Тоннель под Амуром (во время строительства — стройка № 4) — однопутный железнодорожный тоннель протяжённостью 7198 метров на Транссибирской магистрали, в Хабаровске. Построен в 1937—1941 годах для дублирования моста через Амур. Является единственным подводным сооружением на железных дорогах России.
В 1944—1945 гг началась перевозка грузов, связанных с предстоящими боевыми действиями с Японией. В соответствии с приказом наркома путей сообщения И. В. Ковалёва от 22 мая 1945 г. на Дальневосточной магистрали форсированными темпами были проведены работы по приспособлению тоннельного перехода через р. Амур для пропуска всех видов транспорта и воинских соединений. После окончания боевых действий на Дальнем Востоке тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В связи с ростом грузопотоков, для увеличения пропускной способности Транссиба в 1964 году тоннель стали использовать для движения грузовых составов в нечётном направлении. После завершения электрификации дороги по тоннелю стали пропускать и пассажирские поезда.[1]
По состоянию на 2008 год составы идут как над Амуром — по железнодорожному мосту, так и по тоннелю. После завершения в 2009 году второй очереди реконструкции Амурского моста открытие по нему двухстороннего движения сняло проблему «узкого места» Транссиба. Это дало возможность провести реконструкцию подводного тоннеля, по окончании которой пересечение Амура Транссибирской магистралью осуществляется уже по трём путям — два по мосту и один — по тоннелю. На сегодняшний день ведется разработка проекта реконструкции тоннеля.
В 1944—1945 гг началась перевозка грузов, связанных с предстоящими боевыми действиями с Японией. В соответствии с приказом наркома путей сообщения И. В. Ковалёва от 22 мая
1945 г. на Дальневосточной магистрали форсированными темпами были
проведены работы по приспособлению тоннельного перехода через р. Амур
для пропуска всех видов транспорта и воинских соединений. После
окончания боевых действий на Дальнем Востоке тоннель в качестве
секретного объекта находился на консервации. В связи с ростом
грузопотоков, для увеличения пропускной способности Транссиба в 1964 году
тоннель стали использовать для движения грузовых составов в нечётном
направлении. После завершения электрификации дороги по тоннелю стали
пропускать и пассажирские поезда.[1]
По состоянию на 2008 год составы идут как над Амуром — по железнодорожному мосту, так и по тоннелю. После завершения в 2009 году
второй очереди реконструкции Амурского моста открытие по нему
двухстороннего движения сняло проблему «узкого места» Транссиба. Это
дало возможность провести реконструкцию подводного тоннеля, по окончании
которой пересечение Амура Транссибирской магистралью осуществляется уже
по трём путям — два по мосту и один — по тоннелю. На сегодняшний день
ведется разработка проекта реконструкции тоннеля.