить тебя». Пришлец отвечал: «Скажи твоему отцу, что, по молитвам его, я чувствую себя теперь хорошо». Воротился ученик к своему учителю и опять употребил хитрость. «Монах, – сказал он, – объявил мне, что он через неделю непременно уйдет». Прошла неделя, гость все не уходил. Тогда старец-хозяин взял жезл и пошел выгонять его. Ученик на минуту остановил старца. «Отче, погоди немного, – сказал он, – я сбегаю и посмотрю, нет ли кого у него, а то может выйти соблазн». А сам, между тем, прибежавши к пришельцу, говорит: «Отец мой идет звать тебя к себе и угостить». Услышав это, старец-гость вышел навстречу своему хозяину, издали поклонился ему и воскликнул: «Я не стою того, чтобы ты заходил за мною, я без зова приду к тебе». Тут только старец понял благоразумную хитрость своего ученика, умилился душою, бросил жезл и поспешил приветствовать своего гостя, на которого за несколько еще минут пред этим сильно гневался. По приветствии, он ввел гостя к себе и стал беседовать с ним, как с другом. Когда последний ушел, он спросил ученика: «Говорил ли ты ему что-нибудь из того, что я велел тебе?» Ученик отвечал: «Нет». Старец обрадовался, понял, что злоба его на пришельца была наущением дьявольским, и, падши к ногам своего ученика, сказал: «Отселе не я тебе отец, а ты мне, и не ты мой ученик, а я твой; ибо ты своим благоразумием спас и меня, и гостя».
Какой прекрасный пример для подражания, и как жаль, что в настоящее время почти не видим таких людей, как мудрый ученик старца! Что ныне видим? Всюду желание подставить друг другу ногу, поссорить одного с другим, пустое недоразумение между ближними раздуть в непримиримую вражду и ненависть. С каким злорадством, с каким злоухищрением, постоянно слышишь, передают одному, что сказал против него его недруг, – и пожар все растет и растет, и всюду от этого видны распри, нестроения, семейные дележи и тому подобное зло. Так ли должно поступать именующим себя последователями Христа Спасителя? Тому ли Он нас учил? Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам, говорил Он (Иоан. 14, 27). По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13, 35). А у нас везде ли мир и любовь? Увы, их у иных и днем с огнем не сыщешь. Опомнимся же, братие, и будем непрестанно помнить, что все мы – дети одного Отца Небесного и, следовательно, братья; что жизнь наша здесь есть училище любви; что любовь к ближним есть основание всего закона христианского и что общество христиан должно быть царством ее. Да царствует же она между нами, и пусть знают все, что мы не на словах, а на деле, подлинно, ученики нашего Спасителя. Аминь.
.......
Крест – наши крылья
19 апреля.
«Поднимут крылья, как орлы» (Ис. 40:31)
Существует поэтичная легенда о том, как были созданы птицы. Красивые перышки украшали этих прелестных тварей, они обладали чудным голосом и заливались звонкою песнью, но, увы, не могли парить в далеком воздушном пространстве, так как у них не было крыльев. Тогда Господь Бог создал крылья; указал птичкам на них и сказал: «Возьмите эту ношу и несите ее на себе». С недоумением и страхом глядели птички на эту незнакомую ношу; потом послушно взяли ее своим клювом, наложили на себя, и показалось им очень тяжело ее нести. Но скоро, по мере того, как они прижимали их к себе, крылышки приросли к этим маленьким существам, и птички научились ими пользоваться. Расправив их, они поднялись высоко над землею. Так ноша превратилась в крылья. Вместо тяжести птички обрели новую, неведомую им способность летать.
Легенда эта имеет духовный смысл. Все мы – птицы без крыльев, и те испытания и обязанности, которые посылает нам Господь, должны научить нас подниматься выше всего земного. Мы смотрим на наши заботы, как на тяжелое бремя, но когда поймем, что Господь посылает нам их, чтобы научить нас подняться выше, то примем их от Него. И что же? Они превращаются в крылья и несут нас к небу, а без них мы, быть может, приросли бы к этой жалкой земле. Они же, вознося нашу душу, превращаются в благословение. Отстраняясь от исполнения долга, уклоняясь от посланной нам ноши, мы теряем возможность духовного развития. Решимся же твердо нести наши бремена, уповая на Господа, и будем помнить, что Он хочет превратить их в крылья. Все выше и выше понесут нас эти крылья, пока не достигнем туда, «где птичка находит жилье себе у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой, и Бог мой» (Пс. 83:4).
Не забудем, что во время полета нашего через земную жизнь эти Богом данные, часто еще слабые, крылья нуждаются в покрове, в укреплении и, главное, в очищении от земной пыли, от которой они тяжелеют. И тут является нам любовь Божия, подобно широким крыльям, распростертая над земными странниками. Под кров Всевышнего должны мы прибегать вновь и вновь, чтобы укрепиться для нового полета, и, расправляя крылья, всегда помнить, что они могут остаться поднятыми только Силой Божией.
.......
Цитата дня
Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще большими тяжкими грехами, как же нам осуждать того?».
свт. Иоанн Златоуст
........
Этот день в истории
1563 год. В Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, началось печатание первой русской датированной книги — «Апостола».

«Первопечатник Иван Федоров» (1941).
Типография первопечатников в Москве.

Комментарии

Комментариев нет.