Великий пост — это особое время покаяния и исправления.

Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним.
Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется великою седмицею”1. Именно грех является причиной отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни, а «без Бога человек становится обреченным грешником, не способным спасти себя и обрести истинное благо и вечную жизнь»2.
Богослужения этой седмицы в соответствии с важностью воспоминаемых событий содержат множество нравственных назиданий, помогающих христианину правильно подготовиться к встрече воскресшего Христа.
Каждый день Страстной недели — великий и святой, и ежедневно совершаются особые службы. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено, — все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая события последних дней земной жизни Спасителя, Церковь внимательно следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его Крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на Кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать Таинство Спасения. Об этом и говорится в синаксаре Великой Субботы: «Всех бо дней Святая Четыредесятница превосходит, сия же паки, сия святая и великая седмица больши… Глаголется же великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы, но яко великая и преестественная чудеса, и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася…»3 (Триодь постная. М., Изд-во Московской Патриархии, 1992. Л. 483; далее — ТП).
Итак, главная мысль богослужений Страстной седмицы — раскрыть домостроительство нашего спасения, показать страдание Сына Божия за весь человеческий род. Однако может возникнуть вопрос: зачем нужны были эти страдания? Почему символом христианства стал именно крест — это орудие муки? Еще апостол Павел писал: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия <…> Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1Кор.1:18, 22–23). В этом нет ничего удивительного: для человеческой мудрости, не озаренной силой Духа Святого, тайна Креста всегда останется тайной, ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (см.: 1Кор.1:20), а немудрое Божие премудрее человеков (1Кор.1:25). Исчезли в дали веков самые имена древних мудрецов, а крест из орудия казни стал лучезарным символом спасения человечества. Крест — душа христианства; без креста нет и самого христианства. Почему?
Иисус Христос, принимая на Себя грех, давая ему в Себя — безгрешного — войти, грех уничтожает. Сын Божий Своей человеческой волей согласился на смерть как на следствие греха и плату за грех. Но в Нем не было «греховного корня», следовательно, Он не должен был и вкушать смертного плода. Человек же носит этот корень в себе, и смерть для него, можно сказать, естественна, то есть биологически логична и психологически приемлема в том «нижеприродном» состоянии, на котором Бог остановил его падение. Один только Христос познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать. Один Он мог измерить всю меру агонии, потому что смерть овладела Его существом извне, вместо того, чтобы быть в Нем, как в человеке падшем, плоть которого распадается от болезней и времени. И этой смертью грех уничтожается и исчезает в едином Лице Христа при соприкосновении со всесильным Его Божеством.
Безмерность подвига Христа, по слову апостола Павла, непостижима (ср.: Рим.11:33). Сам человек, остающийся в заключении греха, не может выйти из этого заключения. Это делает для него Господь, Он выкупает раба, Он Крестом соединяет человека с Богом. Мы должны быть на кресте. Но Христос добровольно заступил наше место, сделался за нас клятвою (как пишет к Галатам апостол Павел [см.: Гал.3:13]). Это означает, что оставленность Христа на кресте была необходимой, потому что Бог удаляется от проклятого. Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? — это вопль человеческого отчаяния. Проклятие, осуществляемое над человеком, неосуществимо над Сыном Божиим, и потому становится благословением; через крест все условия греха становятся условиями спасения.
Вот для чего, по премудрому плану Божию, нужны были страдания и смерть Господа. Этими страданиями человечество обрело наконец примирение с Богом и мир душевный, дерзновение ко Господу, живущему во свете неприступном, и невыразимо великую радость сыновней близости к Нему.
Святой и Великий Понедельник
Уже начиная с Вербной субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом праведного Лазаря, и Вербного воскресения, или Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа. Вербное воскресение есть уже наступление Страстной седмицы. И вот уже мы слышим призыв: «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему, и совозвышу вас в Горний Иерусалим, в Царство Небесное»4 (ТП. Л. 398).
Святая Церковь еще и еще раз напоминает нам, что Спаситель пострадал ради нас, и другого пути ко спасению, чем следование Ему, нет: «Готовися, душе, прежде исхода, устрой себе ко оному житию; и Христу тебе ради пострадати тщащемуся, да тя прославит, потщися спострадати, и сраспятися, и умрети»5. Еще слышатся восторженные возгласы «Осанна в вышних…», но церковные песнопения устремляют нас уже к другим переживаниям, к тому, что следует за торжественным входом в Иерусалим и ради чего сошел на землю Сын Божий: «От ветвий и ваий, яко от божественна праздника, в божественный прешедше праздник, к честному Христовых страстей, вернии, стецемся таинству спасительному: и Сего видим за нас Страсть терпяща вольную, Тому зовуще: Благоутробия Источниче, и спасения Пристанище, Господи, слава Тебе»6 (ТП. Л. 392). И вот наступает Великий Понедельник.
В этот день Церковь, как мудрая дева, стоит на страже своего Жениха, и на утрене вместо «Бог Господь и явися нам» раздается пение тропаря: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас» (ТП. Л. 395). В основу этого песнопения положена притча о десяти девах (см.: Мф.25:1–13) — о необходимости бодрствовать и молиться, особенно в эти святые дни. «Мы торжествовали все важные события в земной жизни Господа нашего,— говорит архиепископ Иннокентий (Борисов). — Теперь, теперь особенно должно явить любовь и усердие, когда все оставляют Его! Разве не за нас Он идет на Крест? Разве не наши грехи будут омываться Его Кровию? И мы позволим себе отсутствие в сие время?»7.
Господь Иисус Христос неоднократно в Священном Писании именуется Женихом, и прямо (см.: Мф.9:15; Ин. 3:29), и косвенно (см.: Мф.25:1, 5–6, 10); Его Царство называется браком (см.: Мф.25:1–10; Лк. 12:36; 14, 8; Откр. 19:7). Мистической невестой Христа является Его Святая Церковь в ее единстве, поэтому Спаситель есть Жених каждой человеческой души, что видно и из слов апостола Павла (см.: Еф. 5:25).
Жених грядет, и по Его следам идем и мы, и восходим в Иерусалим, и становимся свидетелями того, что должно там свершиться. Шаг за шагом сшествуем мы Господу нашему и Спасителю. Вот мы слышим в Евангелии (см.: Мф.21:18–43), как Спаситель, возвращаясь после торжественной встречи в Иерусалиме, по дороге взалкал и увидел смоковницу и, не найдя на ней плода, проклял ее. «Проклятие смоковницы последовало не в отмщение дереву, а для цели высшей <…> Проклятая смоковница выражает судьбу и каждой души, грешной и нераскаянной»8. Предлагая нам пример бесплодной смоковницы, Церковь предостерегает: «Смоковницы осуждение да не предварит тя, но благия плоды потщися сердца броздами, душе, Творцу твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи»9 (ТП. Л. 392).
Как бы в объяснение этой притчи Господь рассказывает притчу о злых виноградарях (см.: Мф.21:33–42), которые, когда настало время плодов, не только не отдали их хозяину, но и сына его единственного, посланного к ним за плодами, убили. И потому сказываю вам, — заканчивает притчу Спаситель, — что отнимется от вас Царство Божие. В этой притче нельзя не видеть и осуждения христианам, нарушающим заповеди и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями.
В образе смоковницы и виноградарей изображается всякая душа человеческая, не приносящая духовного плода: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость»10 (ТП. Л. 399). Теме покаяния уделяется особое внимание как в богослужебных текстах Страстной седмицы, так и в писаниях святых отцов. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не расслабляй себя избытком долготерпения Божия и не имей намерения навсегда отдаться удовольствиям. Не говори: “Пока еще понаслаждаюсь любовью, пока попользуюсь молодостью; немного спустя придет время покаяния, завтра покаюсь”. Тщетны подобного рода рассуждения, дурны решения твоей воли, плохим советником служит для тебя твоя похоть. Ты говоришь: “Сегодня согрешу, а завтра покаюсь”. Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты вникнешь, как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь: одна часть сегодняшнего дня прошла, а другая еще впереди; та уже не твоя, а эта пока еще не твоя. Ты говоришь: “Сегодня я воспользуюсь удовольствием, а завтра покаюсь”. То, что в твоих руках, ты отдашь удовольствию, а то, что не твое,— покаянию? Воспользуйся лучше моим советом: сегодняшний день отдай покаянию, а греху не оставляй даже завтрашнего»11. «Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца», — говорит преподобный Ефрем Сирин12.
Кроме образов смоковницы и виноградарей, Страстной Понедельник возносит пред нами прообраз Самого Господа Иисуса Христа в виде ветхозаветного отрока Иосифа, проданного братьями за 20 сребренников и вверженного в темницу между двумя преступниками, «приснопамятного и целомудренного, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго…» (ТП. Л. 396). Любимый сын Иакова, Иосиф из зависти продан был своими братьями по плоти; Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца Небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти Своих единоплеменников. Сын Израилев, проданный в Египет, заключается в темницу; осужденный на смерть Сын Божий снисходит во гроб. Действием Промысла освобожденный из темницы, Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос по востании Своем из гроба приемлет власть над миром. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, приходивших к нему за хлебом; Иисус Христос соделался для нас Небесным Хлебом для вечной жизни13.
В этот день в церковных песнопениях вспоминается также «сынов Зеведеовых мати», просившая «временнаго царства почести дароватися чадом ея, но вместо тоя, чашу смерти обещал еси пити другом Твоим, юже чашу прежде сих пити Сам глаголал еси, грехов очищение…»14 (ТП. Л. 398–399). И далее следует вывод: «Не уподобитеся языком <…> еже обладати меньшими; не тако бо будет вам, Моим учеником, яко нищий хотя есмь. Первый убо вас, да будет всем слуга, начальствуяй же яко начальствуемый, предъизящный же яко последнейший. Ибо приидох Сам обнищавшему Адаму послужити, и избавление дати за многих душу Мою, вопиющих Ми: слава Тебе»15 (ТП. Л. 399). «Вас тогда Моих учеников познают вси, аще Моя заповеди соблюдете <…> мир имейте в себе и во всех, и смиренная мудрствующе возвыситеся…»16(ТП. Л. 397). В Евангелии есть потрясающие слова: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою Ни дар чудотворений, ни прозорливость, ни другое дарование не может свидетельствовать о человеке, что он — последователь Христов. Господь заповедал одно: иметь любовь к Богу и ближнему. И только эта любовь является доказательством того, что человек — ученик Христов.
Вместо обычного канона из 9 песней на утрене Великого Понедельника поется так называемый трипеснец (канон из трех песен, от которого получила название и сама богослужебная книга, Триодь Постная, содержащая в себе службы Великого поста). После него трижды поется следующий эксапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Это песнопение поется в течение трех дней до Великого Четверга; это мысленное видение райского чертога, красоты и величия небесных благ должно всегда напоминать нам о нашей собственной греховной нечистоте и несовершенстве даже добрых наших дел.
Сообразно с величием дней, более торжественным становится и богослужение: за часами и вечерней следует Преждеосвященная литургия, которая в Великом посту служится лишь по средам и пятницам, а на Страстной неделе — в Понедельник, Вторник и Среду. Изменяется и чтение книг Ветхого Завета (паремий). Вместо пророка Исаии на 6-м часе читается пророчество пророка Иезекииля (1, 1–20), исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал на водах Ховарских в дни пленения Вавилонского. Он видел сияние Славы Господней и движимые Духом среди пламени на огненных колесах, крылатые и многоочитые образы человека, тельца, льва и орла, данные Церковью символами четверым евангелистам. Изменяется Ветхозаветное чтение и на вечерне. Чтение Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого поста и рисовавшее начало ветхозаветной истории, закончилось. Древний Иаков погребен уже в земле обетованной; открывается вторая книга Моисеева — Исход — исход из Египта, исход из страны греха. Вместо Соломоновых притчей, поучавших нас мудрости человеческой, предлагается чтение о многострадальном Иове — прообразе Христа.
На часах в первые три дня Страстной недели прочитываются все четыре Евангелия. «Церковь, как бы не довольствуясь краткими евангельскими чтениями о событиях этих дней, одной седмицей желает восполнить недостаток шести предыдущих, в течение которых, в знак скорби, утешительного евангельского благовестия не предлагалось»17. За Преждеосвященной литургией в Великий Понедельник читается евангельское пророчество Спасителя о кончине мира: восстанет народ на народ, и царство на царство… (Мф.24:7). А церковные песнопения еще и еще раз напоминают: «Готови сама себе, о душе моя, ко исходу: пришествие приближается неумолимаго Судии» (ТП. Л. 403). Однако в то же время, когда слышится грозное предупреждение: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог, Иже прежде бытия всех, и прежде сотворения земли и неба, вем вся; и Весь сый во Отце, и Всего ношу в Себе»18 (ТП. Л. 402), следующие песнопения говорят нам, что всемогущий Бог, Творец неба и земли, сошел на землю и идет на вольные страдания ради Своего творения, ради нас! «Милосердием движим Христе, волею предъидеши страдати благодетелю, хотяй страстей нас избавити, и еже во аде осуждения. Темже честная Твоя воспеваем страдания, и славим, Спасе, крайнее Твое вси схождение»19 (ТП. Л. 402). Для разума, не подчинившего себя мудрости Христовой, понять это трудно, просто невозможно. Однако верующий человек, имеющий ум Христов (1Кор.2:16), в простоте сердца торопится следовать за Христом, восходящим на Голгофу…
В Понедельник вечером совершается Великое Повечерие. Поется трипеснец преподобного Андрея Критского, и мы вместе со Христом подымаемся на гору Елеонскую. «Пойдем со Христом к горе Елеонстей, тайно со апостолы соводворимся Ему» (ТП. Л. 403). Трепет объемлет душу, и все трепетнее становятся песнопения: «Разумей, смиренное сердце <…> и истрезвися прочее» (ТП. Л. 403). «Грядет всех Судия, изведен быти на суд, на престоле херувимстем седяй, яко повинный предстати Пилату, и вся пострадати, да спасется Адам»20 (ТП. Л. 495). Сердце человеческое, подготовленное молениями и предыдущими беседами и притчами Христа, уже как бы прозрело и в образе Грядущего на вольную смерть видит таинственного и страшного Царя царствующих и Господа господствующих, Судию, грядущего судить мир.
........
О Страстной седмице
Бедный наш народ! Бедный и материально, и духовно. Сколько сокровищ предлагает нам в эти дни Православная Церковь, но много ли людей приходит в храмы, чтобы насладиться ими, обогатиться духом, в Бога богатеть?
"Целомудрию Иосифа подражать будем, верные; познаем Почтившего разумом человеческое естество, проводя жизнь со всякой осторожностью, в деятельной добродетели" (Трипеснец на повечерии в Великий Понедельник).
В православных храмах проходят торжественные и умилительные службы, многократно читается Евангелие, поются дивные песнопения, призывающие нас задуматься о своем спасении. Бог близко к нам настолько, что каждый день Страстной седмицы мы сопереживаем последним дням Его земной жизни.
Что нужно в эти дни христианину? Смиренно прийти в храм и прославить Бога, страдающего ради нашего спасения. Поправить наш разум, пошатнувшийся от безумия этого мира, священными песнопениями и чтениями и утвердить нас в добродетельной жизни. Не только поверить, но и довериться Богу.
А мы?..
Мы иной раз кичимся своей принадлежностью к "народу-богоносцу", как некогда иудеи гордились принадлежностью к богоизбранному народу, а сами охотно доверяем свою жизнь не Богу, а суевериям и приметам.
Что толку, если мы, будучи русскими по рождению и православными по крещению, не живем церковной жизнью, а в трудных моментах своей жизни бежим к "бабкам" и "целительницам" и потворствуем самому грубому суеверию?
Мы часто задумываемся, почему за несколько лет после революции 1917 года Россия изменилась в прямо противоположную сторону и с ревностью стала уничтожать то, чему до этого с ревностью поклонялась? Ищут тут и заговор масонов и работу евреев, находят и массу других причин. Но ведь ответ так очевиден. Большинство русских, как тогда, до февральско-октябрьской смуты, так и сейчас, приняв крещение, так и не стали православными. И вместо того, чтобы извлечь пользу из этого страшного исторического урока и всемерно стремиться укреплять осмысленную веру, мы только ищем виноватых.
Ну, скажите, как может человек назвать себя православным, когда вместо или даже вместе с посещением храма в Великий Четверг, день святой и страшный, русские крестьяне "варили кисель (обычно овсяный), выносили его в миске на улицу и кричали: "Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не бей наш овес, нашу рожь, а бей быльник да крапивник!" или: "Мороз, мороз, не морозь наш овес! Киселя поешь, нас потешь!"
В этот день хозяин перед восходом солнца выходил на улицу и потряхивал соху, чтобы хлеб лучше родился. В иных деревнях выходили взрослые мужчины и женщины и изображали пахоту, молотьбу, косьбу, даже разыгрывали сцены полевых работ в доме, полагая, что это скажется лучшим образом на самих работах и на урожае. Тверские мужики в Великий Четверг садились верхом на кочергу и трижды объезжали вокруг избы, огорода и поля, произнося при этом: "Крот, крот, не ходи в мой огород, в день чистого четверга вот тебе кочерга".
По отношению к домашнему скоту тоже проделывается целый комплекс действий. Мальчики с восходом солнца бегали с колокольчиками на шее вокруг деревни, "чтобы скотина прямо с пастбища ходила домой, а не плутала". На Пинежье в Великий Четверг хозяйка открывала трубу и кричала: "Пар Божья скотинка, коровушка Пестронюшка, в чистом поле – обед, дома – ночлег. Не ночуй на бору, ходи ко двору!"
Еще в конце прошлого века в Вятской губернии происходило следующее: в Великий Четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в руке на огород и опрокидывает горшок на кол; горшок остается опрокинутым на колу в течение всего лета – он предохраняет кур от хищной птицы.
Чрезвычайно архаический обряд защиты дома и скотины совершали на рубеже XIX–XX столетий в глухих костромских деревнях. Здесь девушка "до солнца садилась на помело, распускала волосы и в одной рубахе, без пояса, объезжала дом с постройками. Подъехав к окну, обращалась к матери: "Тетка Анна, скотина дома?" – "Дома!" Благословляла. И так три раза".
И всё это, и многое другое, подчас совсем непристойное, надо, согласно "народной мудрости", делать в самые страшные и величественные дни церковного года.
* * *
Перечислять все эти суеверия можно долго и неприятно. В интернете они представлены широко. Такое ощущение, что большинство россиян и вправду думают, что можно быть православным, соблюдая лишь народные приметы.
Но что же на самом деле надо делать в Страстную седмицу? Ответ прост – идти в храм.
Страстною седмицей называется последняя перед Пасхою неделя Великого поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на Кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Согласно расхожему представлению, этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Но черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах "победили" белые облачения, а чёрные с конца XIX в. "ушли" в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.
По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.
В первые три дня на утрени после шестопсалмия поется тропарь: "Се Жених грядет в полуноши"..., а после канона поется песнь: "Чертог Твой вижду, Спасе мой"... Все эти три дня совершается Литургия Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.
В Великий Четверг совершается торжественная литургия, за которой уместно причаститься всем христианам в память об установлении Таинства Евхаристии.
В Великую Пятницу во время вечерни (которая служится днем) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; это совершается в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребения Его.
В Великую Субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.
* * *
"Неисполнение добрых дел уподобляет нас смоковнице: уклонимся же от того, чтобы не иссохнуть, как некогда она, синагогу, одними листьями покрытую предначертавшая. Образ Владыки изображая, Иосиф в ров ввергается, родными продается, все терпит, славный, как поистине прообраз Христов" (Трипеснец на повечерии в Великий Понедельник).
Великий Понедельник посвящен воспоминанию евангельской истории об иссушении в этот день Иисусом бесплодной смоковницы, которая символизирует не приносящие духовных плодов души. Эпизод об иссохшей смоковнице знаменует и силу веры, и молитвы.
В богослужениях вспоминается также сын Иакова – Иосиф Прекрасный, который из зависти был продан своими братьями в египетское рабство, также как Иисус был предан и осужден на смерть из-за ненависти и зависти иудеев. Освобожденный из заточения Иосиф царствует над Египтом, также как восставший из гроба Иисус царствует над миром. В понедельник и среду Страстной недели можно есть только хлеб, овощи и фрукты (это называется сухоядение).
"Все ты услышала, душа, как Христос Божественным ученикам Своим провозглашал, о кончине мира говоря; ты же, познав (свой) конец, готовься впредь: время исхода пришло. Уразумела ты, бесплодная душа, пример лукавого раба; бойся и не пренебрегай дарованием, которое приняла не с тем, чтобы спрятать в землю, но чтобы торговлю вести. Да светлым будет светильник, да преизливается из него как некогда у дев разумных и елей – сострадание, чтобы обрести тебе, душа моя, тогда брачный чертог Христов отверстым" (Трипеснец на повечерии в Великий Вторник).
В Великий Вторник думают о Страшном Суде и воскресении мертвых, вспоминается обличение Христом фарисеев, которые за наружной набожностью скрывали холодность и бездушность.
Рассказывается также притча о 10 девах, которая призывает к духовному бодрствованию. В основе притчи лежит восточная традиция встречать с зажженными светильниками жениха и провожать в дом отца невесты. Она символизирует Второе Пришествие Христово в образе прихода жениха в дом. Пять мудрых дев заранее запаслись маслом для светильников, другие же, неразумные, поленились это сделать. Когда Сын Божий (Жених Небесный) пришел ночью, мудрые девы смогли его встретить и он забрал их с собой в Царство Небесное. Неразумные девы побежали покупать масло для ламп и в Царство не попали. Они напоминают нам о необходимости всегда быть готовыми к встрече с Господом, проявлять смелость и изобретательность на путях добра, не унывать.
Во вторник и четверг Страстной Недели разрешается есть горячую пищу без растительного масла.
"Ароматами я богата, добродетелями же скудна; что имею, Тебе приношу: дай мне Сам то, что имеешь, и отпусти мне и прости", – взывает блудница Христу. "О блаженные руки! О волосы и уста блудницы целомудренной (т.е. благоразумной)! Ими она возлила, Спаситель, миро на ноги Твои, отирая их и непрестанно лобзая" (Трипеснец на повечерии в Великую Среду).
Великая Среда – день предания на страдания Иисуса Христа. В Великую Среду сравниваются два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины и предателя Иуды, выбравшего духовную гибель.
По преданию, в этот день Иисус отдыхал в доме Симона прокаженного, здесь к нему пришла всеми презираемая жена-блудница, чтобы излить свою душу и раскаяться. Она омыла ноги Иисуса слезами и помазала его голову благоуханной миррой, тем самым приготовив его к погребению. В этот же день иудейские первосвященники собрались на совет и решили взять хитростью и убить Христа, а Иуда решается предать за 30 серебряников своего Учителя. Церковь сравнивает два поцелуя: раскаявшейся грешницы Марии и предателя Иуды.
* * *
"Горница устланая приняла Тебя, Творца, и в Твои тайны посвящаемых, и там Ты Пасху совершил, и там установил Свои Таинства; ибо там двумя посланными ныне Твоими учениками была Пасха приготовлена Тебе.
Замысел богоубийц с поведением сребролюбца сочетался: те к убийству вооружались, этот же к сребренникам устремлялся; и вот, удавление тогда покаянию предпочтя, он бедственно жизни лишился. Поцелуй твой обмана полон; как меч – твое "Радуйся", льстивый Иуда; твой язык произносит слова о единстве, ум же направляется к разделению: ибо предать беззаконникам Благодетеля ты замыслил коварно. Христос есть Пасха, великая и священная, съеденный как хлеб и заколотый как овца; Ибо Он Сам был вознесен за нас как Жертва. Его Тела благоговейно и Его Крови мы все таинственно причащаемся.
Христос устроил для мира пиршество, Он, Хлеб небесный и Божественный. Придите же, христолюбцы, бренными устами, но сердцами чистыми примем с верою; жертву Пасхи, в нас священнодействуемую" (Трипеснец на повечерии в Великий Четверг).
Великий Четверг особенно выделяется в Страстной Неделе, в этот день вспоминаются следующие события из жизни Христа: омовения Иисусом ног учеников – знак смирения, Тайная вечеря – на ней было установлено Таинство Причащения (Евхаристия), молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды. По иудейской традиции в четверг отмечался первый день Пасхи – праздник избавления от египетского рабства. Под видом хлеба и вина ученикам преподается Тело и Кровь Иисуса, которые символизируют бескровную жертву, приобщение к Богу.
Ночь с четверга на пятницу считается самым страшным моментом церковной истории, так как Иисус Христос был осужден на смерть.
"Снова вы спите", – Христос ученикам возгласил, – "бодрствуйте, уже приблизился час, встаньте, идем друзья Мои: вот, предатель-ученик, имея с собою целый отряд, идет предать Меня человекоубийцам!". Беззаконники, крича еще громче Пилату: "Возьми, возьми, распни Христа!" – просили убить Его, как осужденного. Но не Он ли воскресил мертвых, прокаженных очистил, кровоточивую исцелил, расслабленных укрепил? Бичевание претерпев, Создатель мой, Ты и предан был ради меня на распятие, чтобы спасение мое посреди земли совершив, источить миру жизнь и драгоценною Твоею кровию бессмертие даровать поклоняющимся Тебе (Трипеснец на повечерии в Великий Пяток).
Страстная Пятница – самый скорбный день. Пятница – день воспоминания Спасительных Страстей (т.е. страданий) Господа.
В этот день Иисус был предан иудейским властям, совершил крестный ход на Голгофу, был распят и умер. В честь празднования иудейской Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника в надежде, что народ выберет Иисуса, но толпа остановила свой выбор на разбойнике.
В иудейской традиции в этот день приносили в жертву непорочного ягненка. Распятие Иисуса Христа символизирует заклание Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Также как и кости жертвенного ягненка не должны быть переломаны, Иисусу не перебили колени, что в те времена делали со всеми другими узниками.
В церквях в Страстную Пятницу прекращается колокольный звон, в этот день ничего не едят до второй половины дня – выноса плащаницы, что символизирует снятие Иисуса с Креста.
Церковь в этот день призывает задуматься, не похожи ли мы на тех, кто предал Иисуса, не ищем ли в окружающих "врагов" и "еретиков", не поступаем ли против совести, пытаясь добиться материальных благ.
Где, Сын Мой и Боже, благовестие давнее, которое возвещал Мне Гавриил? Царем и Сыном Бога Всевышнего он нарекал Тебя; ныне же вижу Тебя, Свет Мой сладкий, нагим и покрытым ранами мертвецом. Избавляя от муки, ныне возьми Меня с Собою, Сын Мой и Боже, да сойду и Я, Владыка, с Тобой во ад: не оставь Меня одну, ибо уже жить не могу, не видя Тебя, сладкого Моего Света. "Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое", – со слезами Пречистая взывала, – "воскресни и утоли Мою муку и печаль, ибо Ты можешь все, Владыка, и творишь, что хочешь, хотя и был погребен добровольно!". "Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыка: ибо желая спасти Твое создание, Ты принял смерть", – возгласила Пречистая, – "но Воскресением Твоим, Спаситель, помилуй всех нас!" (Канон на повечерии в Великий Пяток).
В Великую Субботу вспоминают погребение Христа, сошествие Его в ад для возвещения победы над злом и освобождения душ верующих. Суббота – день покоя и ожидания. Священники переодеваются из темных, черных одежд, которые носят в течение всей Страстной недели, в белые, что символизирует победу добра над смертью, грехом и дьяволом.
* * *
Вот такое понимание и празднование Страстной Седмицы идет нам на пользу. Молитва в храме и достойное причащение и будет самым лучшим воспоминанием великих дней страданий Христовых.
Не будем же пытаться быть "своим" этому миру и вымаливать у него здоровье

Протоиерей Андрей Ткачев «СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА» И ДР. ПЕРЕДАЧИ «СВЯТАЯ ПРАВДА» Эфир
себе и своим детям. Назвавшись христианами, постараемся быть ими и иметь доверие Богу.

"Присоединившись к Господу, все претерпеть стремящемуся, готовы будем к глумлению над собой, к оплеванию, к осмеянию (и к унижению), чтобы с Его пречистым страданием вместе прославиться, верные" (канон на повечерии в Великий Понедельник).

"Мир – Церкви, народу Твоему – спасение даруй Твоим воскресением" (Статии Великой Субботы).

игумен Силуан (Туманов)
gif

Комментарии

Комментариев нет.