Основы православия

Тема 121. Восьмая заповедь Ветхого Завета: Не укради.
Это самый короткий стих Библии (Исх.20:15; Втор.5:19): «Не кради», то есть не присваивай себе чужого. Самый известный в истории вор – Иуда («он … был вор» (Ин.12:6)).
Некоторые виды воровства известны всем издавна: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, невозврат долга... С другой стороны, современная жизнь даёт нам примеры новых форм этого греха, его мутации: занижение показаний счётчиков, обман при страховке, получение льгот обманным способом, покупка краденого, взяточничество, невыплата зарплаты в срок, тунеядство (жизнь за чужой счет).
Украсть можно и власть (нечестные выборы, лживая пропаганда, подкуп избирателей, мошенничество с бюллетенями...), должность, статус и т.п.
Кроме того, в некоторых случаях к грехам против восьмой заповеди можно относить нечестность в отношениях между людьми: ложь, лицемерие, человекоугодие, так как в этом случае люди пытаются приобрести расположение ближнего путём обмана.
Размер кражи не имеет значения, деления на мелкую кражу и в особо крупных размерах в духовной жизни нет, по словам апостола «ни воры, ни лихоимцы… Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10).
Фактически нарушение этой заповеди – это обвинение Бога в том, что Он неправильно управляет миром, форма мятежа против Бога: кому-то дал, а мне не дал. В основе кражи, воровства лежит страсть сребролюбия и побеждается она приобретением противоположной ей добродетели – милосердия – и духовной жизнью, ибо чрезмерная привязанность к материальным ценностям всегда происходит от искажённой духовности, бездуховности.
Практический совет
В церковной жизни принято поздравлять людей с тем или иным днем. Вот и сегодня можно услышать: «С Великой Средой!» Или даже: «С праздником!» Как можно поздравить с днем, когда умышление убить Бога переводится в плоскость практических решений?
Сегодня отпадают великопостные особенности богослужений. В последний раз совершаются поклоны при чтении молитвы преподобного Ефрема Сирина (в конце Литургии). Теперь мы будем кланяться только у Плащаницы Христовой (после чего земные поклоны прекращаются до Дня Святой Троицы - 50-й день по Пасхе).
протоиерей Александр Абрамов
Случайный тест
1. Исключите лишний вариант ответа:
1Душа по природе христианка
2Кровь мучеников — семя христианства
3Бог — неплохой художник
4Бог для того стал человеком, чтобы человек стал Богом
Правильный ответ: №4
Материалы для изучения: Тертуллиан
Комментарий:
Первые три выражения, согласно преданию, принадлежат авторству Тертуллиана. Последнее изречение не входит в этот ряд.
.....
Жизнеописание
Тертуллиан – не отец Церкви, а лишь церковный писатель. Во второй половине жизни он уклонился в раскол монтанистов. Но его сочинения, написанные до этого уклонения, имеют большие достоинства, высоко ценились отдельными отцами и оказали значительное влияние на развитие западного богословия.
Тертуллиану принадлежит ряд глубоких мыслей и выражений, распространённых и хорошо известных даже в наше время:
«Душа по природе христианка»;
«Кровь мучеников – семя христианства»;
«Мы явились только вчера, но уже наполняем всё; города, крепости, суды, бани, деревни, портики, только храмы ваши оставляем вам»;
«Бог – неплохой художник»;
«Диавол подобен обезьяне»; «Что общего у Христа с Платоном, или у Церкви с академией ?»
Наконец, Сredo quia аbsurdum est – выражение, которое часто переводится неправильно, чтобы дать повод для насмешек: «Верю, потому что это нелепо». Правильнее же было бы перевести это выражение так: «Верю, потому что это не поддается доказательствам». Но это не означает, что предметы веры абсурдны, ведь не могут быть доказаны почти все аксиомы и основные положения в любой философской системе.
Тертуллиан – его полное имя Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан – родился и жил в Карфагене, главном городе Римской провинции в Северной Африке, завоёванной во II веке до Рождества Христова.
Христианство в Северной Африке распространилось из Римской Церкви латинскими миссионерами. Ко времени жизни Тертуллиана здесь имелись уже десятки епископов с митрополией в Карфагене.
Тертуллиан родился около 155 года в семье римского центуриона, язычника, получил юридическое образование, знал греческий язык и был знаком с философией и литературой. Об этом можно заключить по его сочинениям.
В зрелом возрасте он обратился в христианство: большое впечатление произвели на него христианские мученики, был женат и состоял пресвитером Карфагенской Церкви. Придерживался крайних воззрений и резко обличал не только язычество (отрицал значение языческой культуры), но и всякие уклонения в жизни христиан.
Тертуллиан был в Риме, где ознакомился с учением монтанистов. По словам блаженного Иеронима, какая-то обида со стороны римского клира явилась поводом для уклонения его в раскол монтанистов (где-то в 200–207 гг.) Он поверил в доступность откровений,увлёкся «новым пророчеством» и строгостью нравственных требований монтанистов.
Тот же блаженный Иероним свидетельствует, что уклонений от Православия в области веры у Тертуллиана не было и, лучше разобравшись в сущности монтанизма, Тертуллиан отошёл от раскола, образовал собственную общину. Но нет сведений о возвращении его в общение с Церковью.
Тертуллиан скончался после 220 года.

gif

Комментарии

Комментариев нет.